В Приморском крае действует целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)», которая определяет перспективными для развития туризма такие виды туризма, как культурно-познавательный, экологический, активный (конный, горнолыжный, экстремальный и т.д.), деловой и круизный [2]. Несмотря на то, что в крае появляются увлекательные туристические объекты, осваиваются новейшие форматы развития турпродукта региона, растет туристическая инфраструктура, улучшается качество услуг, показатели деятельности туристических фирм снижаются (таблица 1).
Таблица 1 – Основные показатели деятельности туристских фирм.
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
|
Реализовано путевок - всего, тыс. штук |
275.4 |
336.5 |
255.2 |
282.4 |
121.8 |
из них непосредственно населению |
275.4 |
336.5 |
255.2 |
282.4 |
121.2 |
в том числе: |
|||||
гражданам России по территории России |
4.9 |
4.0 |
3.0 |
5.1 |
9.3 |
гражданам России по зарубежным странам |
257.0 |
303.0 |
230.4 |
227.4 |
91.1 |
иностранным гражданам по территории России |
13.5 |
29.4 |
21.8 |
49.9 |
20.8 |
Стоимость реализованных населению туристских путевок, млн. руб. |
1897.8 |
2536.1 |
3402.2 |
3743.8 |
1533.3 |
в том числе: |
|||||
гражданам России по территории России |
65.5 |
28.4 |
40.1 |
46.4 |
77.3 |
гражданам России по зарубежным странам |
1801.8 |
2457.6 |
3317.3 |
3593.1 |
1340.4 |
иностранным гражданам по территории России |
30.5 |
50.1 |
44.8 |
104.2 |
115.6 |
Численность обслуженных посетителей, человек |
315491 |
452397 |
301564 |
310264 |
133948 |
в том числе: |
|||||
отправлено граждан России |
301312 |
415279 |
270546 |
256164 |
111585 |
принято иностранных граждан |
14179 |
37118 |
31018 |
54100 |
22363 |
По данным таблицы видно, что большой интерес иностранных туристов в Приморье наблюдался в 2013 г., когда иностранным туристам было реализовано 49.9 тыс. путевок стоимостью 104.2 млн. руб. В 2014 году интерес иностранных граждан к Приморскому краю резко снизился, так как реализовано путевок было 20.8 тыс. путевок стоимостью 115.6. Также видно, что стоимость путевок с каждым годом увеличивается, а численность иностранных туристов, которым реализованы путевки уменьшается.
Данные о развитии въездного и выездного туризма в Приморском крае за 2013 - 2014 гг. приведены в таблице 2.
Таблица 2 – Численность туристов, обслуженных туристскими фирмами.
2013 |
2014 |
|||||||
всего |
в том числе |
всего |
в том числе |
|||||
граждане России (отправлено) |
граждане других стран (принято) |
граждане России (отправлено) |
граждане других стран (принято) |
|||||
Российская Федерация |
9082 |
9082 |
- |
9958 |
9958 |
- |
||
Китай |
225227 |
175257 |
49970 |
100725 |
81969 |
18756 |
||
Таиланд |
35932 |
35932 |
- |
8605 |
8605 |
- |
||
Япония |
4411 |
538 |
3873 |
4262 |
849 |
3413 |
||
Корея |
2139 |
2123 |
16 |
2210 |
2209 |
1 |
||
другие страны Азии |
27260 |
27207 |
53 |
3572 |
3478 |
94 |
Наиболее высокий интерес к посещению Приморского края больше всего проявляют жители стран АТР, прежде всего Китая. Большое число визитов в Приморье совершают также туристы из Республики Корея, Японии и др., однако, туристы из Китая составляют три четверти всего международного въездного потока в Приморский край. Но поток иностранных туристов в Приморский край падает в 2014 году по сравнению с 2013 годом, так как отсутствуют вторичные посещения, а поток туристов из других стран Азии увеличивается. Кроме того, выездной туризм в Приморье носит ярко выраженный внутрирегиональный характер: 99% убытий россиян направлено в страны АТР.
Факторы, обуславливающие возможности развития как въездного, так и внутреннего туризма достаточно разнообразны, это и социально-политические, экономические, культурные, правовые, географические и т.д. Причем степень их влияния и направленность может иметь как положительный, так и отрицательный характер [3].
Для увеличения туристского потока на порядок (именно такая задача ставится перед краем), необходимо сконцентрироваться на конкретных точках роста. Важным фактором, способствующим развитию туризма в Приморском крае, является реализация значительных инвестиционных проектов в сфере туризма, создание «центров притяжения» для российских и зарубежных туристов.
Одним из таких центров и как фактора в будущем способствующего развитию туризма является открытие Интегрированной развлекательной зоны Приморья. Это первый объект игровой развлекательной зоны «Приморье», которую строят в районе бухты Муравьиной. По данным администрации края на конец октября 2016 года, Tigre de Cristal с начала года посетили более 190 тысяч человек. Около 30 % из них составляют иностранные туристы из азиатских стран — КНР и Республики Корея. Поступления в бюджет Приморского края за год работы казино составили 130 миллионов рублей [4].
Еще одним из объектов туризма может стать проект под названием «Приморское кольцо - Примринг». Планируемая площадь комплекса составит 78 гектаров, длина главного трека: 3613 метров, спидвей трасса - 400 метров, а мотокроссовая трасса — 11,6 километров. Красивый город, игорная зона и «Приморские кольцо - Примринг» не единственные причины, которыми можно привлечь туристов в Приморский край. Горы, реки, озера, целебные источники, рощи и пещеры - таких мест в данном субъекте Российской Федерации не мало. Очень популярна даже среди местного населения священная гора Пидан, вокруг которой таится большое количество легенд [5]. Привлекает сегодня туристов не только возможность отдохнуть, познакомится с природными и историческими особенностями края, но и комфортно провести время в городской среде. Поэтому в крае уделяется большое внимание благоустройству городских населенных пунктов, для обеспечения комфортного проживания, как местного населения, так и гостей (таблица 3).
Таблица 3 – Благоустройство городских населенных пунктов.
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
|
Общая площадь зеленых насаждений в пределах городской черты, га |
71549 |
71635 |
66063 |
70310 |
72961 |
Общая протяженность улиц, проездов, набережных, км |
4260 |
4267 |
4354 |
4409 |
4574 |
Удельный вес освещенных частей улиц, проездов, набережных в общей их протяженности, % |
28.1 |
28.6 |
27.3 |
27.5 |
34.0 |
С каждым годом озеленяются парки, сады, скверы, бульвары, улично-дорожные сети, также увеличивается протяженность замощенных улиц с усовершенствованным покрытием и обеспеченных подземными водостоками.
Основными факторами снижающими привлекательность Приморского края для туристов, является низкий уровень безопасности и отсутствие комфорта в путешествии. Это одна из проблем, которая препятствует развитию въездного туризма. За рубежом уже сложился устойчивый стереотип об особой криминальной обстановке в России. В Приморском крае активно борются с правонарушениями, с целью обеспечения комфортного проживания как местного населения, так и гостей края (таблица 4).
Таблица 4 – Динамика правонарушений в Приморском крае
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
|
Число зарегистрированных преступлений |
50927 |
45637 |
48067 |
52458 |
48846 |
Число зарегистрированных преступлений на 100 000 человек населения |
2599 |
2338 |
2462 |
2700 |
2527 |
Выявлено лиц, совершивших преступления, человек |
19516 |
16764 |
16235 |
18413 |
19062 |
В 2014 году, по сравнению с 2013 число зарегистрированных преступлений сократилось в 3612 человек, снизилось число лиц совершивших преступления.
Также следующим главным пунктом в безопасности туристов является отсутствие достаточного количества гостиниц высокого уровня [6]. Нередко в дальневосточных и приморских гостиницах и ресторанах можно увидеть охранников пенсионного возраста, вахтеров и даже людей из бывших союзных республик, которые практически не владеют иностранным языком и не смогут в полной мере обезопасить туристов от каких-либо происшествий. Это также влияет на безопасность иностранных туристов.
Одной из причин снижения как въездного, так и выездного турпотока стала высокая стоимость туров для россиян и иностранных туристов.
Таблица 5 - Цены на услуги в сфере туризма
(декабрь к декабрю предыдущего года, в процентах)
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
|
Услуги в сфере туризма |
103.7 |
108.6 |
102.5 |
105.8 |
115.6 |
Услуги гостиниц и прочих мест проживания |
101.2 |
105.6 |
115.1 |
109.7 |
129.6 |
Санаторно-оздоровительные услуги |
105.0 |
101.0 |
114.5 |
105.9 |
106.4 |
Услуги пассажирского транспорта |
102.7 |
113.0 |
98.2 |
115.0 |
113.7 |
По данным таблицы можно сказать, что достопримечательности Приморья оцениваются чрезмерно высоко для иностранных туристов. Один день пребывания в гостинице Владивостока при низком уровне сервиса обходится иностранным гостям примерно в 150 и более американских долларов. В 2014 году, по сравнению с 2013, услуги гостиниц и прочих мест проживания выросли на 19,9%. Не только иностранные туристы, но и сами россияне не могут в полной мере воспользоваться рекреационными ресурсами. Это обусловлено высокими ценами на транспортные услуги, санаторно-курортное лечение, услуги в сфере туризма. Но в 2014 году, по сравнению с 2013, услуги транспорта уменьшились на 1,3%, а цена на санаторно-оздоровительные услуги увеличилась на 0,5%. Кроме того, тарифы на услуги пассажирского транспорта с начала года выросли на 3,4% к декабрю 2014 года. Значительный рост цен отмечался на санаторно-оздоровительные услуги – 120,5% к декабрю 2014 года, экскурсионные услуги – 120,5%. Стоимость медицинских услуг возросла на 9,8%, услуг организаций культуры – на 3,8%.
Низкое туристское предпочтение связано с отсутствием уникальных предложений, эксклюзивных туров, способных потрясти воображение и заставить туристов вернуться. Стандартный набор предлагаемых услуг и экскурсий для иностранных туристов довольно узок: обзорная экскурсия по городу с посещением видовых площадок, краеведческого музея, "Владивостокской крепости", мемориальной подводной лодка С-56, океанариума и магазина сувениров. У разных туристских фирм могут быть небольшие дополнения, но при повторном посещении Дальнего Востока туристы вряд ли пожелают еще раз знакомиться с упомянутыми экскурсионными объектами.
Из-за того, что туристическая инфраструктура плохо развита в крае, Приморье не может реализовать все свои возможности, поэтому все перечисленные факторы приводят к тому, что недостаток уникальных событий приводит к тому, что иностранные туристы не посещают Приморский край вторично. Туристу кажется, что он уже все видел и ничего нового его уже не ожидает. Ведь большинство турфирм очень плохо координируют работу перевозчиков и гостиниц, ощущается острый недостаток профессиональных кадров. Также сдерживает развитие туризма в Приморском крае практически полное отсутствие рекламы, которая могла бы вызвать интерес у иностранцев, а также нужно использовать туристско-рекреационный потенциал полностью. Для того чтобы продукт продавался, он должен быть качественным и хорошо прорекламирован.
Список использованных источников
Vlasenko A.A., Tsareva N.A., The places of settlement of koreans in the Primorsky region as a factor of enhancing cultural tourism in the region Journal of Environmental Management and Tourism Issue 2 (12) Winter 2015 P.346-352. [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.asers.eu/publishing/index.php/jemt/article/view/416
Федеральная целевая программа «Развитие въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации» на 2011-2018 годы [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071986/
Царева Н.А. Оценка потребностей и потенциала региональных субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере международного и межрегионального сотрудничества: на материалах социологического исследования проведенного в Приморском крае // Экономика и предпринимательство. — 2015. — №1 (54). — С. 981-987.
Репортаж: Один вечер в казино Tigre De Сristal во Владивостоке [Электронный ресурс] Режим доступа: http://vladivostok3000.ru/city/18118-reportazh-odin-vecher-v-kazino-tigre-de-sristal/
Азимов Т. А., Безнощук Л. Ю. Перспективы развития туризма в Приморском крае // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 361-364.
Шестак О.И. Стратегический подход к развитию малого и среднего предпринимательства на региональном уровне (на примере Приморского края) / О.И. Шестак // Экономика и менеджмент систем управления. 2015. Т. 17. № 3.1. С. 183-196.