РОЛЬ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ В РАЗВИТИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РОЛЬ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ В РАЗВИТИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Унгефуг В.В. 1
1Ставропольский филиал Московского Педагогического Государственного Университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

Леонардо ди сер Пьеро да Винчи родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиано близ небольшого городка Винчи, недалеко от Флоренции. Леонардо с самого рождения является интересной фигурой. Он сделал не мало интересных открытий как в инженерии так и в искусстве. Именно поэтому я выбрала его для своего исследования.

Цель реферативного исследования: определить роль Леонардо да Винчи в развитии изобразительного искусства. Выявить актуальность темы для будущего дизайнера.

Задачи:

1. Изучить начало пути художника в мастерской Верроккьо

2. Рассмотреть становление художника(1470-е годы)

3.Рассмотреть живописные произведения зрелого стиля (1480-е – 1510-е годы)

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ДЛЯ БУДУЩЕГО ДИЗАЙНЕРА

Леонардо да Винчи был многогранным человеком. Многие знают его как художника, но этот человек так же был изобретателем, скульптором, ученым и музыкантом.

Витрувианский человек— это рисунок, который нарисовал Леонардо да Винчи в 1490—1492 годах как книжную иллюстрацию. Книга была посвящена трудам Витрувия. Рисунок был размещен в одном из его дневников. Изображенная фигура обнаженного мужчины в двух разных позах наложена друг на друга: с разведёнными в стороны ногами и руками, вписанная в окружность; со сведенными вместе ногами и разведёнными руками, вписанная в квадрат. Этот рисунок используется начинающими дизайнерами еще с момента освоения профессии. Изучив пропорций человека, позже применяя эти знания в эгрономике. Картины Леонардо вдохновляют дизайнеров для создания стилистики помещений, дополняя его репродукциями великого мастера.

Таким образом, Да Винчи сделал не малые открытия в живописи, актуальные будущему дизайнеру. Пропорций человека, которые изучил художник применяются в эгрономике.

НАЧАЛО ПУТИ ХУДОЖНИКА ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ В МАСТЕРСКОЙ ВЕРРОККЬО

В 1466 году пятнадцатилетний Леонардо да Винчи начинает учится в мастерской- Верроккьо, подмастерьем художника. Мастерская Верроккьо находилась центре Италии той эпохи, в городе Флоренции.

В течении пяти лет Леонардо научился рисовать с натуры, делать фрески, а так же писать маслом. Будущий художник пфознал работу с металлом, гипсом и кожей, изучил черчение, химию, металлургию. Так же Леонардо занимался рисованием, скульптурой и моделированием. В 1460–1470-е годы мастерская Верроккьо была своеобразным клубом: здесь собирались все подававшие надежды молодые люди Флоренции. В мастерской, кроме да Винчи, обучались Перуджино, Лоренцо ди Креди, Аньоло ди Поло, работал Боттичелли, часто бывали такие известные мастера, как Гирландайо и др.

В первую очередь обсуждали, подробно разбирали и критиковали, конечно, художественные работы, но параллельно и философские, и практические вопросы, в частности медицинские труды. Например, предметом дискуссий стали работы Марсили Фичина, главы Платоновской академии во Флоренции. Фичина переводил и комментировал сочинения Платона. Параллельно шли разговоры об оценке античного наследия; здесь Леонардо отличался бескомпромиссностью суждений. Необходимо ценить предшественников и учиться у них, считал он, но принимать искусство прошлого как образец – значит обрекать себя на бесконечное воспроизведение уже готовых форм и самому не искать нового.

В 1473 году, в возрасте 20 лет, Леонардо да Винчи получает квалификацию мастера в Гильдии Святого Луки. Там Леонардо, вероятно, неоднократно представлялись удобные случаи изучать анатомию человеческого тела.

На его становление как живописца, мы можем заключить, оказало влияние обучение в мастерской Верроккьо посколькоу в те же годы там учились Боттичелли и Перуджино. Будущие великие художники разбирали и критиковали свои художественные работы, а параллельно и философские, и практические вопросы.

СТАНОВЛЕНИЕ ХУДОЖНИКА

(1470-е ГОДЫ)

Первая датированная работа Леонардо (1473, Уффици) – маленький набросок долины реки, видимой из ущелья; с одной стороны расположен замок, с другой – лесистый склон холма. Этот набросок, сделанный быстрыми штрихами пера, свидетельствует о постоянном интересе художника к атмосферным явлениям, о которых он позднее много писал в своих заметках. Пейзаж, изображенный с высокой точки зрения с видом на пойму реки, был обычным приемом для флорентийского искусства 1460-х годов (хотя он всегда служил лишь фоном картин).

«Портрет Джиневры деи Бенчи» (около 1478, Вашингтон, Национальная галерея) – возможно, первая картина Леонардо, написанная самостоятельно. Доска обрезана примерно на 20 см снизу, так что исчезли скрещенные руки молодой женщины (это известно из сравнения с сохранившимися подражаниями этой картине). В этом портрете Леонардо не стремится проникнуть во внутренний мир модели, однако как демонстрация прекрасного владения мягкой, почти монохромной светотеневой моделировкой эта картина не имеет себе равных. Сзади видны ветви можжевельника и подернутый влажной дымкой пейзаж .

«Портрет Джиневры деи Бенчи» и «Мадонна Бенуа» (Санкт-Петербург, Эрмитаж), которой предшествовала серия крошечных набросков «Мадонны с Младенцем», вероятно, являются последними картинами, законченными во Флоренции. Картину «Мадонна Бенуа» только что завершивший обучение молодой художник Леонардо да Винчи написал во Флоренции в конце семидесятых годов пятнадцатого столетия.

Когда Леонардо писал её, ему было двадцать шесть лет. К этому времени художник обрёл уже совершенное мастерство в великом искусстве живописи, которое, как мы увидим, он ставил выше всех прочих.

«Мадонна с цветком» («Мадонна Бенуа») – это хронологически первая мадонна, образ которой внутренне лишён какой бы то ни было святости. Своеобразный мертвенно-зелёный колорит, подчёркнуто реалистическая трактовка человеческого тела, усиленное внимание к изображению игры света и тени на отдельных частях тела, сложное положение обеих фигур - всё в этой картине показывает нам молодого Леонардо хотя и ищущим ещё широкого свободного стиля, но уже твердо, ставшим на тот путь, по которому он пойдёт в течение своей дальнейшей деятельности.

Композиционным и идейным центром картины является переплетение трёх рук: двух пухлых ручонок мальчика и нежной, девической руки матери, держащей за стебель цветок, к которому направлены внимательный и ласковый взгляд мадонны и пытливый, серьёзный взгляд младенца, пытающегося неловко схватить цветок. Жажда познания, по-детски неосознанного, но не по-детски страстного, того познания, которое томило и гнало вперёд Леонардо, выражено во всём облике младенца. Взгляд зрителя невольно приковывается к смысловому центру картины – переплетению трёх рук, изображённая в ней простая и скромная сцена приобретает значительность и идейную глубину. Небольшая картина приковывает внимание, заинтересовывает, волнует.

Из вышесказанного можно заключить, что в 1470-е годы Леонардо да Винчи ищет выразительные средства:

– для передачи атмосферных явлений (1473, набросок Уффици);

– использует в живописи монохромные светотеневые моделировки (Портрет Джиневры деи Бенчи);

– применяет своеобразный мертвенно-зелёный колорит (Мадонна с цветком);

– изображает сложное положение человеческих фигур, подчёркивая реалистическую трактовку человеческого тела, уделяя усиленное внимание к изображению игры света и тени на отдельных частях тела (Мадонна с цветком);

– добивается значительности и идейной глубины содержания картины, выделяя в качестве смыслового центра картины переплетение рук изображаемых матери и ребенка (Мадонна с цветком).

ЖИВОПИСНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗРЕЛОГО СТИЛЯ

(1480-е – 1510-е ГОДЫ)

Несмотря на то, что Леонардо отправился в Милан в надежде на карьеру инженера, первым заказом, который он получил в 1483, было изготовление части алтарного образа для капеллы Непорочного зачатия – Мадонна в гроте (Лувр; атрибуция кисти Леонардо более поздней версии из Лондонской Национальной галереи оспаривается).

Коленопреклоненная Мария смотрит на Младенца Христа и маленького Иоанна Крестителя, в то время как ангел, указывающий на Иоанна, смотрит на зрителя. Фигуры расположены треугольником, на переднем плане. Кажется, что фигуры отделены от зрителя легкой дымкой, так называемым сфумато (расплывчатость и нечеткость контуров, мягкая тень), которое отныне становится характерной чертой живописи Леонардо. За ними в полутьме пещеры видны сталактиты и сталагмиты и подернутые туманом медленно текущие воды. Пейзаж кажется фантастическим, однако следует помнить утверждение Леонардо о том, что живопись – это наука. Как видно из рисунков, одновременных картине, он основывался на тщательных наблюдениях геологических явлений. Это относится и к изображению растений: можно не только отождествить их с определенным видом, но и увидеть, что Леонардо знал о свойстве растений поворачиваться к солнцу.

Тайная вечеря

Размышления Леонардо о пространстве, линейной перспективе и выражении разнообразных эмоций в живописи вылились в создание фрески Тайная вечеря, написанной в экспериментальной технике на дальней торцовой стене трапезной монастыря Санта Мария делле Грацие в Милане в 1495–1497.

Тайная вечеря - фреска

При помощи иллюзионистических средств Леонардо расширил реальное пространство зала в область живописного пространства, с высоким столом, за которым сидят Христос и апостолы. Он изобразил тот момент, когда Христос сказал: «Истинно говорю вам, что один из вас предаст меня», как психологический взрыв. Христос – центр композиции, вокруг которого собирается буря эмоций. Все средства использованы для того, чтобы привести глаз к фигуре Христа: основные цвета одежды (красный и синий), силуэт, выделяющийся на фоне окна. Фигура Иуды (четвертый справа от Христа) передвинута со своего обычного места с внешней стороны стола; его изображение вместе с остальными апостолами еще более усиливает драматизм происходящего. Двенадцать апостолов распределены на четыре группы по трое и изображены склоненными к Христу или отпрянувшими от него. Поскольку расположение тринадцати человек по одну сторону стола несколько неестественно, их прямое сопоставление поднимает эмоциональный накал, а уходящая в глубь перспектива (комната изображена в виде трапеции) создает эффект выталкивания фигур на зрителя.

Мона Лиза

Деятельность Леонардо да Винчи в первое десятилетие 16 в. была столь же разнообразной, как и в другие периоды его жизни. Несмотря на увлечение математикой, он продолжал заниматься живописью. В это время была создана картина Мадонна с Младенцем и св. Анной, и около 1504 Леонардо начал работу над своей знаменитой картиной Мона Лиза, портретом жены флорентийского купца.

Этот портрет (он находится в Лувре) является дальнейшей разработкой типа, появившегося у Леонардо ранее: модель изображена по пояс, в легком повороте, лицо обращено к зрителю, сложенные руки ограничивают композицию снизу.

Одухотворенные руки Моны Лизы так же прекрасны, как легкая улыбка на ее лице и первобытный скалистый пейзаж в туманной дали. Джоконда известна как образ загадочной, даже роковой женщины, однако эта интерпретация принадлежит 19 веку. Более вероятно, что для Леонардо эта картина была наиболее сложным и удачным упражнением в использовании сфумато, а фон картины – результат его исследований в области геологии. Вне зависимости от того, был ли сюжет светским или религиозным, пейзаж, обнажающий «кости земли», постоянно встречается в творчестве Леонардо.

Таким образом, в разобранных картинах (1480-1510 г.) выразительными средствами, стали:

- фигуры отделенные от зрителя легкой дымкой, так называемый сфумато (расплывчатость и нечеткость контуров, мягкая тень), которое отныне становится характерной чертой живописи Леонардо («Мадонна в гроте»; «Мона Лиза»);

- уходящая в глубь перспектива (комната изображена в виде трапеции) создает эффект выталкивания фигур на зрителя (Тайная вечеря);

ВЫВОД

Подведя итог, можно сказать, что Леонардо да Винчи и его искусство являются актуальными.

Новаторство его заключается не только в удивительных изобретениях и трудах, его живопись также является чем-то новым для того времени. Острота черт лица, мастерство передачи мимики, движения, не просто в гиперреалистичном стиле, но и в соответствии с тематикой изображения, поражают и восхищают.

Леонардо да Винчи является автором такого способа передачи живописи, как добавление сфумато. Несмотря на то, что после него многие художники пытались пользоваться той же техникой, многие считают, что никто кроме Леонардо не смог пользоваться подобной техникой живописи и данный стиль часто считают стилем одного художника да Винчи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Журнал «100 человек которые измерили ход истории»

2. Википедия- https://ru.wikipedia.org/wiki/Леонардо_да_Винчи

3.Программа «Биография» 13 серия- https://www.ivi.ru/watch/biografii/59266

4.http://my-talk-hamster.ru/rannij-period-tvorchestva-leonardo-da-vinchi/

5.http://cumir.ru/leonardo-da-vinchi

 

Просмотров работы: 3641