ТИЦИАН ВЕЧЕЛЛИО ДА КАДОРЕ – ВЕЛИКИЙ ХУДОЖНИК - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ТИЦИАН ВЕЧЕЛЛИО ДА КАДОРЕ – ВЕЛИКИЙ ХУДОЖНИК

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Тициан Вечеллио да Кадоре (1470/1480 – 1576 гг.) – великий художник, стоит наравне с такими гениями как Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микеланджело. Среди поклонников таланта Тициана такие знаменитые художники, живописцы, как Рубенс, и Ван-Дейк, и Рембрандт, и Веласкес, и Дали, французские импрессионисты, многие художники России XIX века. Его работы копировались тысячи раз, но никто не смог повторить сияние красок полотен Тициана.

Актуальность. Я выбрала данную тему, так как считаю, что Тициан сделал огромный вклад в развитие искусства. Он создал такие приемы живописи, как: цветовая лепка формы, оттенение краски, громадное богатство колорита, что оказало огромное воздействие на мастеров последующего времени. Трудно назвать другого художника, который так сильно оказал бы влияние на дальнейшее развитее живописи. Помимо этих открытий, не менее значительным оказался опыт Тициана в продвижении мифологического жанра, пейзажа и портрета. Он был величайшим портретистом своего времени, а его портреты на многие века стали эталоном для подражаний и восхищений. Считалось, что быть запечатленным кистью Тициана – значило обрести бессмертие.

Целью моей работы является исследование творчества и техники Тициана Вечелио, для определения его вклада в развитие изобразительного искусства.

Тициан Вечеллио – родился в итальянском городе Кадора в семье военного, в 1470-х – 1480-х годах. Уже в раннем возрасте отец заметил его таланты и отдал в мастерскую венецианского мозаичиста. Пробыл он там не долго, за тем еще обучался у таких художников как Джентиле Беллини и Джованни Беллини. Так же сблизился с Джорджоне и испытал на себе его влияние.

Слава Тициана стремительно разошлась по всей Италии, а затем и по Европе. Павел III вызывает его в Рим, где Тициан, и знакомиться с работами Рафаэля и Микеланджело

Венецианский теоретик искусства Дольче писал: «Тициан был великолепным, умным собеседником, умевшим судить обо всем на свете». Можно сказать, что содержание главного труда Дольче «Диалог о живописи» - было создано благодаря Тициану.

Долгая счастливая жизнь Тициана была целиком переполнена любованием красотой мира и прославлением этой красоты в величайшем искусстве живописи.

На Тициана очень сильно влиял Джорджоне. Но между ними было глубокое различие: если Тициан был человеком менее сентиментальным и утоненным, чем Джоржоне, зато более могучим и жизнерадостным. Если на картинах Джорджоне присутствовала какая-то загадка, то у Тициана победный полнозвучный триумф прекрасного.

Как никто из творцов Древней Греции не сумел воспеть женскую красоту так же, как Корреджо, так никто ни до, ни после Тициана, не возвышал с таким воодушевлением поразительную красоту женщины, такую таинственную красоту, которая олицетворяет собой радость жизни и внеземное счастье.

Лучшее проявление таланта Тициана – картина «Венера перед зеркалом», которая была написана им уже в старости. Наверное, данного великолепия еще не совершала до этого его кисть. На картине подлинно царская женственность во всей ее естественной красоте. Боги любви представлена нам в виде златовласой красавицы представляет нам образ полного довольства и любви. Взгляд богини переполнен лаской, нескончаемо милой и трепетной, а ее лик передает ту неповторимую красоту, которая была создана живописью.

Другой образ, созданный Тицианом «Девушка с фруктами», где образ цветущей венецианки передал всю красоту женщины, и наполнил картину радостным и великолепным покоем.

Картины Тициана наполненные грандиозностью мироощущения, высокой радостностью, торжественностью, похожие на гром оркестра, вовсе не радостные по сюжету, но были созданы в наиболее лучшие году его жизни, когда он предавался культу прекрасного, как абсолютному добру, которое должно существовать в мире. Особенно это проявилось в таком шедевре как «Положение во гроб». Наверное, одно из самых совершенных произведений живописи, ибо в картине все идеально: контраст безжизненного тела Христа с дышащими силой фигурами апостолов, в которой горе тонет в приятной гармонии и красоте такой силы, что кажется, не может быть в природе более прекрасных тонов: тепло белых, золотисто-розовых, то блистающих, то пропадающих во мраке, чем те, которыми наградил эту картину Тициан. Из этой симфонии цвета, этой волшебной гармонии, им созданной из этой особой субстанции, которую можно назвать живым телом, основным материалом живописи, Тициан и создает свои образы, как бы слепляя их из этого прекрасного то жидкого, полупрозрачного, то густого, сочного, до предела насыщенного, всегда подвластного ему материала. Картины подобного рода - и есть «чистая живопись», отдельные их моменты - «куски живописи», будто ничего, кроме живописи, там и нет, живописи как стихии цвета и света, которой возглавляет гений художника.

Тицианом написано немало портретов, и каждый из них передает ту индивидуальность, которая заложена в каждом человеке. Своей кистью он запечатлеет ее целиком, концентрирует в краске и свете, а затем показывает перед нами в восхитительном «куске живописи».

«Святой Себастьян» написан Тицианом незадолго до смерти. Вблизи, кажется, будто вся картина хаос мазков, но следует отойти и вот хаос исчез: среди мрака мы видим юношу, умирающего под стрелами, на фоне пылающего костра. Палитра Тициана воплощает грандиозный оркестр красок, будто бы оповещающий о катастрофе во всем ее ужасе и безвыходности. Но крик отчаяния побежден и здесь. Из-за этого оркестра мазков появляется героическая прекрасная фигура мученика, идеальных пропорций, которая тоже вылеплена из цвета.

Достаточно вглядеться в тициановскую «пластику цвета», и можно увидеть, как размашисты мазки полностью поглощают линию и обобщают детали. В этом первооснова исканий и достижений великих колористов последующих столетий: Эль Греко, Гойи, Веласкеса, Рубенса, Рембранта, Ватто, Делакруа, Галься, импрессионистов, так же и Серова.

М. Боскини ученик Тициана подробно описывал технику работы мастера в последние годы, как доводил свою технику, пластику, эту симфонию цвета до совершенства:

Тициан покрывал свои полотна красочной массой, которая служила фундаментом будущего творения, затем энергично сделанными подмалевками, исполненными густонасыщенной кистью, в чисто красном тоне намечал полутон. Ту же кисть Тициан окунал то в красную, то в черную, то в желтую краску, тем самым вырабатывал рельеф освещенных частей. С таким умением при помощи лишь 4 мазков вызывал он из небытия обещание прекрасной фигуры. Такие наброски настолько завораживали его зрителей, что многие рвались их приобрести, мечтая проникнуть в тайны живописи. Заложив эту основу он ставил картину лицом к стене, и стояли они так месяцами, после чего он рассматривал их с суровым вниманиям, ища недостатки. И по мере нахождения черт которые не соответствовали его задумке он без всякой жалости принимался исправлять их, доводя до высшей гармонии, которая способна передать красоту природы и искусства. Что бы дать возможность высохнуть картине он переходил к следующей, производя с ней те же манипуляции. Выбрав нужный момент, Тициан покрывал эти остовы рядом повторных мазков.

Последнюю ретушь он производил постукиванием пальцев, сглаживая резкие переходы, втирая один в другой. Иногда тем же пальцем наносил густую тень, в какой либо угол, что бы усилить это место, либо же лессировал красным, как кровь тоном, в целях оживления живописной поверхности.

Тициан овладел стихией цвета, окончательно покоривший главную роль очертаний и этим открывший новый этап истории живописи. Он подарил миру самое прекрасное, грандиозное искусство, художник, которого не сломали ни закат гуманности, ни раздумья о смерти, даже в последние годы. Могущественный, покорный и строгий он на последнем своем автопортрете. Его мудрость и понимание своей мощи видно в гордом лице с орлиным носом, высоким лбом и столь проницательным взглядом. Его черты так же были слеплены из пылающих тициановских красок, на контрасте с черным одеянием они предстают, как вековечный памятник знаменосцу великого искусства, памятник, созданный им самим, дабы воспеть славу этого искусства.

Творчество Тициана стало вершиной эпохи высокого Возрождения в Венеции. Это художник с огромным творческим диапазоном, который менялся всю жизнь. Его первые работы были наполнены шумно и яркой жизнью, в то время как последние полны чувства мрачной тревоги и отчаяния.

Список литературы

  1. Любимов, Л.Д. Искусство Западной Европы. Средние века. Возрождение в Италии / Л.Д.Любимов – М.: Просвещение, 1976

  2. Ротенберг, Е. И. Тициан и его место в искусстве Возрождения (к 400-летию со дня смерти Тициана) // Советское искусствознание 77. Вып. 2. М., 1978. С. 165–190.

  3. История изобразительного искусства // Награда Российской Академии Интернета 2003 года в номинации «Изобразительное Искусство и музеи» – http://www.arthistory.ru/tician.htm

  4. И. А. Смирнова, Тициан и венецианский портрет XVI в. – М., 1964;

Просмотров работы: 8495