САДОВО-ПАРКОВОЕ ИСКУССТВО РИМСКОЙ ИМПЕРИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

САДОВО-ПАРКОВОЕ ИСКУССТВО РИМСКОЙ ИМПЕРИИ

Укустова А.А. 1
1Московский педагогический государственный университет, Ставропольский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность темы состоит в том, что садово-парковое искусство, наиболее ярким представителем которого является римская империя, является одной из важнейших сфер деятельности ландшафтного дизайнера. Ландшафтное искусство это не только паркостроительство, но и формирование открытых пространств городов и других населенных мест на основе тщательного изучения ландшафта.

Римская империя берет свои истоки на Апеннинском полуострове в 27 до н. э., в последующие века превратилась в огромную рабовладельческую державу (рабовладельческой была Римская республика), простиравшуюся от персидского залива на востоке до Атлантического океана на западе.

1.Типы садов, особенности их проектирования, планировки, малых архитектурных форм, растительных компонентов.

В истории Древнего Рима выделяют три эпохи.

-Эпоха царей (VIII-VI вв. до н.э.) характеризуется формированием рабовладельческого строя.

-Эпоха республики (VI-I вв. до н.э.) - Рим выделяется как город-государство. Его территориальные завоевания завершились накоплением огромных богатств, позволивших широко развернуть строительство.

- Эпоха империи (I-V вв. н.э.) - определяется значение Рима как государственного центра.

Начинается градостроительство: строительство ансамблей, общественных форумов, стадионов, театров, императорских дворцов, патрицианских вилл. Улучшается композиционное решение архитектурных ансамблей. Из-за упадка рабовладельческой системы в конце III в. н.э. начался кризис империи. В 410 г. н.э. Римская империя пала под ударами вестготов.

Наибольшего расцвета садово-парковое искусство Древнего Рима достигло в период с I в. до н.э. до I в. н.э. Климат Апеннинского полуострова мягкий и не слишком засушливый. Характерны обилие воды (реки и ручьи), гористый рельеф, наличие строительного материала (мрамора и известняка) и множество древесно-кустарниковых и цветочных растений. Здесь произрастают кипарис, платан, земляничное дерево, тополь, каштан съедобный, гранат, маслина, плодовые и различные виды сосен, дубов. Имеются виды, хорошо поддающиеся стрижке - буксус, лавр, мирт. Из цветочных - лилии, левкои, ирисы, тюльпаны, нарциссы, фиалки, гвоздики и др.

К I в. н.э. сформировались несколько типов садов. Священные рощи были связаны с религиозным культом. Так же как у греков, они имели источник, небольшой храм, часовню или алтарь. Городские общественные сады устраивались при общественных сооружениях (театрах, термах) на площадях и были разных размеров. Сады с источниками или бассейнами имели аллеи и оформлялись деревьями или крытыми галереями с нишами для отдыха, украшались скульптурой. Городские частновладельческие сады были незначительны и подчинялись планировке дома. В Древнем Риме сформировался атриумно-перистильный тип жилого дома, где находились внутренние дворы, окруженные колоннадой, оформленные скульптурой, кустарниками, цветами и снабженные водой. Стены галерей, окружавших двор, были украшены росписями с изображением растительных мотивов. Такие внутренние дворы получили название сада-перистиля. У садов при виллах и дворцах было различное назначение - от чисто хозяйственного до увеселительного. Последние украшались цветами, фонтанами, скульптурой, различными архитектурными сооружениями. Элементы сада размещались случайно. На примере этих объектов можно сделать вывод, что в садах Древнего Рима сформировались как отдельные приемы - перголы, аллеи, фигурная стрижка, так и целые садовые композиции - сад-ксист и сад-ипподром.

Сад-ксист (плоский сад) имел вид партера и был связан с портиком дома. Сад-ипподром заимствован из Греции. В Риме он утратил свое значение как место спортивных состязаний, но сохранил форму прямоугольника с одним закругленным концом. Примеры таких садов приводятся в описаниях вилл Плиния-младшего. Интересна также вилла императора Адриана (117-138 гг. н.э.), она располагалась недалеко от Рима и занимала большую обширную территорию. Сад представлял собой своеобразный музей отдельных устройств и сооружений.

Из парков Древнего Рима следует отметить парк императора Нерона, созданный на месте пожарища, возникшего в Риме в 1 в. н.э. Парк удачно сочетался с сельской местностью, на которой были выкопаны озера, большое место занимали луга и поля.

В целом для садово-паркового искусства Древнего Рима характерны следующие черты:

- совершенствование приемов античной Греции и создание своих (фигурная стрижка, использование скульптуры в убранстве садов, пергол, аллей);

- создание новых типов садов (общественные сады, сады-перистили, сады при виллах, сады-ипподромы);

- отсутствие композиционного единства в садах.

После падения Римской империи началось строительство новых вилл по типу галло-римских, но они уже не передавали того величия, которым славились римские виллы. Новые сады частично напоминали собой римский тип доимперской эпохи и в то же время напоминали сады Древнего Востока. Традиции римского садово-паркового искусства стали использоваться в итальянских садах эпохи Возрождения, а затем и в регулярных парках Европы.

2. Современный ассортимент декоративных растений для создания малого сада.

Размеры малого сада делают его архитектурно-художественный, а декоративный облик не такой как в традиционных парках и садах. В малом саду преобладают искусственные мотивы. Здесь пространство ограничено, человек ощущает всё разнообразие и контрастность форм, из которых состоит сад.

В малом саду достигается наибольшее разнообразие в размещении растительности. Особую роль приобретают фактура и цвет листьев, ствола, ветвление каждого дерева, яркие тона цветов. Большую роль играют покрытия, малые формы, свет, тень, блеск воды.

Современные стили малого сада - это эстетика и индивидуальность. Планировка, использование растительных форм и сочетаний, типа мощения и оборудования, определяют выбор и характер современного стиля малого сада. Садовый стиль следует за изменением архитектурных стилей, но значительно отстает от них.

Большую роль при разработке проекта малого сада играет рельеф. Каменная горка с цветами или зеленый холмик с мягкими склонами, плоские террасы геометрических форм или просто отдельные заниженные площадки придадут разнообразия в пространстве малого сада. При разнице в уровнях важным элементом являются лестницы. Так же как и покрытия, они могут быть сделаны из различных материалов - кирпича, каменных блоков и дерева. В сочетании с камнем, цветами, стелющимися растениями такие лестницы будут украшать сад, и придавать ему живописность.

Круглых деревянные торцы отлично подойдут как для лестниц, так и для небольших участков, предназначенных для детских игр. Нарезанные круглые бревна, уложенные на песчаное основание, создают прекрасное покрытие. Оно может служить для игр, на нем можно сидеть, оно хорошо сочетается с поверхностью земли, стволами деревьев, фактурой листьев и цветов.

Большой декоративный эффект в малом саду имеет устройство каменистых участков, создающих очень интересную пластику рельефа. Для этого можно использовать откосы и подпорные стенки или насыпать искусственные горки и холмы. Каменистые сады лучше устраивать на освещенных солнцем склонах. На каменистых участках высаживаются кустарники, луковичные, многолетние цветочные растения, папоротники, мхи и почвопокровные растения. Следует избегать особо высокорослых и пышно цветущих растений.

На малой площади можно сконцентрировать большое количество растений с разнообразными листьями и цветами. Достоинство каменистых садов заключается в том, что неудобные по рельефу участки (откосы, выходы каменной породы и пр.) можно сделать интересными, применив сочетания травянистых растений и кустарников. Кроме того, такое озеленение является и экономичным, так как основу его составляют неприхотливые многолетники. Природные факторы должны подсказать решение каменистого сада. Искусственное террасирование склона может дать интересный фон в виде каменных стен. Размещая камни, следует учитывать рельеф и стараться придать их группировкам естественный характер. Камни должны быть разнообразными по типу и величине, но не слишком мелкие.

Источники

http://dendro.ru/?id=40

http://etc.nsau.edu.ru/files/Landsh/Firsova%20M.V._Istorija%20sadovo-parkovogo%20iskus.pdf

http://biofile.ru/bio/33909.html

http://www.docme.ru/doc/1082961/43.sadovo-parkovoe-iskusstvo.-uchebnoe-posobie

http://sengeoculture.livejournal.com/2941.html

http://nova-deep.blogspot.ru/2015/09/72.html

Просмотров работы: 1613