Цель исследования: популяризация культурного наследия среди молодежи.
Ковры – создавались ворсовые и без ворсовые, народами, проживающими на территории Армянского нагорья и за его пределами с дохристианского периода (до 301 года) до наших дней. Главным отличием армянских ковров является орнаментальные мотивы в которых применяются стилизованные изображение людей и животного мира.
В Армении коврами устилают полы, диваны, сундуки, кровати, стены. В наше время ковры используются в храмах, алтарях и интерьерах.
В армянском языке есть два обозначения ковра: карпет (арм.կարպետ) – это безворсовые ковры и горг (арм.գորգ) – это ковры с ворсом.
Армянское ковроткачество на начальных этапах совпадало с ткачеством, оно развивалось достаточно долго, начиналось все с простых изделий, сплетенных на плетельных рамах, до узелковых ковров, которые в дальнейшем стали произведениями искусства. Ковроткачество было вызвано насущной необходимостью связанной с бытом армянского народа, обусловленные климатом Армянского нагорья, что определяло тип, толщину, размер изделия.
Во время реставрации армянских манускриптов в переплетах были обнаружены фрагменты ковров выполненных в раннее средневековье, по которым можно судить о том как эти ковры выглядели. Сведения о внешнем виде ковров можно почерпнуть со средневековых рукописей, на миниатюрах которых изображались ковры.
Традиционно в Армении преобладали плетеные из молодого тростника настилы в виде циновки и рогожи, техника выполнения которых похожа на паласы. Желание оживить ткацкие изделия простейшими геометрическими орнаментами привели к переходу от одноцветного рогожного переплетения к полосатому паласу, в котором фон покрывался чередующимися полосами, образующими определенный ритм, прослеживаемый и в других видах декоративно-прикладного искусства. Сплошное натуральное полотно также покрывалось зигзагообразными линиями, вертикальными черточками, создающими вертикальную линию рисунка и ранее неизвестную в ковроткачестве технику, положившими основу вязки карпета (без ворсовой ковер). Изображение сложных геометрических фигур (многоугольник, крест, окружность, звезда и т.д.) стало возможным после освоения техники переплетения горизонтальной нити основы и зубчатой нити утка.
В средневековье образовался самобытный стиль присущий армянским коврам, поэтому средневековье называют золотым веком армянского ковроткачества. Характерными видами ковров были: плетеные, драконовые (Вишапагорг), змеиные (Оцагорг) и орлиные (Арцвагорг) ковры.
Чаще всего в композиции большинства армянских ковров, выполненных в XIX – XX веках, это деление на медальоны, которые имеют разные формы: крестообразные, ромбовидные, звездообразные. В медальонах изображались драконы, птица Феникс, древо жизни, зубчатые орнаменты из ромбов, треугольников, символов вечности, свастики, изображения змей.
Одной из особенностей армянских ковров данного периода были символы и разнообразные узоры, которые могли покрывать ковер полностью, могли быть расположены в центральной части ковра.
Итак, в древнее время в Армении преобладали безворсовые плетеные циновки и рогожи с орнаментальным оформлением ритмически чередующихся полос, как прямых, так и зигзагообразных. Изображение сложных геометрических фигур (многоугольник, крест, окружность, звезда и т.д.) стало возможным после освоения техники переплетения горизонтальной нити основы и зубчатой нити утка.
В Средние века появились ворсовые ковры: драконовые (Вишапагорг), змеиные (Оцагорг) и орлиные (Арцвагорг). Виды ковров определялись по изображениям реальных и фантастических животных.
В XIX – XX веках в декоративном оформлении ковром стали использоваться крестообразные, ромбовидные, звездообразные. В медальонах также, как и в Средние века изображались драконы, птица Феникс, древо жизни, зубчатые орнаменты из ромбов, треугольников, символов вечности, свастики, изображения змей.
Список литературы:
http://ru.hayazg.info
http://hayodz.blogspot.ru/
https://ru.wikipedia.org