КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОГО ТИПА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОГО ТИПА

Ирхина А.С. 1, Мирошниченко Е.В. 1
1ГБОУ ВО "Белгородский государственный институт искусств и культуры"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современных условиях решения задач улучшения не только общественной жизни в целом, но и культурной политики, административные структуры стоят перед выбором приоритетных критериев, которые смогут задать конкурентоспособное пространство между ориентациями на «эффекты культуры» и достижением «эффективности» (экономической, социальной) от деятельности учреждений культурно-досугового типа. В сфере культуры проблема эффективности менеджмента является центральной. Поэтому необходимо уточнить значение этих понятий, ведь их содержание очень часто смешивается.

Эффект выступает как результат взаимодействия независимо от целей и назначения. Так, Г.Л. Тульчинский отмечает, что проводятся даже анализы и исследования с целью выявления эффекта отдельно взятых мероприятий культурно-досуговых мероприятий. Но в данном случае происходит подмена понятий, т. к. речь идет не столько об эффекте, сколько об эффективности. Можно сказать, что эффектом обладает любое взаимодействие (как вещественное, так и информационное). Эффективностью же обладает не любое взаимодействие или процесс, а лишь то, что имеет определенные цели [3, 467].

Эффективность также всегда относится к понятию «действенность», так, в словаре С.И. Ожегова термин «эффективный» понимается как действенный, дающий эффект [2, 1192].

Эффективность с точки зрения качества, которое обеспечивает учреждению достижение определенных результатов и целей, рассматривает В.А. Абчук. Ключевым же понятием эффективности менеджмента является критерий эффективности менеджмента [1, 440].

Критерий эффективности менеджмента – это количественные показатели, которые характеризуют его экономность и результативность. В качестве критериев эффективности менеджмента руководство должно выбирать такие показатели, которые дают возможность:

  1. Предвидеть прогнозируемый результат – достижение учреждением ее задач;

  2. Дать оценку реальной степени достижения результатов;

  3. Сравнивать пути достижения результатов между собой.

Для достижения этих целей критерии эффективности менеджмента должны раскрыть суть задачи, которую учреждению необходимо решить, определить ключевые пути модернизации и усовершенствования менеджмента [1, 440].

Например, в качестве критериев эффективности менеджмента могут выступать доход, издержки, прибыль, стабильность, рентабельность, рост и другие.

Так, в качестве примера можно проанализировать учреждение культуры Белгорода. В Белгородском государственном центре народного творчества в качестве критериев эффективности менеджмента берут такие целевые показатели, как количество пособий, семинаров, конференций, выездов, проведенных мероприятий и другие. Важно отметить, что учитываются показатели не только самого учреждения, но и показатели культурно-досуговых учреждений Белгородской области (количество действующих в течение года клубных формирований в культурно-досуговых учреждениях).

Таблица 1

Критерии эффективности деятельности государственного бюджетного учреждения культуры «Белгородский государственный центр народного творчества» на 2016 г.

Наименование целевого показателя

Значение показателя

Поквартально

Итого

за год

I

II

III

IV

 

1.Количество изданных методических и иных пособий для культурно-досуговых учреждений, ед.

8

12

6

14

40

2.Количество семинаров, конференций, мастер-классов, творческих лабораторий, школ по всем жанрам и направлениям деятельности клубных учреждений для специалистов культурно-досуговых учреждений области, ед.

5

6

2

5

18

3.Количество выездов сотрудников БГЦНТ в муниципальные культурно-досуговые учреждения области, ед.

31

56

40

58

185

4.Количество проведенных мероприятий БГЦНТ, ед.

60

60

37

75

232

5.в т. числе количество межрегиональных, областных, зональных фестивалей, праздников, конкурсов, выставок, ед.

2

7

4

5

18

6.Объем средств от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности, тыс. руб. (нарастающим итогом)

516

1114

1702

2338

2338

7.Количество действующих в течение года клубных формирований в культурно-досуговых учреждениях – свыше 5 тыс.

> 9 тыс.

> 9 тыс.

> 9 тыс.

> 9 тыс.

> 9 тыс.

8.Рост средней посещаемости культурно-массовых мероприятий (по сравнению с предыдущим годом), %

0,25

0,25

0,25

0,25

1

Данные критерии разработаны в целях повышения качества работы руководителей и работников, развития творческой активности и инициативы при выполнении поставленных задач, успешного выполнения должностных обязанностей.

Критерий эффективности менеджмента помогает оценить объективные данные о текущем состоянии учреждения в целом, выявить потенциал и проблемные направления деятельности. Поэтому критерий эффективности обязан отвечать последующим запросам:

1. Отвечать целям, которые стоят перед учреждением. Целесообразно будет взять в качестве коэффициента успешности учреждения прибыль, если одной из его ключевых целей является получение прибыли. В другом случае, если показатель успешности должен говорить о решении учреждения, то его целью будет устранение социальной проблемы (снижение степени безработицы).

2. Должен быть объединен с внешней и внутренней ситуацией, в которой учреждение разрешает свои задачи. Так, целесообразно будет взять в качестве критериев эффективности стабильность, ликвидность и другие, в случае если учреждение находится в кризисе. С другой стороны, если учреждение преуспевает, то нужно учитывать следующие показатели: прибыльность, рентабельность и другие

3. Быть безграничным, достаточным для решения задач, принятия необходимых решений. Так, всеобще известный показатель «тонно-километры» не дает определить, за счет чего достигнут требуемый результат: то ли за счет тонн (перегруз?), то ли за счет километров (далеко возили?).

4. Быть удобным для применения, т. е. легким, доступным (иметь физический смысл) и выраженным в количественной форме. Не совсем полноценными критериями эффективности являются такие качественные характеристики как «ходовой товар», «высокое качество», «большой спрос» и т. п.

5. Должен быть доступным для приобретения. Например, некоторые критерии эффективности, которые имеют статистическую основу (вероятности достижения определенной цели), идеальны с теоретической стороны, но требуют продолжительных и дорогих по стоимости экспериментов и сложных расчетов, что с практической стороны малопригодно [1, 441].

Ключевой принцип выбора критерия эффективности был обоснован в 1945 году академиком А. Н. Колмогоровым. Он включает в себя установление строгого соответствия между целью, которая может быть достигнута учреждением в результате ее действий, и принятым показателем успешности. В этом смысле показатель успешности (критерий эффективности) называют целевой функцией.

Таким образом, сущность эффективности менеджмента может быть выражена через ее критерии. При оценке критериев эффективности менеджмента в учреждениях культурно-досугового типа необходимо учитывать, что эффективность менеджмента – это один из моментов эффективности самого учреждения, поэтому расчет проводится на основе общепринятых методов оценки эффективности менеджмента. Также необходимо учитывать то, что отличительной чертой управленческого труда является то, что как труд производительный, характеристика выражается в результатах деятельности всего коллектива, а не отдельно взятого работника. Следовательно, и оцениваться будет по результатам работы всего коллектива или отдельно взятого подразделения.

Список использованной литературы

1. Абчук В.А. Менеджмент: Учебник. – СПб. : Издательство «Союз», 2002. – 463 с.

2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: около 53 тыс. слов / под общ. ред. Л.И. Скорцова. – М. : ООО Оникс, 2006. – 1200 с.

3. Тульчинский Г.Л., Шекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры. – СПб. : Лань, 2003. – 528 с.

Просмотров работы: 480