ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ МЕДИА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ МЕДИА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Качественно и количественно журналистика быстро меняется в современных российских медиа. В разных странах это происходит индивидуально. С каждым днём всё больше информации передаётся через Интернет и постепенно происходит замещение традиционного вещания на вещание через структуры Интернета [6].

Глобальные средствах массовой информации, безусловно, интерпретируют реальность, задавая повестки дня в соответствии с заданной линией [2]. Конечно, СМИ занимаются не только пропагандой, в них присутствует и реальная картина дня, реальные события, но эти события в той или иной степени могут быть смоделированы под определенным углом зрения. На деле события, освещаемые СМИ, могут иметь другие сценарии по сравнению с тем, что мы видим на телеэкране, слышим по радио или читаем в Интернете. Развитие журналистики в тематическом плане рождает новые журналистские направления [7], одним из них становится экологическая журналистика, которая, несмотря на свою новизну, уже имеет свою историю [10]. Экологические издания множатся [5], появляются пособия по экологической журналистике с разным вектором направленности: и для журналистов [8], и для экологов, желающих через публицистику поведать населению о проблемах сегодняшнего дня или назревающих экопроблемах [1].

Экологическая журналистика представляет собой взаимодействие людей с элементами живой и неживой природы, напрямую изменяя окружающую среду путём использования, трансформации, перераспределения как ресурсов, так и информации в целом [3]. Выражение экологии через призму журналистики подразумевает собой сотрудничество человека с природой и всеми её законами во всех сферах бытия. Это не только трансляция журналистом современных экологических проблем, экологической нравственности, моральных ценностей, взаимоотношение живых организмов между собой и средой их обитания, но и понимание журналиста фундаментальных основ экологии, с помощью которых журналист обязан правильно информировать массовую или целевую аудиторию непосредственно о самих проблемах и проблемах в вещании современной экологии. Под проблемами понимается абстрактное и поверхностное суждение в средствах массовой информации фундаментальных основ всех сторон экологии, в которых затрагиваются, в основном, не существенные проблемы, поверхностные шлепки руками по воде, не вникая в корень всех сложившихся проблем начиная как с повседневной жизни людей, так и заканчивая здравоохранением.

Довольно значимая и всем известная тема, которая вообще не затрагивается и не освещается средствами массовой информации, это неведение по поводу существенных деталей в экологии и губительного для человека развития техногенной системы, старательно замалчивающиеся политическими, коммерческими и бюрократическими силами. Под эгидой коммерческой тайны и подрывом конкурентной борьбы между корпорациями журналистам не дают истинных ответов на ход реальных положений дел.

Проблема, связанная с экологической журналистикой и её конечными информационными продуктами в современных российских медиа, сегодня остается востребованной и актуальной. Она обсуждается на всевозможных уровнях, в которые входят: экологические организации, журналистская и научная среда, власть и бизнес. Экологический кризис, который сегодня переживают многие страны, не менее значим для нас, чем кризис политический или экономический, подобная ситуация характерна и для нашей страны, поэтому в зону экологического риска входят регионы, богатые природными ресурсами.

Подтверждением вышесказанному будут результаты нашего исследования состояния экологической журналистики в Архангельской области:

- на федеральном и региональном уровнях основной приоритет отдаётся социально-политической и экономической направленности;

- региональные СМИ не освещают экологические проблемы как значимые, а под влиянием региональной власти, действуют в формировании реальности, в которой экология не является ценностью и приоритетом;

- журналисты идут на уступки по отношению к власти и их учредителям, что сказывается на всей экологической журналистике. Выясняется, что в материалах экологической направленности журналисты Архангельской области за период с 2009 по 2012 годы затрагивают темы, связанные с организационно-практической деятельностью органов власти, НПО и науки. Материалы чаще публикуются в печатных изданиях и редко выходят в качестве сюжетов на телевидении. Менее востребованными остаются социально-значимые повестки: здоровье, экологическое просвещение, благоустройство региона, деятельность бизнеса по восстановлению и охране природы, экологии духа. Всё это говорит нам о том, что власти Архангельской области не уделяют внимание таким значимым вопросам, как здоровье человека, экологическое просвещение, благоустройство региона, деятельность бизнеса по восстановлению и охране природы, экологии духа.

Освещение нарушений экологических норм по инициативе бизнеса неизбежно влечёт за собой оперативное реагирование прокуратуры и властей, часто заканчивающееся штрафными санкциями, в результате которых компании несут финансовые потери. Освещение нарушений экологических норм по инициативе журналиста также небезопасно, так как чаще всего такие материалы являются проблемными и могут нести в себе угрожающий характер как по отношению к журналисту, так и к самой проблеме в целом. Журналисты стараются не писать на такие темы или обходить их стороной, а экологическая журналистика оказывается в зоне риска [9], либо становится однобокой, работая в сфере PR и рекламы [4].

Большинство крупных городских и областных газет входят в медийный холдинг, собственниками которых являются чиновники, приближенные к губернатору Архангельской области. Информагентства и муниципальные газеты работают с пресс-службой Правительства Архангельской области исключительно на договорной основе и имеют денежное финансирование.

Таким образом, СМИ региона находятся под контролем. Экология в подобных областях – это угроза капиталу, сосредоточенному в руках тех, кто является одновременно владельцами местных медиа-холдингов и сырьевого бизнеса. Такая мировая тенденция распространилась и на российские регионы, то есть мы наблюдаем механизмом контроля общественного мнения по отношению к экологическим темам. Чётко выверенный политический курс с экономической и публичной выгодой, задающийся федеральной властью, подразумевает намеренную закрытость экологической темы. Для наших регионов характерен информационный вакуум по отношению к экологии.

В современных российских медиа больший процент экологической информации транслируется через газеты и информагентства, меньший – через телевидение и новостные интернет-порталы, а блоги и радио вообще не задействованы в экологическом освещении. В основном акцент делается на печатные издания, ориентированные на население и органы власти, живущее в отдалённых регионах, и на информагентства, где царит фактически констатирующая журналистика с отсутствием мобилизующих и образовательно-аналитических жанров. Обращаясь к жанровым характеристикам экологической журналистики, заметим, что практически все экологические публикации – это информационные заметки. Небольшие по объёму публикации со слабо выделенной из общего фона информацией, как правило, констатируют тот факт, который уже случился. Минимальное количество таких жанров, как письма читателей и опросы, являются показателем того, что связь канала с потребителем информации неразвита, а взаимодействие с местным населением отсутствует. Экологическая информация чаще всего бывает представлена такими авторами, как: «журналисты» (подписанные материалы), «авторство отсутствует» (неподписанные материалы) и «представители администрации». Не имеющие автора материалы являются расширенной информацией или информационными заметками, что говорит нам о стабильной работе СМИ по материалам федеральных и международных информагентств.

Экологическая информация, выходящая в рубриках «социальная сфера и общество», «образование и наука», носит информативный и проблемный характер. Материалы под рубрикой «образование и наука» представляют собой описание проектов и экспертных точек зрения уже прошедших событий научно-практического характера. «Социальная сфера и общество» поднимает такие экологические проблемы, как взаимосвязь с системой жилищно-коммунальных услуг. Профильная рубрика «экология» стоит в меньшинстве, что говорит о вторичности этого вида журналистики по отношению к остальным в Архангельской области.

Проведённый анализ показывает следующее.

Во-первых, очевидно, что СМИ Архангельской области практически полностью контролируются региональной властью. Медиа идут на компромиссы с властью, пытаясь отстаивать свои интересы, быть интересными аудитории и в то же время не противоречить требованиям учредителей. Оппозиционные СМИ в основном сосредоточены на политических дебатах, поэтому круг их материалов ограничен социально-политической тематикой.

Во-вторых, основной приоритет отдан социально-политической или экономической направленности, в связи с низким уровнем заинтересованности населения, журналистов и органов власти, благодаря созданному информационному вакууму в представлении экологической информации.

В-третьих, региональные СМИ не являются тем фактором, который представляет экологические проблемы как социально-значимые, а под влиянием региональной власти формируют социальную реальность, благодаря которой экология не является приоритетом и ценностью. Теми субъектами и региональной властью, кто управляет финансовыми потоками, определяется место экологических проблем. Медиа выступают посредником между властью и населением, транслируя точку зрения первой.

Таким образом, у населения складывается мнение, что экопроблемы неразрешимы или несущественны и поэтому являются второстепенными, менее значимыми, чем социальные и экономические темы.

Список литературы:

  1. Берлова О.А. Как экологам работать со средствами массовой информации / О.А. Берлова, В. Борейко, В.Б. Колесникова, А.Л. Кочинева. – Киев, 2000.

  2. Гавра Д.П. Сферно-структурная модель современной журналистики // Журналистика в современном мире. М., 2007

  3. Кочинева A.JI., Берлова O.A., Колесникова В.Б. Экологическая журналистика. М., 1999

  4. Коханова Л.А. Экологическая журналистика, PR и реклама : учеб. пособие / Л.А. Коханова / [под ред. Я.Н. Засурского]. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

  5. Сизова Л.В. Экологические периодические издания. Типология периодической печати : учеб. пособие для студентов вузов / М.Е. Аникина, В.В. Баранов, О.А. Воронова и др. / [под ред. М.В. Шкондина, Л.Л. Реснянской]. – М., 2007

  6. Синельников Д.П. Феномен журналистики в контексте современной культуры // Прошлое – настоящее – будущее Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения Материалы всероссийской научно-практической конференции. – СПб.: СПбГИКиТ, 2013.- С. 375-379.

  7. Темникова Л.Б. О многообразия медиажанров в современной российской и зарубежной журналистике // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2016. - № 115 [Электронный ресурс] Режим доступа http://cyberleninka.ru/article/n/o-mnogoobrazii-media-zhanrov-v-sovremennoy-rossiyskoy-i-zarubezhnoy-zhurnalistike (Дата обращения: 20.10.2016).

  8. Фридман Ш.М. Пособие по экологической журналистике. Комиссия ООН по странам Азии и Тихоокеанского региона / Ш.М. Фридман, К.А. Фридман. – Бангкок, 1988.

  9. Шаркова Е.А. Экологическая журналистика в регионе риска // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2012, №1. – С. 264 - 269

  10. Шаркова Е.А. Экологическая журналистика в России: этапы становления // Вестник ВГУ. – 2012. - № 2. – С. 239 – 243

© К.Н. Лебедев, 2017

Просмотров работы: 1642