ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ АРНЕ ЯКОБСЕНА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ АРНЕ ЯКОБСЕНА

Антосевич О.А. 1
1Московский педагогический государственный университет, Ставропольский филиал,Ставрополь, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
История развития дизайна в последние 10 – 15 лет привлекает к себе неуклонно растущий интерес, как со стороны исследователей, так и со стороны дизайнеров. Значительные перемены, произошедшие в экономической и культурной жизни российского общества, придали проблеме профессионального формирования специалиста в области дизайна особую остроту. Это связано, прежде всего, с интенсивным развитием промышленного производства, а также рекламной индустрии в нашей стране. В этих условиях непрерывно растет востребованность в дизайнерах, отличающихся своим профессионализмом, свободно ориентирующихся в опыте своих предшественников. Поэтому каждому представителю данной профессии важно знать выдающихся людей, деятельность которых стала фундаментом современного дизайна. Одним из признанных дизайнеров, который внес значительный вклад в развитие дизайна в мировом масштабе, является Арне Якобсен.

Цель работы – анализ творчества Арне Якобсена.

Основные задачи:

  1. Изучение становления личности Арне Якобсена, как дизайнера;

  2. Изучение известных архитектурных проектов Арне Якобсена;

  3. Выявление основных принципов в дизайне Арне Якобсена;

  4. Определение промышленного дизайна Якобсена во второй половине ХХ века.

Для достижения цели были исследованы работы дизайнеров, искусствоведов, таких как Стил Эриксон Расмуссен, М. В. Кравченко.

1. Становление личности Арне Якобсена, как дизайнера

Арне Якобсен – датский архитектор и дизайнер, он основал стиль «датский функционализм». Наряду с Алваром Аалто является известным представителем скандинавского дизайна. Известен как создатель ряда оригинальных стульев и других предметов мебели. Арне Якобсена часто называют «иконой датского дизайна ХХ века». Всего за свою жизнь он создал около 350 произведений настоящего искусства дизайна – красивых вещей для каждого дня.

Он родился в Копенгагене в 1902 году (1902 – 1971). В детстве родители часто вывозили его на природу, где он полюбил красоту суровой северной природы. Впоследствии он часто использовал в своем творчестве приглушенные цвета и сдержанные линии. По совету родных Арне начал учиться на каменщика. Он овладел мастерством каменщика, работая подмастерьем. Эта работа определила его дальнейшую любовь к кирпичу – материалу, ставшему доминантой большинства архитектурных работ Якобсена. Великие архитекторы – Джон Соун и Людвиг Мис ван дер Роэ, почитаемые Якобсеном, также в свое время работали каменщиками. Но затем все-таки изменил свои планы, и в 1924 уже выиграл грант на обучение в Датской Королевской Академии искусств.

В 1925 году, являясь еще студентом Королевской Академии, Якобсон принимает участие выставке «Exposition Internationale des Arts Decoratifset Industriels Modernes» декоративных и промышленных искусств, состоявшейся в Париже. Это участие было успешным для начинающего дизайнера, ведь по итогам конкурса он был удостоен серебряной медали, за представленную работу. Якобсоном был представлен дизайн необычного стула. Эта поездка принесла ему не только награду, но и знакомство с мексиканским архитектором Луисом Барраганом, который впоследствии станет у себя на родине одним, из самых значимых фигур в мире архитектуры.

С 1927 по 1929 год Якобсен работал в архитектурном бюро Пауля Холсо (Paul Holsoe), после чего открыл собственную дизайн-студию и начал частную практику в качестве архитектора и дизайнера интерьера. На его ранние работы оказало влияние творчество Корбюзье, Гуннара Асплунда (Gunnar Asplund) и дизайнеров Современного Движения (Modern Movement), например Людвига Мис ван де Ройя (Ludwig Mies van de Rohe).

Таким образом, в становлении личности Арне Якобсена, как дизайнера можно выделить следующие этапы:

  • овладение мастерством каменщика;

  • обучение в Датской Королевской Академии искусств (1924 г.);

  • участие в выставке «Exposition Internationale des Arts Decoratifset Industriels Modernes» в Париже, где по итогам конкурса удостоен серебряной медали (1925 г.);

  • работа в архитектурном бюро Пауля Холсо (1927 – 1929 гг.);

  • открытие собственной дизайн-студии;

  • знание творчества Корбюзье, Гуннара Асплунда (Gunnar Asplund) и дизайнеров Современного Движения (Modern Movement), например Людвига Мис ван де Ройя (Ludwig Mies van de Rohe).

2. Известные архитектурные проекты Арне Якобсена

Любая функциональная вещь, по мнению архитектора, должна иметь свое самостоятельное дизайнерское решение. Показательными примерами здесь становятся наиболее известные архитектурные проекты Арне Якобсена: аэропорт авиакомпании SAS и Radisson SAS Royal Hotel - в Копенгагене. В них он спроектировал каждую деталь, вплоть до вилок, ножей и ложек.

Radisson SAS Royal – первый в датской столице небоскрёб, построенный в 1960 году, – воплощение оригинальной дизайнерской мысли знаменитого датского архитектора. Высота здания – 76, 5 м, 24 этажа.

Здесь 260 комфортабельных номеров различных категорий. Интерьеры отеля отличаются элегантностью линий, искусным сочетанием пространства и света, продуманностью каждой детали. Уютные номера выполнены в сдержанном скандинавском стиле, в теплых тонах, с яркими цветовыми акцентами и стильными украшениями.

В отеле 10 залов для заседаний и банкетов с максимальной вместимостью до 300 человек, а также современно оснащенный бизнес-центр – идеальное место для проведения деловых и торжественных мероприятий.

Кресла-скульптуры из литых стекловолоконных форм «Лебедь» и «Яйцо» тоже были придуманы для отеля и стали всемирно признанными дизайнерскими шедеврами. Свидетельством огромной популярности стульев стало то, что они были одним из главных предметов мебели, показанных в мыльной опере «Жители Ист-Энда» на канале BBC. Благодаря удобству, простоте и изяществу стиля, кресла до сих пор не утратили свою популярность. В своих работах Якобсен всегда старался учитывать строение человеческого тела. Все, кто сидел в стульях, созданных отмечали невероятное удобство и чувство защищенности.

В качестве символического признания заслуг Арне Якобсена номер 606 (45 кв.м) был сохранен в первозданном виде. Интерьер его выполнен в серых и бирюзовых тонах, обставлен дизайнерской мебелью, включая знаменитые авторские кресла, украшен встроенными зеркалами.

Метод Арне Якобсена — это сочетание неординарности творческой мысли, простоты форм, изящности, соответствия функции и назначения. Соразмерность и функциональность во всем, будь то архитектура, или мебель.

Элегантная функциональность отеля SAS Royal Hotel и школьных зданий, построенных Арне Якобсеном в Копенгагене в 1950-х годах, убедили попечительский совет Оксфорда, что Якобсен является идеальным кандидатом для работы над колледжем Сент-Кетрин. Наряду с отелем SAS Royal Hotel и созданной позже штаб-квартирой Национального банка Дании, колледж Сент-Кетрин считается одним из главных архитектурных шедевров Якобсена.

Убежденность Якобсена в том, что все детали в колледже должны быть дизайнерски продуманными и гармоничными, отразилась непосредственно в самом контракте с заказчиком – попечительским советом Оксфорда. Архитектор настоял, чтобы в договор включили следующий пункт: «Профессор Якобсен должен сделать все, что в его силах, при создании ландшафтного дизайна, а также дизайна предметов обстановки колледжа».

Получив своего рода карт-бланш на работу, архитектор мог принимать решения во всем, что касалось дизайна колледжа, будь то определенный оттенок серых штор; высота кедров, посаженных во дворике; выбор рыбок – голавлей и золотых карпов – запущенных в пруд. Результатом стал превосходно оформленный, пропорциональный и грациозный кампус. Дизайн кампуса остается практически неизменным с момента его открытия в 1963 году.

Таким образом, в творчестве Арне Якобсена, можно выделить следующие известные архитектурные проекты:

  • аэропорт авиакомпании SAS в Копенгагене (1956 г.);

  • Radisson SAS Royal Hotel в Копенгагене (1961 г.);

  • колледж Сент-Кетрин в Шотландии (1960 г.).

3. Основные принципы в дизайне. Комплекс Bellavista

Завершенность произведения стала основополагающей составляющей его творческого метода. Работая над проектом дома, он параллельно разрабатывал и дизайн всех его отдельных элементов – мебели, тканей, посуды, осветительных приборов и окружающих ландшафтов.

Якобсен редко сталкивался в своей практике с потрясающими воображение ландшафтами, и, судя по всему, его это совсем не огорчало. Пустырь был для него не менее выразителен, чем водопад, а равнина так же интересна, как гористая местность. Ему нравились сады, и он не стремился изгнать из окружающего мира следы человеческого присутствия. В этом смысле его творчество напоминает живопись малых голландцев, гордившихся своими белыми рубашками, деревянными скамейками и посудой. Связи его строений с ландшафтом лишены подчеркнутого драматизма.

Разумеется, его чрезвычайно занимала композиция, но он ей не ограничивался. С природными объектами его творения сближает совершенство структуры. Вместе с тем, он активно использовал эффекты естественного света и тени не только в интерьере, но и в экстерьере некоторых построек. Хрестоматийный пример комплекс Bellavista.

Даже в проектах многоквартирных домов Якобсен старался обеспечить жильцам максимальную автономность друг от друга. Для него был очень важен пейзаж. Он сознательно добивался того, чтобы из окна каждой квартиры открывался живописный вид. Комплекс Bellavista, этажность которого была ограничена муниципалитетом, состоит из 3х корпусов. С помощью уступов архитектор остроумно разбил южные фасады длинных крыльев на небольшие, слегка повернутые относительно сторон света секции. При этом продолжением наружной стены одной из комнат является балкон. Стена смежной квартиры образует на восточном фасаде соответствующий выступ. А ее южная стена снова «выныривает», завершаясь балконом. В каждой квартире есть видовой балкон. Каждая квартира имеет компактную правильную форму. Протяженность постройки скрадывается, а переход от двухэтажных секций к трехэтажным смягчается. Блестящее функциональное и зрительное решение, неразрывная связь с ландшафтом и природой, и никакого намека на биоморфизм.

В жилом комплексе Bellavista, ставшим общепризнанной классикой датского функционализма, Якобсен воплотил блестящее функциональное и зрительное решение, неразрывно связав ландшафт и природу.

Итак, выделим основные принципы в дизайне:

  • завершенность произведения;

  • связь строений с ландшафтом;

  • активное использование эффектов естественного света и тени;

  • функциональные и зрительные решения.

4. Промышленный дизайн Якобсена во второй половине ХХ века

В 1950-годы Якобсен стал еще больше внимания уделять промышленному дизайну. Большое влияние на него оказали работы американских дизайнеров Чарльза и Рэй Имс, суждения итальянского историка дизайна Эрнесто Роджерса и идеи жены самого Арне Джоанны, дизайнера текстиля.

Для Якобсена дизайн каждого элемента имел равнозначную важность – «от ложки до города». И если в архитектуре он избегал биоморфизма, то в мебельном дизайне – напротив. Созданные им предметы весьма органичны.

В 1952 году Якобсен завершил работу над стулом «Муравей» (или «Модель 3100»), конструкция которого представляет собой фигурное сидение из отформованной фанеры на трех тонких стальных ножках. Впервые спинка и сидение стула были сделаны из одного куска фанеры. Дизайн стула «Муравей» положил начало всемирной известности Арне Якосена как дизайнера мебели. Было распродано свыше миллиона этих стульев. Это первый предмет мебели промышленного производства, ставший иконой скандинавского дизайна.

В 1955 году появляется стул «Модель 3107», или просто «Номер 7». Этот простой стул из бука был выполнен в форме песочных часов и первоначально имел два цвета: черный и белый. Со временем датчане архитектор Вернер Пантон и художник Поль Гернес и сейчас стул выполняется разнообразной цветовой палитры из разных материалов (бук, клён, ясень, вишня). Стул «Номер 7» стал успешным коммерческим проектом, со дня его создания было изготовлено более пяти миллионов копий.

Элегантность форм, легкость и рациональный подход в использовании материалов для стульев и кресел еще больше подчеркивают стремление Арне Якобсена максимально учесть органику человеческого тела.

Неординарное мышление архитектора и дизайнера нашло отражение во многих предметах, создаваемых Якобсеном. В работах 1960-х годов заметно, как дизайнер обращается к геометрическим формам: кругам, треугольникам, цилиндрам и кубам. Для компании Stelton он создает ставший знаменитым набор для коктейля из нержавеющей стали Cylinda Line.

На протяжении трех лет он работал над этим набором, доводя его до совершенства. Каждый из 17 предметов коллекции был сделан в форме цилиндра. Правда, поначалу продажи Cylinda Line были столь низкими, что владельцу компании Stelton (приемный сын Андерсена Питер Холмблад) даже приходилось посылать свою жену в магазины Копенгагена, чтобы она там заказывала эти наборы. Однако позже Cylinda Line завоевала множество международных дизайнерских наград, а рачительный Якобсен предлагал использовать мартини-миксер из набора для приготовления супов. «Мы больше едим супов, чем пьем алкоголя», – говорил Якобсен.

Столовые приборы абстрактной формы из нержавеющей стали, придуманные Якобсеном для отеля SAS Royal Hotel Стенли Кубрик выбрал в качестве футуристического реквизита для знаменитого фильма «2001: Космическая Одиссея».

Обобщая изложенное выше, можно сделать вывод об основных подходах Якобсена в промышленном дизайне во второй половине ХХ века:

  • использование в мебельном дизайне биоморфизма, создаются весьма органичные предметы;

  • максимально учитывается органика человеческого тела;

  • элегантность форм, легкость и рациональный подход в использовании материалов;

  • обращение к геометрическим формам: кругам, треугольникам, цилиндрам и кубам.

Заключение

В ходе исследования творчества Арне Якобсена на развитие дизайна ХХ века удалось выделить этапы становления личности Арне Якобсена, как дизайнера: овладение мастерством каменщика; обучение в Датской Королевской Академии искусств; участие в выставке «Exposition Internationale des Arts Decoratifset Industriels Modernes» в Париже, где по итогам конкурса удостоен серебряной медали; работа в архитектурном бюро Пауля Холсо (Paul Holsoe); открытие собственной дизайн-студии; знание творчества Корбюзье, Гуннара Асплунда (Gunnar Asplund) и дизайнеров Современного Движения (Modern Movement), например Людвига Мис ван де Ройя (Ludwig Mies van de Rohe).

Наиболее известными архитектурными проектами дизайнера стали: аэропорт авиакомпании в Копенгагене (1956 г.); Radisson SAS Royal Hotel в Копенгагене (1961 г.); колледж Сент-Кетрин в Шотландии (1960 г.). Основными принципами в архитектуре Арне Якобсена на наш взгляд являются: завершенность проекта; связь архитектурных сооружений с ландшафтом; активное использование эффектов естественного света и тени; функциональные и зрительные решения.

В ходе работы были выявлены основные подходы к промышленному дизайну, выработанные Якобсеном: биоморфизм; элегантность форм, легкость; рациональное использование материалов; геометрические формы.

В дизайнерской деятельности Арне Якобсена функционализм можно выделить как основное стилевое направление. Но также в своем многогранном творчестве дизайнеру удавалось сочетать идеалы модернизма и приверженность к северному натурализму.

Когда мы сейчас на фото видим мебель, спроектированную более 40 лет назад, как эти знаменитые кресла Якобсена, мы узнаем схожесть форм с современной мебелью. Все потому, что предметы интерьера в первую очередь функциональны, а уже потом мы обращаем внимание на эстетику. Следуя этой логике, понятно, что вариации на тему дизайна ограничены этими рамками.

Незадолго до своей смерти, размышляя об успехе своего творчества, Арне Якобсен сказал: «Основной фактор — это пропорции. Именно пропорции делают греческие храмы такими прекрасными. И когда мы смотрим на самые выдающиеся здания Ренессанса и барокко, мы видим, что все они имеют идеальные пропорции. Это важнейшая вещь».

Список литературы.

1. Популярная художественная энциклопедия [Текст] / Под ред. В.М.Полевого. – М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986.

2. Художественная литература [Текст] / Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. – 1929 – 1939.

3. . Арне Якобсен [Электронный ресурс] //Архитектурно-строительный справочник. – http://arx.novosibdom.ru/node/519.

4. Арне Якобсен [Электронный ресурс] – http://www.dansk.ru/content/view/254/32/lang,russian/.

6. Made By: Arne Jacobsen [Электронный ресурс] – http://www.maksimarbuzov.com/new-blog/2014/11/15/made-by-arne-jacobsen.

Просмотров работы: 520