ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ ВИЗАНТИИ НА РАЗВИТИЕ РУСИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ ВИЗАНТИИ НА РАЗВИТИЕ РУСИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В течение долгого времени, а это около пяти столетий, Византия и Русь находились в тесных отношениях. Становление древнерусского государства происходило при разнообразных контактах и столкновениях с византийцами. Влияние византийской культуры и системы организации жизни прослеживается во всех сферах жизнедеятельности Руси. Русские заключали с греками договоры и иногда помогали Византии войсками. Русь переняла многие положения из межгосударственных договоров с Византией.

Множество обрядов перешло из культуры Византии в культуру Руси. «Самым значительным результатом взаимоотношений между двумя государствами стало принятие Русью православия — одной из важнейших основ византийской культуры. Христианство пришло на смену древнерусскому язычеству, типичному для родового общества. Язычество являло собой страх перед могуществом природы, сознание бессилия человека перед стихийными силами. Христианство в своей богословской концепции мира ставило человека в центр природы, а природу воспринимало как служанку человека, открывало в природе «мудрость» мироустройства и божественную целесообразность».1 Киевская Русь не могла на тот момент стать в один ряд со странами Европы и Востока, не переняв у них ремесел, науки, культуру и т.д. Она могла с легкостью взять это в Византии. С принятием византийского христианства в Русь пришла и письменность, и многие другие недостающие развитию страны элементы.

В настоящее время многие научные работники рассматривают время взаимодействия Руси с Византией с точки зрения, нахождения в этом процессе новых плюсов и минусов, которые каким-либо образом повлияли или могли бы повлиять на дальнейшее развитие страны.

Цель данной работы – сформировать представление о влияние Византии на Русь, принятии христианства на Руси и их историческом значении.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. определить границы влияния Византии на Русь;

2. дать характеристику языческой Руси;

3. познакомиться с крещением Руси князем Владимиром;

4. отметить историческое значение принятия христианства на Руси.

Структура: Структура работы определяется целями и задачами и включает в себя введение, две главы, включающие три и четыре параграфа, заключение, список литературы, использованной при написании работы. В главе первой - «Влияние Византии на Русь» раскрываются основные этапы развития Руси под влиянием Византии.

В главе второй – «Крещение Руси» отражены предпосылки принятия христианства и раскрывается последовательность этого процесса. В заключение сделанные выводы, по написанной работе. В списке литературы указаны источники, которые использовались при написании работы.

Практическая значимость: Данную работу можно использовать в качестве основы, для написания дальнейших научных исследований.

  1. Влияние Византии на Русь

Вопросу влияния Византии на Русь на сегодняшний день уделяют немалое внимание многие историки, политики и культурологи. В 1991г. в Москве на 18 Всемирном конгрессе византиноведческих исследований приняли участие более 700 ученых почти из 40 стран. На этом конгрессе был поставлен и обсужден вопрос об открывавшихся и «упущенных» возможностях нашими предками перед Русью2.

В конце 9 века Византия, именуемая Римской (РОМАИОН) Империей, находилась в расцвете, на голову превосходя Запад и по технологиям, и по культуре. Уже тогда Русь попала под влияние Византии. Влияние Византии на Русь было длительным – на протяжении 600-700 лет.

1.1 Политическое влияние Византии

Международно-политическая концепция Византии, её отношения с Русью зависели от традиционализма идеологических установок, которые заключались в римском имперском универсализме, в эллинистическом противопоставлении греков и «варваров», в христианском экуменизме с идеей общей церкви, сочетавшимся с византийской идеей самодержавия. Одновременно нельзя не отметить гибкость византийской дипломатии в балансировке между традиционной теорией и учетом политических реалий. Правовое русло препятствующие совершению неожиданных набегов, разгромов городов, оказанию военного давления, это часть условий во взаимоотношениях между Русью и Византией. Наибольшее влияние Византийской культуры проявилось при становлении Московского княжества (XIII–XVв.в.) и формировании великорусского государства (XV-XVIв.в.).

Одно из важных событий в русской истории - это брак князя Ивана III Васильевича с Софьей, племянницей последнего императора Византии. Она утвердила много порядков и обычаев византийского двора. В следствие этого церемониал стал величественнее и торжественнее. Так же брак с Софьей положительно повлиял, как заметили современники, и на самого царя, который возвысился в их глазах до не досягаемой высоты. Этот брак укрепил положение Руси на международной арене.

На Руси обряд на царство был введен впервые Иваном III с целью того, чтобы показать, что Москва является приемником Константинополя. А также он объединил Московский герб с Византийским: Георгия Победоносца убивающего змея, с Византийским двуглавым орлом3. Позже Иван VI Грозный приводил себя в сравнение с византийским императором.

Назначение митрополита на Руси до XV века происходило с согласия византийского патриарха. С течением времени по аналогии с Византией на Руси стали строить монастыри, а церкви превратились в подобие богатых организаций.

1.2 Правовое влияние Византии

Еще до принятия христианства русские успели познакомиться с византийским правом. А договоры русских с греками X в. Буквально проникнуты византийскими элементами права, регулировавшие их отношения во время пребывания русских в Царьграде. Византийские права, церковные и светские, были внесены греческим духовенством после принятия христианства.

Торговые и политические отношения между государствами регулировались договорами, заключенными в ходе многих походов. За торговые отношения отвечали три договора заключенные в 911, 945, 971 г. г. Содержание договоров представляет собой нормы византийско-русского права, относящегося к международному торговому, процессуальному и уголовному праву. Так как эти договоры международные, они фиксируют межгосударственные нормы, а так же они имеют яркое отражение древнерусского права.

После похода на Византию князя Олега в 907 году, был заключен договор 2 сентября 911 года. Благодаря именно этому договору были восстановлены дружественные отношения государств, определен порядок выкупа пленных, наказания за уголовные преступления, совершенные в Византии купцами обеих стран, и на мой взгляд самое главное, что изменил этот договор, так это береговое право: вместо захвата выброшенного на берег судна и его имущества, владельцы берега должны были оказать помощь в их спасении.

После неудачного похода войск князя Игоря на Византию в 941 году и повторного в 944 году, так же был заключен договор, в июле 945. Для пользования установленными льготами русские послы и купцы должны были иметь при себе княжеские грамоты, по договору 945. После чего Русь обязалась не претендовать на крымские владения Византии.

В июле 971 года между князем Святославом Игоревичем и императором Иоанном Цимисхием был заключен еще один договор после поражения русских войск в болгарском Доростоле. Он был составлен в весьма неблагоприятных условиях для Руси: договор обязал Русь прекратить нападения на Византию. Судя по договорам с Византией в X веке ясно, что купцы играли немало важную роль в международных отношения Руси. Так как иногда они не просто совершали куплю за границей, но и выступали в роли дипломатов, имея серьезные связи с иностранными дворами и общественными верхами.

Так же в договорах указывается смертная казнь, штрафные санкции и меры по поимке рабов, кроме того в договорах была реализация права кровной месте и других норм права4.

Источником по истории древнерусского права и русско-византийских отношений, является не что иное, как договоры Руси с Византией.

Рецепция византийского права.

Духовенство являлось проводником византийского права и применяло его в церковном суде. Семейное наследственное право подвергалось византийскому законодательству по компетенции этого суда. Начало Эклогии воспроизводит положения « Русской Правды» об опеке и наследовании супругов. Так же в этих сферах проявлялось влияние духовенства на законодательную деятельность князей. Как оказалось в древнерусском государстве помимо «Русской Правды» действовали церковные уставы князей Владимира Святославича и Ярослава Владимировича (X-XI вв.) В который входили нормы о брачно-семейных отношениях, преступлениях против церкви , нравственности и семье. В них определялись юрисдикции церкви и судов. Иногда на действия государственного законодательства накладывалось действие церковных уставов, источником которого являлась «Русская Правда».

Многие памятники византийского права были переведены церковниками на древнерусский язык.

На Руси с самого начала существования христианства были известны в славянском переводе оба Намоканона употреблявшегося в византийской церкви, этот факт подтвердили исследования историков - правоведов. Намоканон 50 титулов был переведен на славянский язык до крещения Руси. Намоканон 14 титулов при его древнейшей редакции был переведен на Руси при Ярославе I. Так же были занесены и другие памятники византийского законодательства, к примеру под названием «Кормчей Книги» В составе древних сборников вместе с Намоканонами входили Эклога и Прохирон. Так же при первых христианских князьях перешел к нам и «Закон судный людеи»- переделка 17 титула исаврийской Эклоги, то есть устав о преступлениях и наказаниях.

Помимо этих на древней Руси были известны и другие юридические сборники. К примеру, относящаяся к концу XII - началу XIII Компиляция, она так же носит в рукописях название «Книги законные, ими же годится всякое дело исправляти всем православным князем». В состав ее входят: 1) «Закони земледельнии от Оустиниановых книг» — земледельческий устав; 2) «Закон о казнех»; 3) «Закон о разделении браком», т.е. о причинах развода и 4) «Главы о послусех»; три последних отдела заимствованы из Прохирона и Эклоги. К сожалению, мы не имеем прямых свидетельств о практическом применении земледельческого устава, но есть предположение о его применении в духовных судах, а конкретно по отношению к крестьянам, сидевших на землях духовенства5.

Очередной сборник весьма близок к «Книгам законным» появился в конце XIII –начало XIVв. под названием «Мерила праведного» Составлен он из заимствованного из Кормчей, славянского материала. А служить он должен был как нравственным наставлением, так и юридическим руководством.

1.3 Духовное влияние Византии

Русь встретилась с Византией в то время, когда она была страной большого торгового мореплавания, развитой строительной техники и искусства, великих городов, по сравнению с которыми парижи и лондоны были жалкими деревнями, стадионов, университетов (почему-то забывают, что византийские университеты были старше западноевропейских на 500 лет и имели гораздо большую долю светских наук), величественных соборов, огромных библиотек, лучшей в мире медицины, источником законодательных норм для остального мира (достаточно вспомнить Свод Юстиниана, Эклоги, где проявляется стремление законодателей сделать юстицию безденежной и равно доступной для всех, Крестьянский закон, защищающего права крестьян-общинников, Градский закон, церковный Номоканон).

Культурно языковое влияние было одним из самых важных. Здесь стоит предоставить слово А.С. Пушкину: "Как материал словесности, язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими: судьба его была чрезвычайно счастлива. В ХI веке древний греческий язык вдруг открыл ему свой лексикон, сокровищницу гармонии, даровал ему законы обдуманной своей грамматики, свои прекрасные обороты, величественное течение речи; словом, усыновил его, избавя таким образом от медленных усовершенствований времени. Сам по себе уже звучный и выразительный, отселе заемлет он гибкость и правильность"6.

Кстати Россия приняла, не только христианство от Византии, но и несколько сопутствующих его техник, такие как зодчество, письменность (практически скопировав родной язык) и музыку. Русь практически сразу стала самым большим и сильным государством благодаря всему этому. Пришедшее из Византии христианство буквально собрало Русь из кусков в одно целое, - именно поэтому она станет в дальнейшем самым большим и великим государством мира. И образовалась вера русская на 100 лет вперед, предавшая сплоченность, способность к самопожертвованию. Она латентно будет существовать даже в официально атеистические времена, адаптируя коммунистическую идеологию. За что собственно и огромное спасибо Византии.

Безусловно, влияние Византии на политическое, правовое, духовное развитие Древней Руси имеет всемирно-историческое значение.

В период становления государства Древней Руси Византия как самая культурная в то время страна Европы помогла Руси выйти из мрака язычества, содействовала Руси в обретении своего государственного достоинства, явилась для Руси источником славянской грамоты, ставшей главным фактором быстрого и всестороннего прогресса древнерусской культуры7.

Вслед за Византией на Руси стали возникать монастыри, церковь превратилась в обеспеченную организацию, имевшую в своем владении многочисленные земли.

Древняя Русь приняла множество порядков и обычаев византийского двора, таких как обряд венчания на царство, государственные титулы, объединение Московского герба с гербом Византии.

Многие межгосударственные нормы были переняты из русско-византийских договоров.

  1. Крещение Руси

Вообще верование восточных славян являлись весьма сложным религиозным представлением, так как человек поклонялся силам природы: воде, огню и земле. Поклоняясь воде, верили в силу, которая дает жизнь, поклоняясь земле, верили в ее плодородие. С древних времен огонь земли связывали с огнем неба – солнцем, дающим тепло и свет. Вера людей в очищающую силу огня подтверждалась тем, что они прыгали через костер в ночь Ивана Купалы. После того как земледелие стало основным видом хозяйства и изменились социальные отношения, человек стал олицетворять те природные явления, с которыми больше всего был связан быт землероба. Существует два разных мнения о духовном состоянии славянских народов. В первом - крещение киевлян рассматривается современными церковными авторами, как культурное развитие древнерусского общества византийских эталонов, культуры нашими предками, якобы не имевшим за душой ничего кроме природной гениальности. С другой стороны, более глубокое рассмотрение культурного наследия нашей страны показывает, что степень развития русского искусства была уже достаточно высока ко времени принятия христианства.

Становление русской государственности в еще более древние времена. По некому предположению носильное насаждение христианства возможно только при условии единого, сильного государства. Известный факт, что массовая христианизация встретила яростный отпор со стороны язычников

Речь о христианстве на Руси пошла задолго до его официального принятия. Первыми православными были княгиня Ольга и князь Ярополк. На протяжении долгого времени языческие верования и обычаи у восточных славян оставались неизменными, и переплетались с христианскими праздниками.

Принятие православия определило новую историческую судьбу, положив конец языческому варварству. И позволило войти в христианскую семью народов Европы. Это событие имело эпохальное значение для развития культуры, упрочнения государства и развитие связей древней Руси.

2.1 Русь на пороге крещения

Порой первым крещение на Руси называют то, как князья Аскольд и Дир с «болярами» и некоторым количеством народа приняли крещение в Киеве от епископа, посланного Константинопольским Патриархом Фотием I в начале или средине 860-х, вскоре после похода россов на Константинополь в 866 году. Но данное событие не имеет столь огромного значения в русской историографии, как та мысль, что в 60-е годы IX в. крестилась не вся Киевская Русь, а лишь часть общественной верхушки во главе с киевским каганом. Государство же в целом продолжало оставаться языческим, что и определило его идеологический статус. 8

До 988 г., до крещения Руси русские славяне поклонялись силам видимой природы и почитали предков. Силы природы воплощались у них в личные божества. Однако, все образы богов не были так же ясны, как, например, в греческой мифологии. Внешний культ у славян также не был развит: не было ни храмов, ни особого сословия жрецов. Рядом стояло развитие культа предков, который был связан с родовым бытом славян. Весь этот культ проникала вера в загробную жизнь. Она отражалась в том веровании, что родоначальник потомства считался живущим покровителем своего рода, его обоготворяли, в том, что души умерших населяли поля, леса, воды. Одним словом вся природа была одухотворена людьми. Свершались различные обряды. Которые были нацелены на то, чтобы человек участвовал во всех свершениях, происходящий в природе. Именно так создался перечень праздников, связанных с культом предков и с почитание природы.

Уже в княжение Игоря, примерно в 912 году, в Киеве уже существовала христианская церковь св. Илии. Немало христиан входило и в дружину самого князя Игоря. Также христианкой являлась его жена св. княгиня Ольга, но однозначной информации о времени и месте принятия ею крещения не существует. Однако, принято считать, что она крестилась в 957 году в Константинополе. Основываясь на этих фактах, можно однозначно сказать, что киевляне были знакомы с христианской верой еще при первых варяжских князьях.9

С помощью злодеяния и храбрых варягов в 980 году князь Владимир овладел государством, но, не смотря на такие меры, он вскоре доказал, что достоин быть государем. Достижения Владимира Сятославовича в области внешней политики стали основой для укрепления его власти на Руси. Военное могущество князя росло с каждым его успешным походом и сражением. Уже к концу 80-х гг. X в. власть Владимира не нуждалась в поддержке со стороны языческого населения. Однако его дружина и сам князь ощущали острую нужду в христианской религии, которая могла бы окончательно обосновать феодальный строй на Руси.10

2.2 Крещения князя Владимира и киевлян

Принятие христианства Владимиром свершилось не сразу. Летописное «сказание об испытание или выборе вер» описывает, что изначально князь расспросил посланников из других земель о их монотеистических религиях - мусульманстве, иудаизме, римском и византийском христианстве. Первым трем посланникам Владимир сразу же отказал по разным причинам. После он выслушал греческого философа, который сразу опроверг учения: мусульман, иудеев и латинян, и кратко изрек ветхозаветную историю и показал полотно с изображением “ Страшного суда”. Посоветовавшись с боярами, Владимир заслал послов в ближайшие страны с целью, как можно больше узнать о религиозных обычаях. После возвращения послы о много поведали князю, но больше всего их поразило византийское богослужение. С поддержкой своих товарищей Владимир наконец решает обратиться в православие.

Что касается вопроса о времени и месте Крещения князя Владимира, то существует несколько версий. Первая версия утверждает, что князь крестился в 998 году в Корсуни (греческий Херсонес в Крыму), по второй версии Владимир принял крещение в 987 году в Киеве, а по третьей – в 987 году в Васильеве, недалеко от Киева. Не смотря на то, что существует несколько версий, стоит признать наиболее правдивой вторую, так как монах Иаков и преподобный Нестор указывают на 987 год, опираясь на другие исторические факты.

После принятия христианской веры князь решает «обратить всю Землю в христианство». К этому его побуждало не только религиозное воодушевление, но и то, что для русского народа христианизация означала приобщение к высокой культуре христианских народов и наиболее успешное развитие всех сфер жизни.

Князь Владимир в Корсуни женится на Анне, сестре императора Василия II и Константина, в надежде на то, что он получит поддержку с их стороны, в особенности с организацией церковного управления и развитием духовной культуры. После возвращения из Киева со своей супругой и греческим духовенством, а также привезя разнообразную церковную утварь и святыни, Владимир приступает к официальному введению христианства на Руси.

Обращение Руси в христианство началось с уничтожения языческих идолов. Данный процесс можно назвать демонстрацией бессилия языческих богов перед могуществом князя. Из «Повести временных лет» можно увидеть, что населению пришлось пройти особую психологическую нагрузку. С самого первого дня, как Владимир прибыл домой, он стал избавляться от идолов, которые являлись символом языческих богов: «Повеле кумиры испроврещи , овы исещи , а другая огневи предати». Больше всего надругались над одним из главных идолов богов язычества – Перуном. Идола его же привязали к хвосту лошади и протащили вдоль ручья, а после спустили по ручью в Днепр и отправили по течению. К нему приставили специальных людей, которые следили, чтобы его не прибило к берегу, пока он не выплавит за пределы Руси. Все это совершалось для того чтобы подорвать авторитет Перуна и других богов в глазах язычников. Люди, свершившие это, тем самым хотели показать бессилие богов и то, что они не способны отомстить Владимиру за подобные оскорбления.

Многие русские дружинники приняли крещение уже летом 990 г. В захваченном Херсонесе, от прибывших туда с принцессой Анной священников. После возвращения в Киев из Корсунского похода летом того же года Владимир крестил сыновей и несколько вельмож. 1 Августа 990г. Состоялось крещение всех Киевлян. Готовились к крещению с вечера. Кто- то должен был поститься, чтобы поутру совершит главное христианское богослужение. Потом торжественно крестным со знаменем Иисуса Христа идти на Днепр. Кто - то занимался сбором народа, к примеру подобным занималась младшая дружина князя. Если вернуться к «Повести временных лет», то мы увидим, что о чем в ней рассказано, происходило в Киеве впервые. Никто не понимал, всего процесса действий. Ясно было одно, что происходило что-то путанное. Когда все завершилось, разрешили вылезать, и все в мокрой одежде так и разошлись по домам, но зато точно теперь князь знал, что теперь в каждом доме есть - его «брат во Христе».

2.3 Крещение других русских земель

Введение христианства на Руси встретило отпор со стороны предводителей язычников – волхвов. Хотя принятие новой веры и было вполне законно, оно все же встретило открытую борьбу в некоторых городах Руси. Князь и его христианское окружение однозначно не могли не предвидеть такого поворота событий. И для того, чтобы предотвратить сплочение оппозиционеров религиозной политике князя Владимира, было решено в кратчайшие сроки подчинить себе главные городские центры Руси, где проживала местная знать, обладавшая собственными дружинниками и диктовавшая свою волю сельскохозяйственной округе.

Одним из таких городских центров являлся Новгород Великий, который располагался на пути «из варяг в греки». В 990 году Владимиром туда были направлены христианские миссионеры, которые при помощи словенского войска и вспомогательного отряда Путяты заставили его жителей принять крещение.11 Что касается Ростова и Мурома, так там сопротивление введению христианства продолжалось до XII века. Только лишь епископом Исаией были крещены ростовчане.

К сожалению, точных данных о крещение других регионов страны нет. Скорее всего, их обращение в христианство проходило по аналогии с городскими центрами.

Основываясь на разновременных источниках, которые связаны между собой, можно сказать, что князем Владимиром была крещена большая часть населения древнерусского государства, что не означает вовсе, что все жители Руси были обращены в христианство.12

2.4 Роль принятия христианства

Принятие христианства стало толчком к объединению всех народов русского общества. Постепенное вытеснение языческих обрядов и традиций стало началом гуманизации общества. Принятие христианства явилось основой к становлению городской культуры в преимущественно сельскохозяйственной по роду жизнедеятельности стране. Под его влиянием развились храмное строительство, книжное дело, литература, история и философия. Особенно значимым культурным переворотом стало введение единой письменности.

Вследствие христианизации рождается новый тип государственности Киевской Руси, которая приобретает большинство признаков византийской формы. Светская власть тесно взаимодействует с церковной властью, непосредственно главенствуя над ней. XI век ознаменован началом оформления церковной юрисдикции на Руси: в ведение церкви передаются дела о браке, разводе, семье, некоторые наследственные дела. Также церковь играет значительную роль в международных делах, которые связаны с углублением отношений с христианскими государствами и церквями.

Однозначно именно благодаря принятию христианства Киевская Русь была включена в европейский христианский мир, что значит, что она стала равноправным элементом европейского цивилизационного процесса. Однако, не смотря на все плюсы христианизации Руси, есть некоторые отрицательные последствия данного процесса. Принятое православие стало причиной обособления Руси от западноевропейской цивилизации. Также Русское государство и Русская православная церковь попали в изоляцию от остального христианского мира после того, как пала Византия.

Заключение

В заключение хотелось бы отметить, что цель данной работы достигнута, поскольку были рассмотрены точки взаимодействия Руси и Византии, изучено влияние Византии на развитие Руси, раскрыты основные этапы принятия христианства на Руси, и было обозначено историческое значение этих процессов.

Влияние Византии на политическое, правовое, духовное развитие Древней Руси имеет всемирно-историческое значение. В период становления государства Древней Руси Византия как самая культурная в то время страна Европы помогла Руси выйти из мрака язычества, содействовала Руси в обретении своего государственного достоинства, явилась для Руси источником славянской грамоты, ставшей главным фактором быстрого и всестороннего прогресса древнерусской культуры13. Древняя Русь унаследовала многие порядки и обычаи византийского двора, в т.ч. обряд венчания на царство, государственные титулы, объединение Московского герба с гербом Византии. Так же как в Византии, на Руси стали возникать монастыри, церковь превратилась в богатую организацию, обладавшую многочисленными земельными владениями. Из русско-византийских договоров древнерусское право переняло многие межгосударственные нормы. Основными источниками византийского права, заимствованными древнерусским правом явились Номоканоны, Эклога, Прохирон, «Закон судный людем».

К концу X века, когда Русь приняла христианство, окончательно сложился классический византийский стиль, сохранявшийся почти без изменений около полутора столетий.

Речь о христианстве на Руси пошла задолго до его официального принятия. Первыми православными были княгиня Ольга и князь Ярополк. На протяжении долгого времени языческие верования и обычаи у восточных славян оставались неизменными, и переплетались с христианскими праздниками.

Принятие православия определило новую историческую судьбу, положив конец языческому варварству. И позволило войти в христианскую семью народов Европы. Это событие имело эпохальное значение для развития культуры, упрочнения государства и развитие связей древней Руси.

Основываясь на разновременных источниках, которые связаны между собой, можно сказать, что князем Владимиром была крещена большая часть населения древнерусского государства, что не означает вовсе, что все жители Руси были обращены в христианство.

Библиография
  1. Антология мировой правовой мысли. В 5т. Т.II. Европа: V-XVII в.в./ Нац. обществ.-научный фонд; Руководитель науч.проекта Г.Ю.Семигин. – М.: Мысль, 1999.

  2. Бенедиктов Н.А., Бенедиктова Н.Е., Базурина Е.Н. Словарь Русской истории. - Нижний Новгород: «Два богатыря» и «Братья Славяне», 1997.

  3. Валькова В.Г., Валькова О.А. Правители России. - М.: Рольф, 1999.

  4. Литаврин Г.Г. Византия. Болгария. Древняя Русь (IX – начало XII в.) – Спб.: Алетейя, 2000

  5. Лихачев Д.С. Литература Руси XI — начала XIII веков // Великая Русь: Историко-художественная культура X–XVII века.– М., 1994.

  6. Платонов С.Ф. Учебник русской истории. ООО корпорация «Фолиум Норд», 1994

  7. СТАТЬИ И ЗАМЕТКИ 1824-1836 гг. ПИСЬМО К ИЗДАТЕЛЮ "СЫНА ОТЕЧЕСТВА" А.С. Пушкин «Критика и публицистика»

  8. Сухов А.Д. Введение христианства на Руси/Ин-т Философии АН В24 СССР: Мысль, 1987

1 Лихачев Д.С. Литература Руси XI — начала XIII веков // Великая Русь: Историко-художественная культура X–XVII века.– М., 1994, с. 12

2 Антология мировой правовой мысли. В 5т. Т.II. Европа: V-XVII в.в./ Нац. обществ.-научный фонд; Руководитель науч.проекта Г.Ю.Семигин. – М.: Мысль, 1999.- 829 с.

3 Валькова В.Г., Валькова О.А. Правители России. - М.: Рольф, 1999.-352 с.

4 Исаев И.А. История государства и права России. М.: Юристъ, 1996.

5 Рыжов К.В. 100 великих россиян. – М.: Вече, 2001. – 656 с.

6 СТАТЬИ И ЗАМЕТКИ 1824-1836 гг. ПИСЬМО К ИЗДАТЕЛЮ "СЫНА ОТЕЧЕСТВА" А.С. Пушкин «Критика и публицистика» с.7

7 Литаврин Г.Г. Византия. Болгария. Древняя Русь (IX – начало XII в.) – Спб.: Алетейя, 2000. – с.6-7.

8 Бенедиктов Н.А., Бенедиктова Н.Е., Базурина Е.Н. Словарь Русской истории. - Нижний Новгород: «Два богатыря» и «Братья Славяне», 1997. - 640с. - с.293-295.

9 Платонов С.Ф. Учебник русской истории. ООО корпорация «Фолиум Норд», 1994. - с.26-28

10 Сухов А.Д. Введение христианства на Руси/Ин-т Философии АН В24 СССР: Мысль, 1987. - с. 104-120

11 Сухов А.Д. Введение христианства на Руси/Ин-т Философии АН В24 СССР: Мысль, 1987. – с. 116

12 Сухов А.Д. Введение христианства на Руси/Ин-т Философии АН В24 СССР: Мысль, 1987. – с.116

13 Литаврин Г.Г. Византия. Болгария. Древняя Русь (IX – начало XII в.) – Спб.: Алетейя, 2000. – с.6-7.

Просмотров работы: 8201