ЗАНЯТИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМУ ВОСПРИЯТИЮ ЦВЕТА ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЗАНЯТИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМУ ВОСПРИЯТИЮ ЦВЕТА ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Свидетельства удивительной силы цвета мы видим повсюду. Цвет посылает нам сигналы, простые и сложные, а мы непроизвольно внутренне реагируем на них. Цвет кажется нам притягивающим и отталкивающим, успокаивающим и будоражащим. Кроме этого, цвета вызывают у человека определенные физические и эмоциональные реакции, они воздействуют на нас и в культурологическом плане. Очень часто цветовые ассоциации определяются тем, в каком контексте мы воспринимаем тот или иной цвет, как он используется в окружающем нас обществе. Мы узнаем о цвете через язык, мифологию, литературу и через общение с людьми внутри собственной культуры.

Страна, в которой мы живем, и культура, внутри которой мы выросли, также оказывает огромное влияние на цветовое восприятие.

Для того чтобы понять, какие цвета использовать в обиходе и в воспитании детей, – необходимо понять, каким образом цвет влияет на состояние человека. Доказано, что цвет оказывает достаточно сильное воздействие на формирование психофизиологического статуса нашего организма. Цвет, как энергия, необходим для поддержания тонуса центральной нервной системы. Цветовосприятие также может напрямую влиять на человеческое поведение. В большинстве случаев этот процесс происходит бессознательно. Например, все теплые цвета относятся к активным и усиливают жизнедеятельность человеческого организма – возбуждают и поднимают настроение, увеличивают мышечную работоспособность, влияя тем самым на трудовые процессы, понижают слуховую чувствительность к шуму. Холодные же цвета относятся к пассивным, замедляющим жизнедеятельность организма, пассивные цвета успокаивают психику человека и даже угнетают ее [1].

Существует особая наука о цветовосприятии – колористика. Основная идея данной науки заключается в том, что цвет влияет на человека психологически и психофизиологически. Определяя влияние того или иного цвета либо композиции цветов на самочувствие и состояние человека, психологи пришли к следующему заключению: если человек выбирает красный цвет – это характеризует возбудимость, импульсивность, страстность, тогда как разные оттенки зелёного цвета успокаивают, настраивают на деловой, рабочий лад. Синий, голубой – цвета так же являются «холодными», то есть уравновешивающими, направляющими к размышлениям, а не переживаниям.

Используя такие знания, мы можем сознательно подойти к формированию цветовой гаммы, окружающей детей. В наше время мы можем окружить детей гармонией цвета в одежде, в игрушках, в оформлении детской комнаты. Если убрать из обихода все грязные, неестественно яркие, кроваво-красные, коричневые, чёрные и серые краски, это уже будет способствовать охранению детей, развитию в них равновесия, спокойствия, вдумчивости, устремлять их к красоте [3].

Для того чтобы правильно руководить детским творчеством, нужно знать особенности изобразительной деятельности детей. Это поможет найти ключ к сердцу ребенка, установить с ним контакт, развить его художественные способности.

Одной из первых работ, посвященных изучению цвета в детских рисунках, была работа Е.А. Флериной. Она считала, что формированию чувства цвета у детей необходимо уделять большое внимание при обучении изобразительной деятельности.

Без обучения могут быть усвоены только часто встречающиеся цвета: красный, зеленый, желтый и другие. Название цветов – серый, голубой, розовый – устанавливается позднее и обычно после особого к ним внимания. Глаз детей приучается вначале к простейшим, а затем к более сложным цветовым сочетаниям.

Цвет – одно из важных средств выразительного отражения образов природы в рисунках. Анализируя детские рисунки, педагоги обнаружили, что в основном дошкольники, без специального побуждения не стремятся к разнообразному цветовому решению. Такое явление объясняется тем, что в условиях целенаправленного обучения внимание детей чаще обращается на форму предметов, цвет же для них не выступает как обязательное свойство предмета.

Яркость и пестрота, характерные для детских рисунков, зачастую говорят о небольшом опыте ребенка, недостаточном уровне развития цветового восприятия и культуры применения цвета. Такой рисунок может быть создан под влиянием впечатления от пестрой игрушки, книжной иллюстрации.

Анализ современной практики позволил психологам и педагогам по изобразительной деятельности определить необходимые условия формирования чувства цвета у детей:

  1. Создание системы работы по формированию чувства цвета у детей в процессе изобразительной деятельности, включая все ее виды.

  2. Широкое использование в работе с детьми произведений изобразительного искусства как классического, так и народного.

  3. Систематическое наблюдение в природе, выделение цвета ее объектов и явлений, изменений цветов в природе в зависимости от времени года, погоды, освещения.

  4. Использование дидактических игр в работе с детьми.

  5. Использование детских работ в оформлении дошкольного учреждения.

В подготовительной к школе группе перед педагогами стоят следующие задачи по восприятию детьми цвета:

  • развивать эстетическое восприятие окружающего мира, воображение детей и их творческую активность, чувство цвета и навыки его выразительного использования;

  • учить детей технике смешения красок;

  • активизировать словесное обозначение цветов;

  • формировать познавательную мотивацию ребенка.

Решая задачи развития у детей восприятия цвета, педагог, прежде всего, учит их различать и называть цвета, воспринимать цвета и их оттенки в природе, окружающей жизни, искусстве, эмоционально откликаться на цвет, его сочетания, оценивать их как красивые и некрасивые.

Использование упражнений и игр по цветоведению и средств изобразительного искусства помогает, во-первых, развивать мелкую моторику руки, зрительно-пространственное восприятие, во-вторых, речь, словарный запас, память, логическое мышление.

Также вместе с детьми, на занятиях, следует анализировать различные цвета и их оттенки, смешивать краски для получения новых цветов, разбивать краски, соединять и получать контрастные цвета – холодные и теплые. В течение года, с помощью цвета передавать свои чувства: любовь, радость, отчаяние, гнев. Важно помочь детям почувствовать, как цвет предмета меняется в зависимости от фона. Знакомя детей с жанром портрета, подводить детей к пониманию: задача художника-портретиста состоит не только в том, чтобы добиться внешнего сходства с моделью, но и в том, чтобы передать характер и настроение человека, а также свое отношение к нему. В решении этой задачи художникам помогает цвет и другие выразительные средства, такие как мимика и жесты.

Кроме занятий с детьми необходимо проводить экскурсии и прогулки в природу, так как природа – великий художник. Ребенка следует постепенно, умело вводить в мир гармонии цвета. Объяснять детям, какие цвета подходят друг другу наглядно на образцах.

Большое значение имеет эстетически оформленная среда, в которой воспитываются дети, включающая интерьер дошкольного учреждения. Необходимо, чтобы в интерьере присутствовали детские работы. Особенно интересными и яркими выглядят те рисунки, в которых отчетливо проявилось внимание педагога к данной проблеме.

Цвет является одним из важных средств художественной выразительности, передачи отношения к создаваемому образу; он помогает выявить основные свойства предметов, дает возможность каждому проявить свою индивидуальность [2].

Список литературы

  1.  
    1. Базыма Б.А. Психология цвета. Теория и практика. – Речь, 2007. – 208.

    2. Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М.: Педагогическое общество России, 2002.

    3. Славгородская М., Цыганкова Ю.В. Цвет, окружающий ребенка // Восход, № 3 (107), Март, 2003.

5

Просмотров работы: 321