РАЗНОВИДНОСТИ ИНТЕРВЬЮ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РАЗНОВИДНОСТИ ИНТЕРВЬЮ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В журналистике виды интервью можно рассматривать по-разному. Они классифицируются по следующим основаниям:

- в зависимости от материала, который последует (информационное, личностное и пр.);

- по типу организации (случайное, по договоренности, пресс-конференция);

- по предмету обсуждения (происшествия, политика, преступления);

- по типу собеседника (звезды, очевидцы событий, незаметные, хорошо известные);

- по социальному положению (высшие слои, равные журналисту, низшие слои);

- по способу общения (по телефону, личная встреча).

Различают такие виды интервью, как:

- интервью протокольные (цель которых - получить официальные разъяснения);

- информационные (цель которых - получить от компетентного лица сведения по злободневным вопросам.Такое интервью приближается к обычному разговору, где ответы собеседника нельзя считать заявлением);

- интервью-портрет (раскрытие личности);

- интервью-дискуссия (выявление возможных точек зрения);

- интервью-анкета (фиксирование мнений различных людей, но только по одному вопросу).

При этом строго стандартизированные виды интервью планируются заранее. Составляются четкие вопросы, которых журналист придерживается, не отступая ни от упорядоченности, ни от формулировки. Эти вопросы могут быть направлены собеседнику заранее (для ознакомления и подготовки к ответам). Полустандартизированные виды интервью похожи на стандартизированные (вопросы готовятся заранее), но здесь журналист имеет право менять вопросы, задавать дополнительные или наводящие, приспосабливаясь к опрашиваемому. Интервью свободные (не стандартизированные) не предусматривают подготовленных вопросов. Журналист может составить ("набросать") план хода беседы и вопросы, которые нужно осветить. Можно изменить подготовленный план в зависимости от хода беседы. Бывают еще и смешанные интервью, когда невозможно следовать четко составленному до этого плану (например, отсутствие подтверждающих гипотезу фактов).

Виды интервью разделяют и по характеру информации:

- фактические сведения;

- выяснение мнения или фактов у одного человека о другом (или же о проблеме);

- данные для получения "портрета" личности опрашиваемого.

Кроме того, виды интервью зависят от отношения опрашиваемого к беседе. Одни интервьюируемые сотрудничают с журналистом охотно, другие - равнодушны (не уходят от контакта, но и говорят не очень охотно), третьи - сопротивляются и всячески игнорируют общение. Здесь важно раскрыть причину, по которой собеседник повел себя определенным образом. Журналист должен уметь усилить благоприятствующие мотивы и ослабить препятствующие, удерживая разговор в рамках заданной заранее темы. Метод интервью здесь играет далеко не последнюю роль.

Виды интервью по стадии исследования разделяют на:

- предварительное (пилотажное исследование);

- основное (сбор сведений основных);

- контрольное (необходимо в случае недостаточной информации или уточнения полученной).

По количеству участвующих может быть интервью массовое, групповое, индивидуальное.

Очень интересен и своеобразен блиц-опрос (это быстро дающиеся ответы на заранее подготовленные вопросы). Блиц-опросы могут проводиться массово, индивидуально, при личной встрече, в сети (виртуальные вопросы на сайтах).

Деятельность журналиста очень многообразна и реализуется в огромном количестве сфер человеческой жизни. Такая универсальность предполагает особенные профессиональные и личностные требования к представителям этой профессии. Помимо высоких умственных и физических способностей репортер должен обладать определенным набором психических качеств – общительность, любознательность, стрессоустойчивость и т.д.

Предполагаемый герой разговора дает согласие на интервью, руководствуясь какими-то мотивами – потребность в самовыражении, личный интерес к интервьюеру, стремление что-то изменить своими публичными заявлениями, желание кого-то просветить или, напротив, наказать. Сотрудник СМИ должен разгадать присутствующий мотивационный фон. От этого будет зависеть построение самого разговора: тематика, продолжительность, структура. Так, если основной задачей информанта будет жажда возмездия и желание поквитаться с третьей стороной, то совершенно ожидаемо – он только и будет говорить о своих претензиях и обидах, а интервью, скорее всего, пройдет в рамках напряженного эмоционального фона. Хорошо если журналисту только этого и нужно, а если его целью является не взаимная перепалка сторон, а, например, их совместная плодотворная работа до конфликта? В этом случае работнику пера придется приложить массу усилий, что бы перевести разговор и психическое состояние интервьюируемого в иное русло.

Специфика журналистской деятельности такова, что свойства личности работника СМИ (интеллект, характер, темперамент, моторика) автоматически становятся основой его профессионализма. Таким образом, успех в работе получает прямую зависимость от умения построить диалог, расположить к себе собеседника, преодолеть разногласия в споре. Подобная связь прослеживается во всех профессиях, но набор психических качеств в рамках каждой из них различен. Все зависит от рода деятельности.

Так, например, хирургу, оперирующему людей, в отличие от журналиста, вовсе не обязательно быть общительным и обаятельным. Однако уметь сдерживать эмоции, быстро принимать решения и успешно бороться с острыми стрессовыми ситуациями доктор просто обязан. Конечно, помимо этого эскулап должен в совершенстве владеть медицинскими навыками и иметь достаточный запас специальных знаний. Очевидно, что успешная профессиональная деятельность напрямую связана с личностными характеристиками индивидуума.

Ошибочно мнение, что сотруднику СМИ достаточно быть оперативным в работе и достоверно транслировать полученную информацию. Это лишь малая часть прерогатив настоящего профессионала. Информация, поступающая в эфир или на страницы газеты, должна соответствовать этике и общепринятым нормам гуманности. Приведу пример безответственной работы СМИ из недавнего прошлого – захват заложников в г. Беслан. Журналисты одни из первых прибывают на место происшествия (срабатывает принцип оперативности), далее все телеканалы непрерывно, в деталях начинают рассказывать обо всех перемещениях и действиях федеральных сил. Боевики, находящиеся в здании, смотрят телевизор и имеют ценную возможность ориентироваться, не выходя из школы. Вопрос: оперативность подаваемой информации и ее достоверность служили тогда людям во благо? Ответ: заложникам, по крайней мере, точно нет.

Смоделировать интервью еще до начала беседы можно путем мысленного отнесения информанта к той или иной социальной группе. Все мы условно делимся на различные группировки в зависимости от множества критериев: пол, возраст, профессия, увлечения и т.д. Очевидно, что разговор с подростком до 18 лет строится совсем иначе, чем с человеком, которому, скажем, за 50. Итак, зная предварительную информацию о будущем собеседнике, вполне можно спрогнозировать приблизительное направление разговора.

Успешное деление людей на типы – прерогатива опытного профессионала, имеющего за спиной внушительную практику общения. Однако нельзя забывать о том, что жизнь часто не укладывается в привычные рамки, и может преподнести много сюрпризов. Чтобы не стать жертвой собственных стереотипов, нужно иметь в виду: журналисту в случае необходимости надлежит легко уходить от собственных предубеждений. Используя гибкость ума, репортер должен каждую минуту подвергать анализу свои действия и убеждения.

Знание о собеседнике и предмете беседы позволяет «проиграть» психологическую ситуацию наперед. Даже если личность интервьюируемого не интересна для журналиста, он должен представить себе то психологическое состояние, в котором будет находиться его собеседник. Психологическое состояние информанта во время беседы зависит от многих факторов: наличия у него времени, самочувствия, настроения, отношения к интервьюеру, степени критичности будущего материала и пр. Все эти нюансы необходимо учитывать еще до начала встречи, и в зависимости от ситуации выбирать ту или иную манеру ведения разговора, те или иные методы взаимодействия с собеседником.

Большое значение в работе журналиста приобретает его собственный внутренний настрой, то, как он умеет мобилизоввывать свои морально-волевые способности. От этих и многих других факторов, в конечном счете, зависит профессиональная пригодность работника СМИ. Наличие у журналиста специальных знаний, умений и навыков, а также наработанного опыта обеспечивает его высокую профессиональную эффективность.

© Баласанян С., 2017

Просмотров работы: 1034