СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Солдатенкова Т.А. 1, Бажина А.С. 2
1ФГБОУ ВО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса», филиал в г. Артеме Артем, Россия
2ФГБОУ ВО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса», филиал в г. Артеме
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Солдатенкова Т.А., Бажина А.С.

ФГБОУ ВО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса», филиал в г. Артеме

Артем, Россия

THE SYSTEM OF DISTANCE EDUCATION IN THE EDUCATIONAL PROCESS

Soldatenkova T.A., Bazhina A.S.

Vladivostok State University of Economics and service, brunch in Artem

Artem, Russia

Всё чаще в нашей современной жизни мы сталкиваемся с понятием дистанционное обучение. Наряду с традиционными методами образования и контроля знаний данный вид обучения довольно быстро становится популярным. Это методическое направление в педагогике на протяжении последних лет находит своих сторонников, и мы вполне можем рассматривать его как самостоятельный отдельный вид образования.

Цель работы – изучить проблемы и перспективы использования дистанционного обучения для получения полноценного образования.

Задачи работы:

  • рассмотрение дистанционного обучения в качестве отдельного вида образования

  • выявление преимуществ и недостатков данного вида образования

  • освещение основных проблем дистанционного обучения

  • внедрение новейших образовательных программ и возможные результаты

Эффективность дистанционного обучения достигается путём наиболее полного и точного согласования требований образовательного стандарта и возможностей студента. При грамотно организованном учебном процессе учитываются все временные и территориальные ограничения, с которыми сталкиваются участники данного мероприятия. Одним из самых сильных аргументов в пользу дистанционного обучения, является тот факт, что студенты, в большинстве своем, имеют возможность своевременно связаться с преподавателем в процессе обучения, задать вопрос по изучаемому материалу, получить консультацию по непонятому разделу. Все эти действия свободно осуществляются посредством написания личных сообщений либо в процессе общения на форуме. Преподаватель же, в свою очередь, имеет возможность без затруднений реализовывать контроль над деятельностью ученика в процессе обучения, что позволяет студенту работать равномерно, без каких-либо скачков, а значит наиболее эффективно. За каждый пройденный раздел курса студенту необходимо отчитаться перед преподавателем и только после этого он сможет двигаться дальше. В автоматизированной системе дистанционного обучения контроль приобретаемых знаний может быть очень подробным и практически постоянным. Ну и конечно главное достоинство данного вида обучения- это независимость преподавателя при оценке им студента, практически невозможно сделать это на основании личных предпочтений.

Дистанционная технология обучения удобна:

  1. Для специалистов, которые уже имеют высшее образование и которые стремятся расширить знания в выбранной ими области, повысить свою квалификацию, пройти переподготовку или получить второе высшее профессиональное образование;

  2. Для потребителей образовательных услуг довузовской, вузовской и послевузовской подготовки. Дистанционное обучение вполне в состоянии обеспечить возможность получения качественного образования тем потребителям, которые не имеют возможности получить традиционные образовательные услуги из-за ограниченной пропускной способности существующей образовательной системы, удаленности вузовских центров, невозможности совмещения учебы с работой, а также:

  • жителям сельской местности и регионов, которые удалены от вузовских центров;

  • представителям таких профессий, где существует высокая связь с мобильностью места работы;

  • лицам, проходящим действительную срочную (контрактную) службу в рядах национальных вооруженных сил СНГ,

  • лицам, имеющим медицинские ограничения для получения регулярного образования в стационарных условиях (инвалиды, раненые, находящиеся на излечении в госпиталях, лица, нуждающиеся в обучении исключительно на дому и т.п.).

На основании опроса, проведенного в филиале ВГУЭС города Артема среди студентов, было выяснено, что основная часть первокурсников представляет, что обучение с применением дистанционных технологий обеспечивает достаточно высокое качество знаний. Они находят привлекательным процесс поступления и обучения, его стоимость, а также тот факт, что расписание занятий подобрано индивидуально для каждого обучающегося. Однако, не смотря на это, у большей части первокурсников выявлено нечеткое и размытое понимание определения дистанционного образования. Безусловно, данный фактор является риском, с которым потенциальные потребители ассоциируют сложности, которые могут возникнуть в процессе их обучения.

Студенты старших курсов филиала ВГУЭС иначе относятся к данному виду обучения. По результатам опроса стало ясно, что наиболее решающими факторами при выборе ими дистанционного обучения являются возможность совмещения учебы и работы и достаточно приемлемая оплата для обучения. Сравнительная легкость получения образования данным способом привлекает студентов и позволяет им становиться более востребованными на рынке труда.

Попробуем разобраться в плюсах и минусах технологии данного обучения. Несомненно, к плюсам дистанционного образования можно отнести возможность разработки программы электронного обучения индивидуально для каждого потребителя, основываясь на его сильных и слабых сторонах. Также нельзя не учитывать разнообразие предлагаемых вариантов восприятия информации. Она может подаваться и в качестве текста, и путем просмотра видеороликов, прослушивания аудиозаписей, а также в результате обмена с другими студентами посредством форумов и личных сообщений. Дистанционное образование позволяет сделать обучение интерактивным, что в свою очередь дает возможность обучающимся обмениваться информацией в режиме онлайн, дополняя ее графическими изображениями и аудиозаписями. Положительной особенностью также является отсутствие привязанности к пространству и времени, что в свою очередь позволяет каждому обучающемуся о данной программе установить наиболее подходящий ему темп и размер образовательных шагов. Самостоятельное обучение приучает к самоорганизации, усидчивости, развивает такие качества как целеустремленность, дисциплина и ответственность перед самим собой. Нельзя не учесть возможность обучаться инкогнито, что важно для людей в силу личных причин, а также возможность получения образования инвалидами и людьми с ограниченными возможностями. Ну и конечно решающими в большинстве случаев факторами является относительно дешевая стоимость обучения и низкая степень нервозности и беспокойства при сдаче зачетов и экзаменов.

Но конечно, как и любой другой процесс, дистанционное обучение имеет и определенные отрицательные стороны, рассмотрим и их. В первую очередь, отталкивающим фактором является отсутствие прямого контакта между преподавателем и обучающимся, из-за чего невозможна организация прямого педагогического воздействия, и как следствие, студенты ощущают нехватку практических знаний и умений. Также оказывает воздействие необходимость в использовании персонального компьютера и Интернета, не каждый человек технически оснащен в этом отношении и готов к использованию этих современных технических средств. Существует проблема аутентификации пользователя при проверках знаний, а также возможность нарушения конфиденциальности. Необходимость соблюдения жесткой самодисциплины, так как результат обучения лежит полностью на совести и сознании обучающегося, а при отсутствии постоянного контроля возможны отклонения в организованности. Так как дистанционное обучения сравнительно новое явление, то как следствие, существует нехватка специалистов и профессионалов в данной области, и , как следствие, довольно высокий процент отсева обучаемых.

По моему мнению, большинство проблем внедрения дистанционного обучения в нашей стране очевидны. В России, как это ни странно, все еще недостаточно хорошо развита инфраструктура Интернета. Плюс к этому подавляющая часть современного населения имеет сравнительно низкие доходы и безграмотность по отношению к использованию современного технического оборудования, такого как компьютер. Среди преподавателей современности так же есть строгие сторонники классического традиционного обучения без использования технического оснащения. Конечно, в таких случаях о внедрении дистанционного обучения не стоит даже говорить. Также не стоит исключать риск того, что вместо одного студента, проходить различного вида проверочные работы будет другой человек. Эта проблема, несомненно, легко устраняется путем установления веб-камер для последующей идентификации обучающихся, но это также требует и определенных денежных затрат.

Исходя из всех преимуществ и недостатков дистанционного обучения, можно прийти к выводу, что в настоящий момент областями применения данного вида образования могут стать:

  • курсы повышения квалификации (именно повышения, а не получение новой специальности);

  • проведение различных семинаров, мастер-классов и видеоконференций, нацеленных на расширение знаний в отдельных областях;

  • получение образования лицами, которые не имеют возможности обучаться традиционно в силу медицинских показаний или живущих в отдаленности от вузовский центров ( то есть в случаях отсутствия альтернативы);

  • групповое обучение слушателей на межрегиональном или международном уровне при участии в каких-либо проектах.

Список использованных источников

  1. Дистанционное обучение [Электронный ресурс]: Акты федерального органа управления образованием (Минобразования и науки РФ) [электронный ресурс]. – :http://zakon.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12307&ob_no=13097Анисимов А.М. Работа в системе дистанционного обучения Moodle. Учебное пособие. 2-е изд. испр. и дополн. – Харьков, ХНАГХ, 2012.-292 стр.

  2. Артемова О.Г., Мальцева Н.А. Проблемы использования дистанционного обучения - Современные образовательные технологии и методы их внедрения в систему обучения: Материалы научно–методической конференции. Вязьма: ВФ ГОУ МГИУ, 2011. – 282с.

  3. Викторова Т.С., Бармашов К.С., Мушкатова М.С. Организация самостоятельной работы студентов с использованием информационных технологий - Современные образовательные технологии и методы их внедрения в систему обучения: Материалы научно–методической конференции. Вязьма: ВФ ГОУ МГИУ, 2011. – 282с.

  4. Романова С. М. Система дистанционного обучения как средство информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 4. – С. 271–275. – URL: http://e-koncept.ru/2013/64056.htm.

  5. Трайнев В.А., Гуркин В., Трайнев О.В. Дистанционное обучение и его развитие - Москва, 2014. - 196 с.

  6. Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования, Издательство: Дрофа, 2012 г. - 592 с.

Просмотров работы: 430