РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Мищенко С.А. 1
1Адыгейский государственный университет, 4 курс
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Образование - это духовный облик человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей. Образование представляет единство обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, взросления и социализации. Воспитание духовно здоровой личности должно начинаться с формирования у растущего человека нравственных ценностей, связанных с такими понятиями, как совесть, доброжелательность, доброта, честность, ответственность, любовь, милосердие, сострадание, терпимость и т.д. Начинать данную работу необходимо с дошкольного возраста, когда ребенок вооружается способами познания и взаимодействия с миром, усваивает нормы и правила поведения в обществе.

Изучение теоретических положений исследуемой проблемы формирования духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста, выявление исходного уровня развития духовно-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста позволяет перейти к описанию работы по реализации педагогических условий направленных на эффективное формирование духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста. Для этого нами проведено исследование, которое предполагает создание в ДОУ педагогических условий: активное включение ребенка в деятельность (игру, познание, общение), способствующую принятию им духовно-нравственных общечеловеческих ценностей использование средств художественной литературы, народного творчества, влияющих на развитие духовно-нравственной сферы личности ребенка за счет приобщения детей к миру духовно-нравственных общечеловеческих ценностей, норм поведения; апробацию методики формирования духовно-нравственных основ с опорой на основные компоненты духовно-нравственной сферы личности ребенка старшего дошкольного возраста.

В процессе построения работы с детьми мы использовали различные виды деятельности - игру, познание и общение. Именно данная совокупность педагогических средств, способствовала становлению сознания на основе понимания и приятия ребенком своего внутреннего мира-души, духовно-нравственных ценностей, нравственных норм и качеств, развития нравственных переживаний и чувств, формирования нравственного поведения, выступающих мотивацией к дальнейшему познанию самого себя, отношений с окружающим миром.

Использование художественных средств в работе с детьми, таких как сказка, видеомультфильмы по мотивам народных сказок, народные праздники, несут в себе чувственную и эмоциональную нагрузку, выступают основополагающими средствами обогащения духовно-нравственной сферы личности ребенка старшего дошкольника, а именно нравственных качеств на основе приобщения к ценностям: доброты, любви, милосердия и др.

Использование в работе с детьми художественных средств выступало еще одним из важных условий построения педагогического процесса, направленного на формирование духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста. Благодаря сказке перед детьми поднимается вопросы: о добре и зле, любви к окружающему (природе, человеку) нравственных качествах, таких как честность, правдивость, милосердие, сострадание, доброта, любовь, смелость и др.

Мы использовали в работе с детьми старшего дошкольного возраста русские народные сказки, так как считаем, что именно они лучше всего преподносят поэтический и многообразный образ героя, оставляя при этом простор воображению именно русская народная сказка несет в своем наполнении ценности традиционной культуры, что утрачивает свое высокое предназначение через внедрение западной культуры.

В экспериментальной работе использовались разные формы организации и разнообразные виды деятельности, с учетом возрастных особенностей старшего дошкольного возраста.

Среди форм организации были выделены: фронтальная (со всей группой), подгрупповая 8 - 12 детей, индивидуальная (с каждым ребенком в отдельности по мере необходимости).

При проведении практических занятий в форме игр-тренингов при совместном участии детей и родителей предусматривалось парная организация взаимодействия.

Практическое занятие в форме игр-тренингов при совместном участии родителей и детей

«ОТКРОЙ МНЕ СВОЙ МИР»

ТЕМА: «Ценность семьи - чудо любви».

Цель: содействовать раскрытию чувственной сферы, воспитывать ценность семейных отношений на основе любви.

Ход занятия:

Родители вместе с детьми располагаются свободно на ковре в парах. Звучит спокойная музыка.

Вводная часть: Семья, - это самое святое, что есть у человека. И этим стоит дорожить. Нужно любить свою семью за то, что она просто есть, что все члены семьи: мама, папа, брат или сестра, бабушка и дедушка - любят тебя, находятся с тобой рядом. За это можно все отдать. Очень важно чувствовать, что ты кому-то нужен, что тебя любят, ты ощущаешь заботу, теплоту близкого для тебя человека.

Основная часть: сейчас мы с вами постараемся выразить ту любовь, которая живет в ваших сердцах по отношению друг к другу.

  • игре принимают участие семейные пары: мама и ребенок.

Задание №1. «Волшебный портрет» - необходимо описать свою маму или ребенка так, чтобы им стало тепло на душе от таких слов. Каждый ребенок описывает свою маму, начиная со слов: «Моя мама - самая лучшая мама на свете, потому что...». Затем мамы описывают своих детей, начиная со слов: «Мой малыш самый лучший ребенок на свете, потому что...».

Вопросы для родителей:

- Что вы сейчас испытываете от приятных слов из уст вашего ребенка?

- Каковы ваши ощущения?

- Вы бы хотели, чтобы ваш ребенок как можно чаше говорил вам такие приятные слова?

Вопросы для детей:

- Тебе приятно от маминых слов?

- Ты бы хотел, чтобы мама тебе всегда говорила такие приятные слова?

Как вы думаете, что такое любовь? Размышления родителей на поставленный вопрос. А как можно выразить любовь? Ответы родителей: через прикосновения, поцелуй, прижатие к сердцу, слова. Помимо слов, наши прикосновения тоже несут в себе положительную энергию и являются выражением наших чувств.

Вопросы:

- Ребята, а как вы выражаете любовь к своим мамам?

- Мамы, а как вы выражаете свою любовь к своим детям?

Задание №2. «Выражение чувств» - дети и мамы разбиваются по парам, садятся друг напротив друга, смотрят друг другу в глаза. Звучит музыка.

Установки:

- возьмите друг друга за руки, помните ладошки, вы ощущаете теплоту, исходящую от них, вашей душе становится тепло, вы чувствуете себя защищенным, теперь сожмите свои ладони крепко, крепко, вот такая вы крепкая и надежная семья, ваша любовь настолько крепка, что ничто не сможет никогда разлучить вас;

- а теперь обнимите друг друга, дайте почувствовать друг другу биение и теплоту ваших сердец, обнимите друг друга как можно крепче, ваши сердца слились в единое целое, вы одна сильная любящая семья;

- а теперь, мамы, поцелуйте своих детей, ваш поцелуй очень крепкий, жаркий, любящий, через него вы несете теплоту своей души, пусть ваши дети знают, как сильно вы их любите, а теперь, дети, поцелуйте своих мам, поцелуйте их крепко, крепко, пусть мамы почувствуют, как сильно вы их любите. А теперь все вместе обнимите и поцелуйте друг друга.

Задание №3. «Веселый мяч истины». Сначала дети образуют круг, в кругу стоит ведущий, который бросает мяч, каждому ребенку задавая при этом вопрос, связанный с тем, что нужно делать маме и чего нельзя, например:

«Нужно ли скучать по маме?», «Нужно ли любить маму просто так?»,

«Нужно ли жалеть маму?», «Нужно ли постоянно ждать от мамы подарков?», и т. п. Затем мамы встают в круг и им задаются вопросы «Нужно ли защищать своего ребенка?», «От чего?», «Нужно ли ругать и наказывать детей?» и т.п.

Задание №4 «Семейный портрет» - рисование своей семьи (коллективная работа). После рисования идет обсуждение и рассматривание рисунков.

Заключительная часть: Как приятно смотреть на ваши искрящиеся и светящиеся счастливые глаза, сейчас вы заглянули друг другу в душу и почувствовали, как сильно вы друг друга любите, что ваша любовь нескончаема, она переполняет вас. Так дарите ее друг другу каждый день. Именно так вы каждодневно можете выражать свою любовь, дарить тепло своей души, ведь вы друг для друга самые близкие люди на свете, ведь очень важно чувствовать себя кому-то нужным, защищенным, ощущать эмоциональный комфорт. Обнимайте, целуйте, улыбайтесь друг другу, когда расстаетесь, встречаетесь или просто находитесь рядом.

Вывод: «Дарите любовь, цените узы семьи и будьте счастливыми!»

С помощью практических занятий при парном участии родителей и детей мы приходили к истине в определении доброты, любви, счастья, дружбы, определяли, что необходимо для того, чтобы всем в мире стало хорошо жить на земле, чтобы каждому из нас стало лучше, в процессе игровых тренингов учились выражать и дарить искренность чувств и эмоций по отношению друг к другу, прислушиваться к своим чувствам, зарождали потребность в проявлении полученных чувств в их повседневном упражнении. Помимо данной формы работы с родителями, мы проводили другие формы взаимодействия с ними и с педагогическими работниками ДОУ.

Перед педагогом стояла важная цель индивидуальной формы работы выявить и вовремя устранить имеющиеся трудности у каждого отдельного ребенка, оказать помощь в коррекции собственного поведения ребенка, через выработку нравственных качеств, на основе соблюдения требований, принятых нравственных норм поведения, духовно-нравственных ценностей.

Формирование представлений о внутреннем мире-душе, познание ее сущности, духовно-нравственных ценностей, таких как доброта, любовь на основе присущих ей характеристик осуществлялось только через игры.

Нами были продуманы вариации использования разных объектов предметного мира в процессе ознакомления детей с душой, духовно- нравственными ценностями.

Формирование представлений о нравственных качествах, нормах поведения осуществлялось на основе игровых ситуаций, использования художественных средств: чтения сказок А. Лопатиной, М. Скребцовой духовно-нравственного содержания, раскрывая духовно-нравственные ценности, такие как любовь: «Цветок любви», «Мамино сердце - мамина любовь», «Любовь - помощница» и т.д.; доброта: «Добрый царь», «Доброта братьев и сестер», «Доброе дело», «Добрые мысли», «Доброе слово» и т.д.; дружба: «Друзья навеки», «Друг - не враг», «Где дружба, там и победа», счастье материнской и отцовской любви, обладания семьей: «Моя семья», «Семья заступница», «Птица счастья», «Мамина любовь», «Отцовская любовь», «Царство семьи» и др., просмотр и обсуждение видеомультфильмов по мотивам русских народных сказок: «Гуси-лебеди», «Теремок», «Аленький цветочек», «Заяц-хвастун», «Цветик-семицветик» и др.

В ходе обсуждения (беседы) по содержанию внимание детей заостряется на том, что делали персонажи, как делали и почему так поступали.

Придерживаясь данной позиции, при обсуждении после просмотра мы опирались на следующую структуру (через построение вопросов):

  • что вам понравилось в сказке?

  • что не понравилось в сказке?

-какие герои сказки являются отрицательными героями? Почему?

-какие герои сказки являются положительными героями? Почему?

Также в качестве художественного средства мы использовали для обсуждения с детьми поговорки, высказывания мудрецов, оформленные в виде «Азбуки духовно-нравственных ценностей.

Их содержание предусматривало ознакомление детей с духовно-нравственными ценностями, такими как любовь, дружба, счастье, щедрость, трудолюбие.

Во время чтения сказок, просмотра видеомультфильмов, дети также выражали свои эмоции и чувства по отношению к героям, как во время самого просмотра, через мимику, жесты, словесные высказывания, так и во время коллективного обсуждения. Детей, которые проявляли неадекватные эмоции, или не проявляли их вовсе, мы активизировали больше в процессе обсуждения, и проводили с ними в индивидуальной форме упражнения на развитие эмоциональных реакций.

Игровые ситуации, чтение сказок, просмотр видеомультфильмов проводились в течение дня, как в утреннее время перед обедом, во время прогулки, так и во вторую половину дня, перед ужином.

Русские народные праздники использовались нами в качестве результирующего, обобщающего средства, когда атмосфера праздника объединяла детей, родителей и педагогических работников ДОУ, во время праздников осуществилось единение душ всех субъектов педагогического процесса, что непосредственно влияло на душу ребенка, его эмоциональный фон, настроение, содействуя взаимообмену положительными чувствами и эмоциями. В течение года было проведено 4 праздника по национальному календарю: «Пасха», «Рождество», «Масленица», «Колядки»

В ходе используемых педагогических средств в работе с детьми применялся ряд педагогических методов: пример, обсуждение, упражнение, чтение и просмотр сказок, участие в русских народных праздниках.

Положительный, нравственно направленный пример персонажей сказки, или пример со стороны сверстника содействовал проявление положительных чувств детей, выражению эмоций. В силу своего возраста у ребенка активно проявляется характер подражательной деятельности, который постепенно изменяется в процессе накопления опыта личностью. В старшем дошкольном возрасте подражательность выражается через непосредственное восприятие конкретного образа действиям другого лица (персонажа, героя сказки, сверстника, взрослого), формирование желания действовать по образцу.

Также процесс развития эмоционального отношения к нравственным нормам будет эффективен только при многократном повторении и закреплении чувств и эмоций на основе упражнений, выражение эмоционального отношения просматривается через содержание каждой игровой ситуации, при подборке сказок, мультфильмов, в течение месяца они повторялись неоднократно, что создавало условия для упражнения ребенка в выражении чувств и эмоций.

Формирование нравственного поведения, развитие нравственной направленности осуществлялось через использование игровых ситуаций, поручений коллективного характера, практических занятий в форме игр- тренингов при совместном участии детей и родителей.

Игровые ситуации проигрывались в течение месяца, в соответствии с перспективным планом работы с детьми в течение года по формированию духовно-нравственных основ, в соответствии с темой недели подбирались игровые ситуации. Игровые ситуации в большей своей части носили творческий характер и предусматривали активизации уже приобретенных знаний детьми на практике.

В процессе игровых ситуаций мы позволяли детям проявлять доброту по отношению друг к другу с помощью совершения добрых дел, поступков, выражать свою любовь через прикосновения, слова, но при этом предоставляли детям возможность в проявлении творческой фантазии: дети наполняют шкатулку «добрых дел» своими поступками, совершенными в течение недели «Наши любимые дела», придумывают и дарят друг другу теплые и ласковые слова «Волшебное слово», «Волшебный стул», выражают свою доброту разным способом по желанию детей (с помощью слов, действий, прикосновений «Лучик доброты»).

В течение года проводились и такие игровые ситуации, которые предусматривали ежедневное их проигрывание в течение недели, месяца. Например, игровая ситуация «Помогаем друг другу» была направлена на формирование желания помогать друг другу, расширяя представления о формах взаимопомощи, воспитывать чувство благодарности. Детям предлагалось подумать о том, что они могут сделать для другого, чем помочь в течение недели. Иногда проводилась взаимопомощь по гендерному принципу: мальчики помогали девочкам, девочки мальчикам.

Также очень позитивное значение при выработке навыков нравственного поведение оказали поручения коллективного характера, именно при использовании данного средства дети овладевали способами взаимодействие друг с другом, учились правилам согласовывания своих действий с действиями других товарищей, развивали нравственную направленность через заинтересованность в получении общего результата, в процессе совместного выполнение деятельности развивалось умение налаживать контакт друг с другом, формировались навыки сотрудничества: умение договариваться, уступать в нужной ситуации, руководствуясь нравственными нормами поведения, духовно-нравственными ценностями.

С целью закрепления полуденных представлений о нравственных нормах поведения, нравственных качествах, духовно-нравственных ценностях мы проецировали их реализацию через поступки и действия детей при взаимодействии с окружающими (сверстниками, взрослыми-родителями).

В результате проводимых занятии в форме игр-тренингов мы давали возможность почувствовать детям, что им интересно и радостно находиться среди сверстников, общаясь со своими родителями, они чувствовали проявление заботы, нужности друг в друге, что способствовало проявлению положительных эмоций. Именно проявление положительных эмоций в процессе общения с родителями во многом формировало его поведение, ребенок чувствовал себя раскованно, свободно, и это проявлялось в его действиях.

В процессе использования комплекса педагогических средств педагог применял следующие методы: приучение, упражнение, руководство деятельностью, пример взрослого и детей, идеал литературного героя, поощрение.

В работе с детьми при повседневном общении мы использовали разные виды поощрения: одобрение (педагог своим прикосновением и мимикой лица демонстрировал другим, как хорошо быть хорошим, добрым и т.д.), похвалу (использовал положительную оценку, например: «Маша у нас просто умница, она предложила Ване вместе с ним убрать игрушки, оказала помощь»), благодарность (педагог приучал детей благодарить друг друга за благородные проявления, оказанную помощь, приютное общение), награждение подарками (дети вместе с педагогом самостоятельно изготавливали подарки и наполняли ими «Мешочек добра», ребенок который совершил добрый и хороший поступок, не нарушал правила, был внимателен к другим, был удостоен чести вытянуть любой подарок из «Мешочка добра»).

Так, к опытной группе дети вместе с воспитателем ввели в групповое пространство «Дерево добрых дел», вначале педагог оценивал детей самостоятельно по их поступкам, действиям, затем дети совместно с педагогом в процессе обсуждения дня анализировали свои собственные поступки и поступки других сверстников, к середине учебного года дети самостоятельно подходили к дереву и давали своим поступкам собственную оценку. Когда ребенок совершал хороший и добрый поступок, он наклеивал на ветку со своей фотографией листочек зеленого цвета, когда его поведение носило неправильный характер, ребенок выбирал красный цвет листовка. Этот прием развивал самооценку ребенком своих действий, поступков, создавал ситуацию для формирования перспектив к совершенствованию своего поведение.

Помимо «Дерева добрых дел», в группе была создана «Шкатулка добрых дел», когда ребенок совершал хороший поступок, он брал фишку из этой шкатулки, в конце дня и недели подводились совместные итоги, через обсуждение.

Таким образом, мы представили педагогические условия, методику осуществления целостного, непрерывного процесса, способствующие формированию духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста. Построение работы с детьми в течение года представлено нами в перспективном плане по формированию духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста.

Просмотров работы: 370