ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ И ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ВАЗОПИСЬ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ И ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ВАЗОПИСЬ

Мирчук О.Е. 1
1Московский Педагогический Государственный Университет, Ставропольский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Данная работа актуальна так как направлена на исследование искусства вазописи - одной из самобытных античных художественных традиций. Осознание ее внутреннего содержания помогает нам в формировании общего верного понимания места и значения античного искусства.

Вазопись - искусство росписи различных керамических сосудов, разнообразное по применению средств художественной выразительности, - проявление художественной культуры античности. Среди всех народов античного мира искусство вазописи заняло свою нишу именно в древней Греции и древнем Египте. Вазы покрывали черным лаком, белой, пурпуровой, красной, желтой краской и позолотой.

Цель работы направлена на зучение древнеегипетской и древнегреческой вазописи.

Задачи:

Изучить историю появления древнеегипетской вазописи;

Ознакомиться с искусством древнегреческой вазописи.

Объект исследования. Древнеегипетские и древнегреческие глиняные расписные вазы.

Предметом исследования выступает художественное и морфологическое разнообразие древнеегипетских и древнегреческих глиняных ваз.

1 ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ ВАЗОПИСЬ

История декоративно-прикладного искусства своими корнями уходит в глубокую древность.

Наиболее яркой и первой на сегодняшний день цивилизацией Древнего мира является Древний Египет.

Прикладное искусство Древнего мира имеет общие черты, такие как простота геометрических форм художественных изделий и орнаментальных мотивов, использование разнообразных, но тем не менее простых материалов: глины, камня, дерева.

После открытия археологами сокровищ гробниц фараонов можно говорить о древних ремесленниках как о талантливых ювелирах.

1.1 Керамика

Первоначально в Египте процветало производство каменных сосудов. В эпоху неолита появляется и распространяется обжиг гончарных изделий. Первые сосуды имели форму отличную от известных нам, были с острым или закругленным дном, такую посуду размещали между камнями очага. Позднее появляются сосуды которые имеют плоское дно. Украшением для изделий служили вылепленные орнаменты. Постепенно керамика разных местностей становится разнообразнее по форме и орнаменту.

В Древнем Египте начинают впервые покрывать керамические изделия глазурью, обжигая затем при высокой температуре.

1.2 Орнамент

Сложные формы ваз имели виртуозные художественные решения из множества знаков, которые делали каждый предмет легендарным. Орнамент делится на два направления. В одном в качестве главного мотива присутствует чередование полураспустившегося цветка и бутона, во втором же фигурируют некие «загадочные» элементы, часто чередующиеся с иероглифическими знаками. Эти две группы формируют линейный орнамент.

2 ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ВАЗОПИСЬ

Наиболее распространённой находкой в археологических исследованиях античной Греции является Греческая керамика.

Древнереческими вазописцами расписывались любые виды глиняной посуды, которые использовались для хранения, приёма пищи, в обрядах и праздниках. Особо тщательно оформленные керамические сосуды, приносили в дар храмам или вкладывали в захоронения.

Благодаря сохранившимся надписям на вазах, можно узнать имена многих гончаров и вазописцев.

2.1 Форма

После приобретения глиной необходимой консистенции, её вымешивали ногами и разделяли на части. Полученную массу помещали на гончарный круг, где создавалось тулово будущего сосуда. В случае, когда высота будущего сосуда превышала определенную длину, его собирали из нескольких деталей. Уже готовые детали срезались с гончарного круга при помощи верёвки, следы от которой можно обнаружить на готовых вазах. Дополнительные детали, а именно ножки, ручки сосудов, а также накладные украшения, вылепливались отдельно и с помощью жидкой глины прикреплялись к тулову. Готовые сосуды для медленной сушки в естественных условиях помещали в сухое и тёмное место для избежания появления трещин. Когда глина немного затвердевала, мастер откручивал сосуд от гончарного круга. Далее срезались излишки глины и формировались острые канты.

2.2 Роспись

Расписывали керамику до обжига. Сначала сосуд протирали влажной тряпкой, а затем покрывали специальным раствором или минеральными красками для придания вазе после обжига красноватый оттенок.

На сосуды наносили различные надписи: подписи гончаров и вазописцев, пояснение к изображениям и хвалебные надписи. Не редко на дне сосудов высекали обозначения цены готового изделия либо клеймо изготовителя.

2.3 Стили

Протогеометрический и геометрический стили

Изначально керамическая посуда расписывалась крупными строго геометрическими узорами. Типичными украшениями служили также проведённые с помощью циркуля круги и полукруги на керамических сосудах. В период расцвета геометрики происходит усложнение геометрических рисунков. Появляются стилизованные изображения предметов, животных и людей.

Ориентализирующий период

Данный период характеризуется в вазописи увеличением фигурных фризов и мифологических изображений для которых характерны грифоны, сфинксы и львы.

Чернофигурная вазопись

Со второй половины VII в. до начала V в. до н. э. чернофигурная вазопись развивается в самостоятельный стиль украшения керамики. Всё чаще на изображениях появляются человеческие фигуры. Наиболее популярными мотивами изображений на вазах становятся пиршества, сражения, мифологические сцены. Вьющиеся растения, пальмовые листья, уоры украшали горлышко и дно сосудов. Основа после обжига становилась красной, а глянцевая глина приобретала чёрный цвет. Белый цвет впервые стали использовать в Коринфе для отображения белизны кожи у женских фигур.

Краснофигурная вазопись

Краснофигурная вазопись впервые появилась около 530 г. до н. э. В отличие от чернофигурной вазописи, чёрным цветом стали красить не силуэты фигур, а наоборот фон, оставляя фигуры не закрашенными. Разные составы шликера позволяли получать любые оттенки коричневого. С появлением данного стилистического направления в вазописи противопоставление двух цветов стало обыгрываться на вазах-билингвах, на одной стороне которых фигуры были чёрными, а на другой - красными.

Вазопись по белому фону

Для росписи ваз в этом стиле в качестве основы использовалась белая краска, на которую наносились чёрные, красные либо многоцветные фигуры. Эта техника вазописи применялась преимущественно в росписи лекифов, арибалов и алабастронов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основываясь на полученной информации можно увидеть сходство и различие древнеегипетской и древнегреческой вазописи, их художественное и морфологическое разнообразие, классификацию методов и стилей росписи.

Сходство заключается в технологии создания ваз и некоторые элементы росписи.

Отличия заключаются в сюжетах.

В орнаменте Древнего Египта преобладают геометрические мотивы: всевозможные зигзаги, спирали, линии, точки, круги и другие геометрические фигуры.

Основным источником вдохновения для египетских художников-вазописцев была природа. Основой орнамента выступают растительные мотивы-лотос, папирус, виноградная лоза, пальма, плодовые деревья, а также изображение животных: птиц, насекомых, рыб и др. Особенное значение имеет изображение священных животных: жука-скарабея, грифа и т.д. В Древней Греции вазы расписывались по мотивам жизни греческих богов и героев, так же прослеживаются сюжеты бытовых сцен. На сохранившихся вазах можно увидеть изображение свадебных пиршеств или сцены из жизни атлетов. Часто на вазах встречаются и эротические сцены.

Наиболее значимыми центрами гончарного искусства - и соответственно вазописи - в Древнем Египте являются Кенна и Беллас, а в Греции считаются Афины и Коринф в Аттике. Получили известность также вазы из Беотии и Лаконии.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  1. http://studopedia.ru/6_51628_glava--dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-antichnogo-mira.html

  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Вазопись_Древней_Греции

  3. Всеобщая история искусств. Том 1. 1956г.

  4. История зарубежного искусства. 1980г. “Изобразительное искусство” Москва.

  5. В.А. Малолетков. Керамика. М., Юный художник, 2001.

  6. Популярная художественная энциклопедия. В 2-х томах. /Под ред. Полевого В.М., М., "Советская энциклопедия", 1986.

  7. История зарубежного искусства. / под ред. Кузьминой Т.М., Мальцевой, Н.Л., М., "Искусство", 1971.

  8. Терминологический словарь "Аполлон". Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура. /Под общей редакцией Кантора А.М. М., "Эллис Лак", 1997.

  9. Памятники мирового искусства. Искусство Эгейского мира и древней Греции. М., "Искусство", 1970.

  10. Власов В.Г. Иллюстрированный художественный словарь. Спб, "Икар", 1993.

  11. Энциклопедический словарь юного художника. М., Педагогика, 1983.

Просмотров работы: 1374