ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Шаов Б.А. 1
1Адыгейский государственный университет, 2 курс
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность настоящего исследования определяется необходимостью теоретического осмысления процессов предупреждения и педагогической коррекции агрессивного поведения подростков в образовательном учреждении.

Проблема агрессивного поведения подростков вызывает научно-практический интерес исследователей. Однако попытки объяснения агрессивных действий молодых людей затрудняются тем, что не только в обыденном сознании, но и в профессиональных кругах, и во многих теоретических концепциях явление агрессии получает весьма противоречивые толкования, мешая как его пониманию, так и возможности воздействия на нивелирование агрессивности.

Исследования Б.Н.Алмазова, С.А.Беличевой, Л.Н.Бережновой, И.А.Невского дезадаптированных групп подростков и молодежи позволяют утверждать, что у истоков выявления проблем, в том числе агрессивного поведения, в более чем в 80% случаев лежат проблемы, связанные с неуспешностью ребенка в основном виде деятельности в период становления характера - в учении. Господствовавший долгие годы взгляд на школу как на источник исключительно благотворных положительных влияний, все более уступает место обоснованному мнению, что для определенного количества учащихся школа становится зоной риска, местом передачи негативного социального опыта.

Теоретический анализ литературы по теме исследования позволил определить сущность основных понятий: «агрессия», «агрессивное поведение». Агрессия рассматривается как отдельные действия с целью нанесение физического или психологического ущерба другому человеку. Агрессивное поведение – это враждебные действия, целью которого является нанесения страдания, причинения ущерба другим людям и живым существам. Но гармонично развитая личность должна иметь определенную степень агрессивности и стремление к самоутверждению, соревновательности и активность во взаимодействии. Отсутствие агрессивности приводит к податливости, неумению отстаивать свои интересы, неспособности преодолевать препятствия. Также в теоретической части работы представлена модель психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков, на основе которой разработана программа психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков.

Экспериментальная часть исследования проводилась с учащимися 11 класс (18 человек). Для исследования агрессии подростков были выбраны и использованы следующие методы и методики:анализ психолого-педагогической литературы, обобщение, эксперимент, метод математической обработки, тестирование по методикам и проективная методика: опросник «Диагностика состояния агрессии» А. Басса – А. Дарки, Тест «Оценка агрессивности в отношениях» А. Ассингера и проективная методика исследования личности тест «Руки» Э. Вагнера.

Психолого-педагогическая программа по коррекции агрессивного поведения подростков 15-16 лет имела следующую цель: коррекция агрессивного поведения через формирование и закрепление социально приемлемых способов удовлетворения собственных потребностей во взаимодействии с окружающими. Программа состоит из 12 занятий, каждое из которых занимает около 1,5-2 часов требуемого для проведения времени. Программу рекомендуется проводить 2 раза в неделю. Основной формой работы избран социально-психологический тренинг как один из методов активного обучения и психологического воздействия. Программа групповых занятий «модификация агрессивного поведения» делится на три основных этапа.

Для проведения программы психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков 15-16 лет по результатам констатирующего эксперимента были выбраны 5 учащихся с высоким показателям агрессии.

Реализация программы позволила нам осуществить обучение навыкам самопознания агрессивного состояния, развитие представления о собственной ценности, уверенности в собственных силах, а также способности наиболее успешно реализовать себя в поведении и взаимодействии. Это всё необходимо для того, чтобы, обеспечить участников средствами, позволяющими ему наиболее эффективно вступать в различные виды отношений, решая встающие перед ними каждодневные задачи.

Для проверки эффективности программы психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков 15-16 лет были повторно проведены те же методики.

Повторная диагностика показала следующие результаты: они выработали навыки общения, позволяющие снять обиду, чувства вины; проверили на практике модели своего поведения; осознали временную перспективу жизни, свои возможности, способности, интересы в целях саморазвития и самовоспитания; приобрели умение противостоять внешнему социальному и психологическому давлению; развили чувства благодарности, эмпатии, толерантности, ценности другого человека и самого себя.

Завершающим этапом нашей работы явилась разработка рекомендаций педагогам и родителям по психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков 15-16 лет.

Таким образом,количественный и качественный анализ полученных результатов показал, что после психолого-педагогической коррекционной программы выявлена положительная динамика снижения уровня агрессивного поведения подростков.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в разработке и апробации комплексной программы по развитию навыков конструктивного управления агрессией, которая может широко применяться в работе с агрессивными подростками. В результате исследования были сформулированы методические рекомендации для школьных психологов, педагогов, родителей и подростков. Данные эмпирического исследования могут являться прогностическими для профилактики проявления агрессивною поведения подростков.

Просмотров работы: 471