ПОЛИТИКА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ (IX-XVII ВВ. ) И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА МИРОВУЮ КУЛЬТУРУ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПОЛИТИКА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ (IX-XVII ВВ. ) И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА МИРОВУЮ КУЛЬТУРУ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Культура средневековой Руси, которая охватывает примерно восемь столетий является сложной конструкцией, которая в разные периоды времени испытала значительное влияние Западного и Восточного мира. Чтобы разобраться в настолько масштабной и комплексной теме, стоит, прежде всего, определить, что мы будем понимать под данным термином в данной работе и обратиться к периодизации русской средневековой культуры, рассмотреть исторический контекст каждого из периодов, обозначить внутренние и внешние факторы, которые имели прямое влияние на е формирование и изменение. Более того, в рамках введения также будет произведен краткий историографический обзор и аргументирован выбор использованной литературы.

Чтобы избежать участия во многовековой дискуссии о смысле понятия «культура», которая еще в XIX-XXвеках приобрела по истине междисциплинарный характер, остановимся на базовом ее понимании. Культура – совокупность материальных и духовных ценностей определенного человеческого сообщества, жившего на конкретной территории в конкретный период времени, которая создается в процессе их общественно-трудовой практики. Следует также обратиться к некоторым положениям концепции Николая Яковлевича Данилевского – одного из ярких представителей и основателей цивилизационного подхода, о сущности и условиях создания культуры, представленных в работе «Россия и Европа». Нельзя не согласиться с его утверждением, что неотъемлемый критерий культуры – наличие языка, который необходим для объединения определенного числа людей в более-менее единую группу, в которой, в частности посредством языка, формируется культура1. Таким образом, в данном реферате будут рассматриваться духовные, и материальные ценности общества, проживавшего на территории Руси с IXпоXVIIвек. Отправной точкой для нас послужит возникновение оформленной письменности в средневековой Руси, поскольку это единственный вид исторических источников, который может свидетельствовать о наличии языка у славянских племен на раннем этапе развития.

Теперь следует перейти непосредственно к периодизации Русской средневековой культуры. Традиционно русскую средневековую культуру связывают с ортодоксальным Византийским Христианством (православием), что справедливо, учитывая тот факт, что, начиная с крещения Руси Владимиром Крестителем (или Владимиром Красно солнышко), и полным установлением христианства в ближайшие века, Россия всегда будет оставаться христианской страной, а ее культура будет являться продуктом тесного сплетения религии и быта. Таким образом, учитывая заданные в теме рамки, первый период, который следует выделить – дохристианская Русь – с начала IXвека до988 года. Данный период характеризуется культурным влиянием и взаимопроникновением варварских племен, к которым относились и славяне. Взаимодействие в основном происходит со скандинавскими народами и кочевыми народами юга, юго-востока. Единая культура со скандинавскими племенами аргументируется наличием: схожего язычества, например, сложно не проследить связи между такими богами как Тор и Перун; наличие рунического письма, общий образ жизни (данный фактор может работать в двух направлениях).

Второй период, который следует выделить – до-ордынская Русь. Данный период характерен значительным влиянием на Русь культуры средневековой Европы. Прежде всего, конечно, следует отметить влияние Византии. Следует отметить, что вся средневековая Европейская культура была основана на религии, религиозная экспансия была одним из традиционных форм установления своей сферы влияния. Так Русь, в исторической терминологии, называлась «ойкуменой» Византии, на которую она оказывала как минимум значительное культурно-религиозное влияние, можно говорить и о политическом. Подобной «ойкуменой» у Священной Римской империи, например, была будущая Венгрия, куда была распространено, соответственно, католичество. Вплоть до 1239-1241 годов культура Руси оставалась открытой для запада, она стремительно развивалась и в данный период сформировала свои основные черты, о которых будет подробнее сказано позже.

Третий период – ордынский, который можно условно датировать началом завоевания Руси татаро-монголами в середине XIIIвека и окончить стоянием на реке Угре и окончательным освобождением от орды в 1480 году при Иване III. Внутри данный период также можно поделить на два. Принципиальное изменение происходит в 1380 году – Куликовская битва, соответственно именно эту дату и следует считать границей двух этапов внутри третьего периода. Для первого этапа была характерна культурная стагнация, даже ее упадок, пессимистические настроения в обществе не способствуют активному культурному развитию. Подобные настроения наиболее ярко представлены в летописании начала-середины XIIIвека2. Пожалуй, наиболее ярким примером может послужить «Слово о погибели Русской земли», которое датируется именно XIIIвеком. После Куликовской битвы происходят глобальные изменения: пессимизм уходит, его заменяет возрастающий общий энтузиазм, направленный на свержение монгольского владычества. Подобные настроения стимулируют культурное развитие, объединяют ранее раздробленных жителей Руси против одного врага. Стоит отметить, что по такому-же принципу «объединение на основе борьбе с сильными врагами», в XIXвеке произойдет объединение Германии и Италии. Культурный подъем во всех сферах в данный период времени явился определяющим вплоть до начала XVIвека.

XVIиXVIIвека традиционно рассматривают как два разных периода, поскольку первый является продуктом объединения Руси и в большей степени сохраняет сложившиеся средневековые традиции, однако в нашей работе XVIиXVIIвека будут объединены в одну главу. XVIIвек можно назвать переходным этапом от традиционной средневековой культуры, к «светской». Завершение переходного периода следует датировать началом Великих Петровских реформ. Характерной чертой конца XVI– началаXVIIвека – является вновь возникшее влияние Европы, которое стало возможным лишь после окончательного решения вопроса о монгольской зависимости. В данный период времени Централизованное Русское государство начинает наверстывать свое значительное культурное и технологическое отставание от Запада. Происходит множество заимствований, которые медленно изменяют русскую культуру и подготавливают ее к резким методам реорганизации Петра Великого.

Кратко обозначив периодизацию русской средневековой культуры и основные тенденции в ее развитии, перейдем к историографии данной темы. Бесспорно, историография культуры средневековой Руси чрезвычайно велика, в ней столбами стоят имена таких мэтров как: С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, Н.М. Карамзин, Г.В. Вернадский, М.Н. Тихомиров и многие другие. Данный вопрос изучался с серединыXVIIIвека и продолжает изучаться сегодня целым спектром специалистов. В связи с междисциплинарным характером современной исторической науки и особым положением истории культуры в целом, данный вопрос изучается не только историками, но культурологами, филологами, философами и специалистами во многих других направлениях. Данная работа будет основываться, в основном, сборниках общего характера и некоторой учебной литературы, например, на многотомнике «Из истории Русской Культуры», над которым трудилось множество современных специалистов. Также, будут использованы работы, посвященные более узкой тематике, способные раскрыть вопросы: летописания, зодчества, архитектуре и живописи. Преимущественно будут использованы работы современных исследователей, не позже начала XXIвека, однако некоторые вопросы требуют и рассмотрения работ белее раннего периода, например, исследований XXвека.

Основная Часть.

Как было указано во введении, следует последовательно обратиться ко всем выделенным периодам культуры средневековой Руси. В основной части будут выделены и рассмотрены основные характерные черты данных эпох, установлены основные источники влияния и становления русской средневековой культуры. Следует разделить основную часть на три главы: Киевская Русь, Русь в период Татаро-монгольского владычества и культура Руси в XVI-XVIIвеках.

Культура Киевской Руси до и после крещения

Культура Руси до ХристианстваIXв. – 988 год

IXвек является ключевым для истории Древней Руси, поскольку именно с ним связано начало формирование государства на основе множества соседствующих племен. Именно начиная с данного периода моно говорить о какой-либо русской государственности, именно отсюда начинается период «Киевской Руси», который будет продолжаться вплоть до середины XIIIвека, конкретнее до 1240 года. Данная граница была установлена еще отечественным историком марксистского толка Б.Д. Грековым3. Об этой границе, в частности говорили Г.В. Вернадский и М.Н. Тихомиров. Однако культура Руси до988 года сильно отличалась от последующего периода прежде всего наличием славянского язычества.

Средневековая культура вся основана на религии, поэтому жизнь славянских племен, во многом, была ей продиктована. Славянское язычество характеризуется ее прямой связью с природой и домашним очагом, отсюда множество божеств, отвечающих за определенные природные явления, урожай, а также множество духов - все они присутствовали в славянской мифологии, однако почитание определенных богов и духов сильно варьировалось среди славянских племен. Данный фактор являлся одним из разъединяющих, не смотря на политику централизации, которая проводилась Князьями4.

В соответствии форматом язычества, на Руси были распространены обряды и праздники, относившиеся к определенным этапам сельскохозяйственного производства, что повлияло на полноценное становление календарного цикла. Среди подобных обрядов, следует упомянуть жертвоприношения в весенний период, направленное на милость богов и хороший урожай. Также именно славянским язычеством была обусловлена распространенная практика кремации5.

Элементы культуры IXвека сохранились достаточно плохо, поэтому мы не можем объективно судить о степени развития славянской культуры до крещения Руси. Однако можно судить о следующем: изобразительное искусство, привязанное к язычеству, было распространено, поскольку имеются свидетельства о многочисленных деревянных идолах – примитивных скульптурах, запечетляющих образ определенного божества. Более того, есть свидетельства о строительстве некоторого подобия храмов, которые прежде всего располагались под открытым небом и представляли собой поляну, окруженную несколькими деревянными столбами, позже славяне начали организовывать тенты, а затем строить деревянные избы-храмы. Последние имели достаточно богатое, традиционное убранство, основной декорацией были рога животных с высеченными на них узорами6.

Нельзя также не сказать об одном из наиболее значимых элементов культуры, о роли которого было сказано во введении – это язык. На территории Руси с начала IXвека начинает распространяться «кириллица». Сложно переоценить значение данного феномена, поскольку прижившийся кириллический алфавит был отчасти видоизменен и адаптировал под свои основы раннее руническое письмо. Кириллическое письмо в конце Xвека вытесняет глаголицу и оформляется как единственная азбука после XI столетия. Более того, кириллица стала основой современного русского языка, в X-XIвекахстала основой русского церковного языка. Распространение Кириллицы в Киевскую Русь – первое сильное влияние Византии, которое впоследствии только возрастало. Стоит также отметить, что кириллица стало основой, в частности, для болгарского, македонского, румынского, сербского, украинского и черногорского языков7.

Как было сказано выше, одной из наиболее значимых проблем, которые тормозили не только централизацию Киевской Руси, но и блокировали становление единой и общей русской культуры – было язычество, элементы которого варьировались в разных племенах и определяли их бытовые практики. Целью решить данную проблему задался Владимир Святой или Красно Солнышко, который провел незадолго до 988 года Унификацию религиозных культов, которая предполагала объединение всех языческих богов и божеств под главенством лавного бога – Перуна. Однако подобная мера не прошла и разные племена все равно продолжали покланяться своим Богам. Тогда Владимир самое важное решение для русской культуры, насильственно обратил Русь в ортодоксальное христианство по Византийскому образцу, что в долгосрочной перспективе закрепило не только православные традиции, но и кириллическую письменность, скорректировало ценности славян и создало единую русскую культуру во главе с христианством. Средневековая православная русская традиция была актуальна и в XIXвеке, например, «Православие Самодержавие Народность» при Александре III, не умерла и во время Советской атеистической, по большей части, власти, остается важной в современности. Таким образом, в IXвеке под влиянием Византии, внутри языческой славянской культуры началось зарождение основных черт культуры Русской.

Культура Киевской Руси до татаро-монгольского нашествия (988-1240)

Рассматривать культуру данного периода следует, опираясь на определенные продукты культурной деятельности славян. Среди них будет рассмотрено: письменное наследие бытового и летописного характера, а также религиозного предназначения. Далее архитектура, и живописное искусство. Параллельно с рассмотрением данных блоков культуры Руси данного периода будут отмечаться факторы, влияющие или видоизменяющие определенные аспекты культуры.

Письменность и литература

Начать следует с наиболее любопытного вида письменных памятников Русской средневековой бытовой культуры – берестяных грамот. Первые находки этого весьма интересного исторического источника датируются 1951 годом. Именно в этот год была найдена первая целая берестяная грамота, простой жительницей Новгорода Ниной Акуловой, пришедшей на подработку. Сегодня найдено уже более 700 берестяных грамот не только на территории Новгорода, но в Смоленске, Полоцке и даже Москве. Переоценить значение данного блока источников для понимание повседневной средневековой культуры Руси невозможно по целому ряду причин. Во-первых, они опровергают факт массовой безграмотности населения. Во-вторых, из содержания данных грамот можно почерпнуть чрезвычайно важную информацию. О простой жизни людей, их мыслях и переживаниях, системе образования, поскольку многие грамоты служили рабочими тетрадями для детей. Более того, многие актовые материалы были написаны на берестяных грамотах, они также часто использовались как черновики летописцев или других официальных документов. На берестяных грамотах можно даже вдеть детские рисунки, например, грамота № 200 – Автопортрет Онимфа, новгородского мальчика, также сохранены еще несколько берестяных грамот его руки №199 и №2068. Интересны также и любовные письма, которые писали славяне на берестяных грамотах, например, грамота №377 «От Никиты к Ульяне», которая, правда, относится уже ко второй половине XIII века9. О практике займов, которые не фиксируются ни в одних актовых документах, известно стало также только из-за наличия берестяных грамот10. Таким образом берестяные грамоты с X-XIвека являются неотъемлемой частью средневековой русской культуры и чрезвычайно важным историческим источником. Спектр тем, заключенный в берестяных грамотах чрезвычайно разнообразен, более того они являются наиболее распространенным ресурсом письма вплоть до появления в Русском царстве бумаги в XVIвеке, при Иване Грозном11.

Далее стоит обратиться к основным литературным памятникам средневековой Руси. Следует заметить, что чрезвычайно большую популярность на Руси получили переводные тексты, которые были заимствованы из Византии и частично центральной и западной Европы. Так, наиболее популярными переводными текстами были «Александрия» и «Повесть о разорении Иерусалима» и многие другие византийские хроники. Первое время на Руси, в основном, использовались зарубежные литературные произведения религиозного толка, которые устанавливали новую систему ценностей и представлений славян, на ней они учились понимать христианство, чтобы в дальнейшем создать свои религиозные тексты. Переписывались канонические «скриптурные» и «литургические» тексты, причем первые – это книги Ветхого и Нового Завета, а вторые – разного рада богослужебная литература. Таким образом, можно сделать вывод, что первый опыт христианства был полностью основан на Византийском фундаменте, который получил свое развитие не сразу. Об этом подробнее будет сказано ниже. Следует отметить, что самостоятельная переводческая деятельность началась на Руси лишь при Ярославе Мудром, когда было переведено Остромирово Евангелие, позже Архангельское, Мстиславово и Юрьевское Евангелие. Переводились также и житийные произведения, причем данный опыт послужил толчком для развития русской житийной литературы, одной из наиболее значимых вплоть до XVIIвека. Переводились житии св. Кирилла и Мефодия, жития св. Феклы, Василия Нового и других. Также, частично переводилась и включалась в летописи, светская литература, например, «Хроники» Иоана Малалы, Гомер и некоторые другие авторы. Сама же светская литература не будет иметь популярности в средневековой Руси вплоть до XVIIвека12.

Стоит отметить, что были распространены и оригинальные тексты, которые условно можно разделить на поучения и послания, житийную литературу и хожения. В последующие периоды эти жанры получат дальнейшее развитие, появятся новые, некоторые изживут себя13. Наиболее значимыми памятниками литературы поучения и послания является «Слово о Законе и Благодати» и «Поучение о пользе душевной ко всем православным христианам» Киевского митрополита Иллариона, «Поучение к Братии» новгородского епископа Луки. Сложно переоценить значения данных документов для формирования нравственных норм древнерусских князей, воинов и простых христиан. Не смотря на оригинальность создания данных документов, в них можно усмотреть элементы Византийского канона написания подобных текстов14.

Теперь перейдем к литературному жанру «житие», который, как было сказано ранее, в частности, был перенят у Византии. Наиболее ранним житием, созданным на Руси, является «Житие Бориса и Глеба» руки митрополита Иоанна и позже руки Иакова. В житие авторства Иакова можно найти параллели не только с византийскими житиями, но и с чешскими. Таким образом, не только на основе византийской традиции началось развитие и становление древнерусского житийного литературного жанра15.

В начале XIIвека также зарождается и жанр Хождения, который станет более популярным в последующих периодах и дойдет до своего пика в XV веке, ярчайший пример – «Хождение за три моря» Афанасия Никитина, которое сочетает в себе духовные и светские жанры литературы. В XIIжевекепервое хождение – «Хожение» игумена Даниила16.

Теперь обратимся к наиболее популярному и значимому литературному жанру на протяжении всего Русского средневековья – летописи. Под летописанием в древнерусской традиции понимается хронологическое, последовательное повествование, которое может не иметь точной датировки, но должно сохранять последовательность. Более того, древнерусская летопись является сборником не только некоторых исторических фактов, известных летописцу, но в летописях также могут заключаться международные договоры, актовые материалы, как частные, так и публичные, а также самостоятельные литературные произведения, например, повести и сказания, некоторые агиографические материалы. Летописные своды – это отдельные памятники культуры, которые имеют многочисленные заимствования из предыдущих летописей, однако являются самостоятельной идейной и концептуальной конструкцией. На Руси летописание велось с XIвека вплоть до конца XVII, причем последние летописиXVI-XVIIвеков следует рассматривать обособленно, поскольку они перестают носить функцию хронологического повествования, их вытесняют хронографы. Об этом будет сказано подробнее в соответствующей главе, а пока назовем наиболее известные произведения летописного жанра. Во-первых – это Повесть Временных Лет под авторством Нестора летописца, а также Лаврентьевская и Ипатьевскаая летописные списки17.

Таким образом, летописи являются очень ценным элементом древнерусской культуры и незаменимым источником для ее изучения. Летописи получили наибольшее распространение на Руси, однако чисто русским элементом письменной культуры его считать нельзя, поскольку русские летописи, также развивались на основе византийских хроник и западноевропейских анналов. Яркие примеры: хроника Саксона Анналиста и часто переводимые на старославянский «Хроника Георгия Амартола», «Хроника Георгия Синкелла». Некоторые элементы данных хроник, также присутствуют в некоторых древнерусских летописных списках, преимущественно XIV-XVвеков18.

Зодчество и живопись

После того, как был проведен анализ письменных и литературных продуктов средневековой культуры Руси X- срединыXIIIвв., следует обратиться к архитектуре и живописной культуре данного периода.

Монументальное каменное зодчество на Руси появилось не раньше конца X века. Строительство же монументальных сооружений, религиозного предназначения: церквей, монастырей, соборов началось в конце Xвека греческими мастерами. Первым подобным монументом стала двадцатипятиглавая церковь Богородицы в Киеве, также имеющая второе название – десятинная церковь. Данный памятник архитектуры был выполнен в византийской архитектурной традиции. О его внешнем облике судить не приходится, поскольку архитектурное сооружение было, как и многие другие, уничтожено в процессе татаро-монгольского нашествия 1238-1240-ых годов. Начало массового строительства церквей, храмов и соборов приходится на начало XIвека. Оно имело место при правлении Ярослава Мудрого, по указу которого был воздвигнут Софийский собор в 1037 году. Несмотря на то, что его постройкой занимались византийские зодчие, его внешней и внутренний облик не имел прямых аналогий ни в одном из Византийских городов19. Главный фактор отличающий византийские и русские архитектурные сооружения – материал производства. На руси не было мрамора, поэтому невозможным было построение прямых классических (ионических или дарических) колонн из мрамора, поэтому их заменили кирпичные колонны, которые сильно меняли стиль интерьера. Полы также не были мраморными, для их выкладки применялись плиты красного шифера и мозаика или половинные керамические плитки20.

Если во внутреннем убранстве изменения были хорошо видны, основа строения был заимствована без изменений – крестово-купольные храм. Смысл подобного построения заключается в том, что от четырех до неопределенного количества столбов, обычно шесть и восемь, образовывали крест, над которым возвышался купол. Религиозные таинства, по христианской традиции происходили в восточном крыле, где располагался алтарь. По примеру софийского собора на Руси, впоследствии, было возведено более 15 каменных соборов в XIвеке. Стоит отметить, что с началом XIIвека и началом раздробленности, начало появляться множество разных архитектурных школ и течений, которые привносили все новые элементы в славянскую архитектурную практику. Так, например, стали появляться одноглавые храмы, и их было большинство уже в конце XII начале XIIIвека. Ярким примером является Кирилловская церковь в Киеве, которая была построена в самом начале XIIвека и принесла в Киев одноглавую традицию, которая уже успела стать популярной в Черниговских землях. В Чернигове – главный пример – собор Елецкого монастыря21. Владимиро-Суздальская и Галицко-Волынские земли отличались особой архитектурой из-за использования в качестве материала белого камня, который был более простым и универсальным в работе, чем кирпич. Для примера, следует упомянуть церковь Покрова на Нерли, которую отличает стройность и устремленность ввысь, при хорошем воображении, ее можно сравнить с готическими храмами Западной Европы22. По-другому было в Новгороде, поскольку был очень узкий выбор строительного материала – лишь известняк. Именно поэтому многие Новгородские храмы внешне выглядят грубо, например, церковь Спаса на Нередице.

Как показано выше, основы зодчества были заимствованы славянами у тех же византийцев и с самого начала именно византийские зодчие занимались конструированием монументальных архитектурных памятников культуры. Однако особенности природы и отсутствие определенных ресурсов заставило зодчих отойти от классических решений и адаптироваться, что и сделало возможным создание разнообразия архитектурных памятников. Эта вариативность зависела, прежде всего, от географического положения и наличия определенных строительных материалов, поэтому южные, северные и восточные церкви, соборы и храмы так сильно отличаются друг от друга, поэтому на разных территориях доминировали локальные архитектурные школы и течения.

Теперь обратимся к живописной традиции, которая также получила сильное развитие на Руси и является заимствованной у Византии. Прежде всего это мозаики, фрески и конечно иконы. В период с Xпо срединуXIIIвека данные элементы искусства только развивались. В 1130 год была создана, пожалуй, самая известная и совершенная икона, на идеал которой ориентировалось, пожалуй, большинство древнерусских иконописцев. Речь идет о Владимирской Богоматери, икона была выполнена в иконографическом типе «Умиление» (Богоматерь прижимает Исуса – младенца к своей щеке)23. Стоит сказать, что иконопись почти сразу стала очень популярна на Руси и уже в XIвеке появились славянские мастера, такие как Алимпий, Олисей и Георгий.

Таким образом, период с Xпо серединуXIIIвека – доордынский период, следует считать эпохой становления и раннего расцвета средневековой культуры Руси. Прежде всего, он характерен сильным влиянием Византийской письменной, литературной, зодческой и живописной традиции, которая была почерпнута славянскими специалистами и развита в должной степени. В первой половине XIIIвека все больше начинает обозначаться самобытность русской православной и единой культуры, которая внутри имеет множество различий, но остается целостной и неделимой. Данный период закладывает наиважнейший фундамент, на котором будет в дальнейшем строиться вся последующая русская культура, этот фундамент стоит и в наши дни. Вне всякого сомнения, это обусловлено стержнем и главенством православия, поскольку за редким исключением все перечисленные выше виды искусства были продуктом ортодоксального христианства и были направлены именно в духовное русло.

Культура средневековой Руси во время татаро-монгольского нашествия 1240-1480 гг.

Вместе с татаро-монгольским нашествием в России начался культурный кризис, упадочные настроения, многочисленные жертвы среди населения и среди памятников архитектуры, живописи и потеря множества письменных источников. Все это послужило началом относительно продолжительного застоя и еще большего противостояния княжеств, нежели чем в период раздробленности. С данного момента и вплоть почти до 1380 года на Руси нет культурного и национального единства, однако идея объединения осознается всеми княжествами и присутствует в культуре. Единственный и самый важный положительный аспект монгольского нашествия относительно русской культуры заключался в том, что монголы тогда еще были язычниками и пассивно относились к христианству, поэтому не стали навязывать свою религию. Позже, при обращении большей части золотой орды в ислам, больших изменений в религиозной политике золотордынцев не произошло. Таким образом, руси удалось сохранить свою религию, которая все больше крепла и развивалась. Еще один фактор, который сильно повлиял на развитие средневековой культуры руси в XII-XVвека – вынужденная внешнеполитическая изоляция, которая подошла к концу лишь в самом начале XVвека. Основываясь на уже рассмотренных выше аспектах предыдущего периода, посмотрим какие изменения произошли последовательно в первой и второй половине эпохи ордынского владычества, какие элементы культуры получили большее распространение и как скорректировался курс ее развития.

Письменность и литература

В литературном жанре в указанный период произошли некоторые значительные изменения, которые были связаны не только с настроениями людей, но и с историческими событиями, поэтому следует рассматривать данный вопрос в контексте. Не смотря на общую раздробленность,

Начинают появляться летописные своды, которые описывают всю историю Руси, охватывают большинство регионов. Данный аспект можно, пожалуй, связать либо с тем, что первые общеруские списки писались в Твери, где еще хранилось множество списков о других регионах, либо с растущим значением и амбициями центров, получающих ярлык от хана Золотой орды, отождествляющими себя как главный центр. В пользу последней интерпретации свидетельствует переход общерусского летописания из Твери в Москву после получения ярлыка Иваном Калитой. Так в Москве создается «Летописец Великорусский», который был основан на Лаврентьевской летописи. Во всех указанных выше летописных сводах присутствовала антиордынская риторика. Однако, Троицкий летописный свод, из Троицкого монастыря в Москве, не имел подобной риторики. Несмотря на все указанные выше попытка создать общерусскую летопись, она была успешно реализована лишь в 1418 году, поскольку именно в начале XVвека пришло осознание необходимости объединения Московского княжества с Ростовским, Суздальским, Тверским и с Великим Новгородом. Таким образом новое явление в летописании и общерусская риторика стали продуктом не внешнего влияния, а внутренней ситуации: необходимостью объединения для освобождения от золотоордынского ига и пониманием возможностью осуществления данной авантюры из-за опыта 1380 года24.

Изменения, произошедшие в литературном жанре поучения и послания, следует связывать с теми же причинами. Посмотрим это на примере поучений и посланий митрополитов Петра и Алексия, а также епископов Василия и Матфея, которые ставили вопросы о вере и нравственности. Все сочинения данных авторов, датированные XIVвеком, касаются исключительно проблемы объединения русских земель и имеют антиордынскую риторику. Сильное влияние на жанр поучения и послания оказали иностранные произведения, направленные в Русь: сочинения Киприана и Григория Цамблака25.

Наиболее значимые изменение произошли в литературном жанре житии. Еще в XIVвеке были написаны житии новых древнерусских героев, борющихся против орды: Михаила Тверского и Дмитрия Донского. Однако определяющим смену традиции следует считать жития начала XVвека, поскольку они преобразовали не только стиль, но и формат агиографического литературного произведения. Жития Сергия Радонежского, митрополита Алексея, Стефана Пермского и Дмитрия Прилуцкого были написан в более светском стиле. Он характеризуется наличием множества житейских и бытовых фактов, которые представляют персонажа не как абстрактного идола, а как реального человека – героя или человека – праведника. Однако параллельно сам текст жития становится более сложным, более литературным, а не каноническим, он дает больше фантазии автору, поэтому достоверность большинства данных текстов оставляет желать лучшего. Значимость подобного изменения заключается в том, что был сделан первый уверенный шаг в сторону нецерковной, но светской литературы26.

С середины XIVвека, после постепенной адаптации жителей Руси к ордынскому режиму, продолжились даже с большей силой паломничества и хождения в святые места. Это было продиктовано потребностью в вере в сложные времена. Соответственно, данные путешествия не оставались неосвещенными, поэтому можно говорить о возрождении литературного жанра хождения (хожения). Среди самых популярных хождений в XIVвеке, следует назвать «Путешествие Исидора митрополита на Флорентийский собор» и «Повесть об осьмом соборе», обе работы под авторством суздальского монаха Исидора. В XVвеке, когда объединяющееся Русское государство под эгидой Московского княжества, все меньше зависит от орды, крепнет в политическом плане и начинает активнее действовать на внешнеполитической арене и на внешнем рынке, появляются хождение, которые являются, скорее, приключенческими светскими повестями. Среди них уже упомянутое выше произведение «Хождение за три моря». Это литературное произведение интересно, в частности тем, что это первое описание Индии, еще до открытия пути в Индию Васко да Гамой. Таким образом, расширение данного литературного жанра следует, в частности, связать с ростом и усилением Русского государства и ростом его независимости от орды27.

С XIVвека появляется новый, но похожий на предыдущий, жанр воинских повестей, например, «Слово о полку Игореве», которое скорее всего было написано в XIVвеке. Подобные повести начинают активно распространяться по Руси с середины века, их авторы часто рефлексируют об ордынском завоевании Руси. Так появляется «Повесть о разорении Рязани Батыем». Жанр начинает преобразовываться в концеXIVвека после появления «Задонщины», которая больше напоминает поэму. Еще одно важное произведение Куликовского цикла – «Сказание о Мамаевом побоище». Повести стали распространенным жанром, они откликались на важнейшие внутри и внешнеполитические события, например, после падения Константинополя в 1453 году, была написана «Повесть о Царьграде»28.

Следует сказать о возникновение абсолютно нового литературного жанра в XVвеке, который станет наиболее распространенным в XVI-XXI веках – публицистика. Поэтому о данном жанре будет подробнее сказано в следующей периоде, однако не упомянуть его невозможно.

Живопись и Архитектура

Архитектура и изобразительное искусство возродились на территории Руси лишь в середине XIVвека, что опять же связано с адаптацией к ордынскому режиму. Раньше всего это произошло в удаленном Новгороде и Пскове. Строилось множество каменных церквей, среди которых были церковь Спаса на Ильине улице и церковь Василия на Горке в Новгороде и Пскове соответственно. Новгородская и Псковская архитектура отличалась своей праздничностью и большим количеством разнообразных декоративных элементов, которые следует относить к традиционным, локальным трендам29. Каменное строительство возродилось и в Москве, но позже, в начале XVвека, когда она уже стала потенциальным центром объединения Русских земель. Здесь строятся такие шедевры, как Успенский собор под руководством итальянского мастера Аристотеля Фиораванти, который умело сочетает древнерусскую традицию с новой итальянской. Впервые появляются в Москве церкви с круглыми колоннами. Также происходят работы над Московским белокаменным кремлем, который нуждался в перестройке после разорения Москвы Тахтомышем. Над Московским кремлем, также работали итальянские специалисты, сначала Антон Фрязин и Марк Руффо, а затем с 1490 года миланский архитектор Пьетро Антони Солари30.

Таким образом, в архитектуре, по крайней мере Московской, можно отметить заимствования западных практик, которые сочетались с русской традицией и предоставляли новый продукт. Что касается северо-западных земель, то местный традиционализм сохранялся еще долго, вплоть до 1474 года, когда свободолюбивый Новгород окончательно вошел в состав русского централизованного государства.

Живопись, которая, возрождалась в середине XIVвека сначала усилиями иностранцев, затем усилиями отечественных мастеров постепенно приобретала свои особенные черты. Среди иностранных живописцев, особенно повлиявших на становление русского художественного искусства, следует назвать Феофана Грека – мастера фрески. Его работы были чрезвычайно выразительны, сильны, в меру аскетичны. Даже в процессе работы он восхищал современников. Одним из современников Феофана Грека был мастер иконописи Андрей Рублев. Творчество Рублева, как и многие указанные выше произведения искусства и литературы, были вдохновлены растущим самосознанием русского народа, его объединением и общерусским позитивизмом после Куликовской битвы. Мысль о единстве не только Руси, но религии и мира были заключены в шедевре мирового искусства – Троице. Работы Андрея Рублева моно без сомнения назвать пиком развития русской иконописи за всю историю.

Таким образом, заложенный в предыдущий период культурный фундамент не исчез в период татаро-монгольского ига. С середины XIVвека наблюдается возрождение средневековой культуры Руси после векового молчания и стагнации. Стоит отметить, что из-за многолетней изоляции, на русскую традиционную культуру в меньшей степени влияли извне, лишь в отдельных случаях (живопись и архитектура). Развитие и становление культуры тесно связано со становлением самого централизованного русского государства, все продукты культуры, начиная с литературных, заканчивая живописью, были проникнуты идеей объединения русского народа, становлением своей русской самобытности и единой культуры. К концуXVвекаобъединяются все художественные школы в одну единую общерусскую, создается общерусская летопись. Данный период стал сложным в истории средневековой Руси, через многочисленные противостояния внутри и борьбу с ордой, образовалось централизованное государство, его роль, значение и общерусский энтузиазм сопровождали его и закрепились в конце XVвека.

Особенности средневековой культуры Руси вXVIиXVIIвеках

XVIиXVIIвека характеризуются становлением Русской народности, а также постепенным переходам к светской жизни, что не отрицает следования укрепленных Стоглавым собором православных культурных положений. Светская жизнь не выходит за рамки религии, лишь укрепляет, грубо говоря, гражданское самосознание жителей русского Царства. В данный период времени происходит революция в литературе, появляется множество различных жанров. Более, того искусство также переживает подъем и семимильными шагами движется в сторону светской жизни. Наиболее яркими примерами является появление парсуны и первые театральные практики. В данной главе следует последовательно коснуться нововведений в русской позднесредневековой культуре, меньше будет сказано о традиционной, будут показаны лишь значительные ее изменения.

ПублицистикаXVI-XVIIвв.

Формирование самого Российского государства можно связать с зарождением публицистики. Основная ее тематика в XVIвеке – ереси и проблема человеческого «самовластья», которая начала свое развитие в рамках богословской традиции, поэтому имеет определенные черты жанра поучений и посланий. Особенно стоит отметить новую грань вопроса человеческого «самовластья», более характерного для периода XVIиXVIIвеков – пределы царской власти. Впервые эту тему поднял Иосиф Волоцкий. Вопрос об отношении светской власти и духовной поднимал в своих произведениях Вассиан Патрикеев, высказывался против монастырского землевладения и против казни еретиков. Интересен данный вопрос, прежде всего, новаторским характером самого явления – публицистика направлена на складывание определенного общественного мнения и побуждения к каким-либо действиям. Все это было совершенно новым для Росси, прослеживалось иностранное, Западное влияние, даже несмотря на то, что рождение публицистики на территории Русского царства можно считать относительно самостоятельным. Впервые появляется литературная критика государства, например, в работах Ивана Пересветова. Определенные элементы русского общества начинают открыто высказывать свои требования и предложения относительно более совершенного государственного управления. Этот аспект является чрезвычайно важным, поскольку сильно влияет не только на самосознание некоторых элементов Русского общества, но и формирует особую культуру протеста и выражения своего мнения. Создается первый прообраз гражданской оппозиции правящей власти. Ярчайшим примером публицистики XVIвека является переписка Ивана Грозного с Андреем Михайловичем Курбским. В XVIIвеке публицистика начала совершенствоваться и распространяться в период Смуты, чему способствовало нестабильное политическое положение. Среди подобных сочинений обязательно следует выделить: «Сказание» Авраамия Палицина – рассказ участника событий смуты с представленными личностными оценками не только событий в целом, но и конкретных личностей; «Временник» Ивана Тимофеева – рассказ о событиях в государстве изнутри от должностного лица. Все указанные выше примеры, а также публицистика XVI-XVIIвеков отличается наличием многочисленных личностных характеристик, элементов полемики и анализа. Многие из публицистических работ обладают уникальными литературными качествами31.

Летописание в XVI-XVIIвеках начинает постепенно сдавать свои позиции и уступать их новым литературным жанрам, в основном, научного характера. К последним значимым летописям следует отнести «Летописец начала царства», который охватывает очень короткий период времени: начало царствования Ивана Грозного и имеет публицистические черты – доказывает необходимость и святость царской власти, включаясь в полемику XVI-XVIIвека. Большие летописи начинают все больше носить исторический характер, неудивительно, что параллельно развиваются исторические повести. В XVIвекеглавным маркером все большего перехода к светской жизни является появление «Домостроя» - полноценное руководство по духовной и мирской, бытовой, светской жизни. Последние летописные своды создаются на рубеже XVII-XVIIIвеков, однако в это время уже полностью теряют свою популярность и необходимость32.

В литературе XVI-XVII происходят значительные изменения из-за двух важных факторов: начало книгопечатания и начало государственной деятельности просвещения и образования. В XVIвекеначался процесс создания типографий под руководством Ивана Федорова. Была напечатана первая книга «Апостол» в 1564 году, выпущены первые буквари под названием «Азбука». Так, во второй половинеXVII в. этаединственная на Руси типография издала 300 тысяч букварей и 150 тысяч учительных Псалтырей и Часословов, были выпущены «Буквари» и «Грамматики»33. Во второй половине XVII века полным ходом начался процесс по созданию государственных школ, подготавливались новые служащие для типографий. Была основана Славяно-Греко-Латинская академия – первое высшее учебное заведение, в котором готовили чиновников и богословов. Было организовано множество экспедиций, формировались карты, исследовались новые территории, такими знаменитыми учеными и путешественниками как Семен Дежнев, Ерофей Павлович Хабаров, В.В. Атласов.

Место летописей в историческом направлении начали занимать исторические повести, которые, в частности, имели публицистический характер, например, «Иное сказание» и «Сказание Авраамия Палицина». Ведущую роль занимают хронографы, поэтапно излагающие историю от сотворения мира и ориентированные на всемирную историю. Хронографы представляли собой краткий конспект не только русских летописей, но целого спектра старых и новых, зарубежных источников и произведений, в них используются сведения естественно-научного характера, приводятся переводы античной литературы, многочисленные агиографические данные34.

Таким образом, в XVI-XVIIвеках литература сильно меняется, появляются новые жанры. Все больше писатели отходят от церковных традиций в сторону светской, научной и политической литературы. Данные изменения говорят о переходе русских элит от религиозного мышления к рациональному, научному, о более глубоком осознании своих функций и роли не только в бытовой жизни, но и в карьеристском аспекте.

Архитектура, изобразительное искусство, театр

Архитектура в XVI-XVIIвеках была богата на разного рода нововведения и эксперименты. Так, на протяжении 16 столетия был создан Шатровый стиль, особенность которого заключалась в том, что купола более не держались на колоннах, полный их вес был принят на фундамент. Ярчайшим примером шатрового стиля является собор Василия Блаженного. Также было распространено деревянное церковное строительство на территории слобод для посадский. В 30-ые годыXVIвека развернулось масштабное строительство кремлей. Была построена Федором Конем кирпичная Китай-городская стена. Кремли и оборонительные стены были возведены в Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани, Новгороде, Пскове, Туле, Коломне, Серпухове, Смоленские и многих других городах. В XVIIвеке начинает приобретать все больший декоративный характер, она становится объемной красочной, узорчатой. В подобном стиле выполняются такие памятники архитектуры как церковь Николы в Хамовниках, церковь Рождества Богородицы в Путинках, церковь троицы в Никитинках и др. Популярным становится Нарышкинское барокко, с его характерными красно белыми цветами, появляется Московское барокко. Одним словом, XVII век можно назвать веком барокко в архитектуре35.

Живопись в концеXVIначалеXVII века начинает двигаться в сторону обмирщения, на первый план выходят попытки русских художников перейти к реализму, но пока постепенно. Сначала, за счет более реалистичных ликов на иконах, например, «Спас Нерукотворный» кисти Симона Ушакова отходит от строгих канонов иконописания, показывает объемность и перспективу. Появляется новое направление в живописи – парсуна, полотна с изображениями, по большей части, бытовых сюжетов или портретов. Это переходная стадия между иконой и живописной картиной, поскольку художники лишь начинают пробовать перспективу, цвета, только нащупывают реализм, поэтому человеческое изображение на парсуне все еще очень похоже на иконное36.

Пожалуй, одним из самых значимых открытий в русской культуре XVIIвека был театр, созданный при царском дворе в 1672 году. Репертуар театра не был разнообразен: там ставились пьесы на библейские и легендарные сюжеты. Все актеры были мужчинами-немцами. Театр исчез почти сразу, и непросвещенная публика готовилась к его возвращению еще около столетия.

Таким образом, позднесредневековая культура XVI-XVIIвеков на Руси сильно отличалась от предыдущих периодов. На ее развитие сильно повилял выход из монгольской изоляции и постепенное осознание отсталости, относительно Европы. Происходили заимствования в архитектуре и живописи, переходящие к установившемся в Европе, например, портретным практикам. Архитектура в большей степени была самостоятельной, но нельзя не усмотреть в русском барокко влияние его западного предшественника. В XVI-XVIIвеках произошел переход к использованию бумаги, что позволило проще и дешевле писать. Естественно, прямым следствием данного перехода было еще большее распространение грамотности, а также человеческого самосознания. Этому также способствовало просвещение начала XVIIвека, и, отчасти, пороховая революция, которая мотивировала государство к централизации и появлению бюрократии. Вся культура начала переход от церковной, духовной культуры и ее первостепенности в жизни к светскому образу жизни, продуктом которого стал первый театр.

Заключение.

Русская средневековая культура, как было показано на примерах в основной части, является продуктом старославянской традиции и прямого воздействия множества стран, наиболее сильное влияние было со стороны Византии. На протяжении всех описанных периодов влияние не прекращалось, лишь изменялась его степень. Русская средневековая культура, в историографической традиции, не является влиятельной, она не оказала массового или какого-либо значимого влияния на мировую культуру, но с XVIвекажадно ее впитывала. Это было обусловлено еще одним важным фактором – изоляцией в период татаро-монгольского нашествия и стагнацией культуры с середины XIIIдо серединыXIVвека. Это наглядно показано во второй главе, почти каждый отдельный вид культурной деятельности возрождался в 1330-1380-ых годах. Большую роль сыграло начало осознания русского народа как единого, данный феномен был основан на противопоставлении «себя» «врагу» - монголам. Как было указано выше, именно наличие общего врага является сильнейшей консолидирующей и объединяющей силой, ведущей к становлению национального государства, каким в конце XVвека стало Русское княжество при Иване III. Период стагнации и изоляции привел к значительному культурному, техническому и научному отставанию Руси от Западного и Южного мира. Прямым следствием данного отставания явилось целенаправленное и стремительное накопление знаний, основанное, в основном, на заимствовании и быстрой адаптации и развития определенных элементов культуры, политической мысли и тд. Становление централизованного государства, пороховая революция, бумажная и печатная революции – все это катализировало развитие человеческого самосознания, что, в свою очередь, отразилось и в культуре приходом рационального, научного, художественного, светского и постепенный отход от церковного (православная вера все равно оставалась неотъемлимой частью жизни русского человека). КXVIIвеку Русское государство уже ближе подошло к Европейским государствам, в плане развития, однако все еще сильно отставало, поэтому логичным завершением Русской средневековой культуры был шаг Петра I в Новое время, через «окно в Европу».

Вся средневековая культура Руси была связана с ортодоксальным Христианством Византийского образца, установленным еще в 988 году Владимиром Крестителем. Сложно переоценить влияние Византии на первых этапах становления русской культуры. Русь – «ойкумена» Византии, на которую распространяется значительное культурно-религиозное влияние. Автокефалию Русская церковь, например, получила лишь в XVвеке. Религия – основа всей средневековой культуры по всему миру, от католической Исландии с XIвека, до христианской Эфиопии с XIIвека. Именно она влияет на культуру и большинство проявления культуры имеют религиозную направленность. Так, все литературные жанры вплоть до XVвека имели прямое отношение к православной, богословской культуре. Большинство монументальных памятников архитектуры – это церкви, храмы и соборы. Живопись на Руси была чисто церковная вплоть до появления в XVIIвеке парсуны: фрески, иконы, мозаики – неотъемлемый элемент церковного убранства.

Дохристианская Киевская Русь, также испытывала влияние со стороны своих соседей, но в большей степени северных скандинавских народов и других восточнославянских племен. Переход к православию, также был аргументирован движением в сторону централизации. Таким образом, следует сказать, что не только внешнее влияние, православие и некоторая самобытность русской культуры были основополагающими, но и приходящее волнами стремление к централизации.

Список Литературы

  1. Данилевский Н.Я. Россия и Европа URL: http://vehi.net/danilevsky/rossiya/index.html

  2. Петрухин В.Я. Из истории русской культуры том 1. – М.: Языки Русской культуры, 2000. – 755.

  3. Дохристианская Русь URL: http://www.pavluchenkov.ru/russia/page104/index.htmlhttp://www.pavluchenkov.ru/russia/page104/index.html

  4. Дохристианская культура Руси URL: http://www.countries.ru/library/russian/dochr.htm

  5. Чекунова А.Е. Русское Кириллическое письмо XI-XVIII век. – М.: РГГУ, 2010. – 288 с.

  6. Рукописные памятники Древней Руси URL: http://gramoty.ru/index.php?no=199&act=full&key=bb

  7. Хронос URL: http://www.hrono.ru/dokum/1200dok/berestgram.php

  8. Янин В.Л., Зализняк А.А. Новгородские грамоты на бересте. – М.: Русские Словари, 2000. – 430 с.

  9. Бутман, И. История бумаги URL: http://cbs-bataysk.ru/docs/Mir%20materialnoy%20kulturi/Istoriya%20bumagi.htm

  10. Румянцева М.Ф. Источниковедение. – М.: Издательский дом ВШЭ, 2015. – 687 с.

  11. Приселков М.Д. История Русского летописания. – С.-Петербург.: Дмитрий Буланин, 1996. – 326 с.

  12. Раппопорт П.А. Древнерусская Архитектура. – СПб.: Стройиздат СПб, 1993. – 286 с.

  13. Владимирская икона Божей Матери URL: http://www.pravenc.ru/text/154962.html

  14. Зиборов В.К. Русское Летописание XI-XVIII. – СПб.: СПбГУ, 2002. – 511 с.

  15. Панченко А.М. История русской культуры том 3. – М.: Языки русской культуры, 1996. – 623 с.

  16. Лифшиц М.Л. История Русского искусства X-XVII вв. – М.: Белый город, 2007. – 344 с.

1http://vehi.net/danilevsky/rossiya/index.html

2 Культура руси том 1 стр 27

3 Там же ср 24

4http://www.pavluchenkov.ru/russia/page104/index.html

5 Там же

6http://www.countries.ru/library/russian/dochr.htmhttp://www.pavluchenkov.ru/russia/page104/index.html

7Чекунова А.Е. Русское Кириллическое письмо XI-XVIII век. С-12

8http://gramoty.ru/index.php?no=199&act=full&key=bb

9http://www.hrono.ru/dokum/1200dok/berestgram.php

10Новгородские грамоты на бересте С 251-256

11http://cbs-bataysk.ru/docs/Mir%20materialnoy%20kulturi/Istoriya%20bumagi.htm

12Источниковедение 193-200

13Источниковедение с-200

14Там же 201-202

15Там же 206-207

16Там же 209

17Там же 126-130Приселков М.Д История Русского летописания с-64; с-73

18М.Д. Приселков История русского летописания XI-XVII с-66

19Раппопорт с-32-34

20Там же 36-48

21Там же 50-52

22Там же стр 70-72

23http://www.pravenc.ru/text/154962.html

24Источниковедение 141-143 История русского летописания 207-210

25Источниковедение 143

26Там же 207

27Там же 209-211

28Там же 213

29Раппорт 137

30Там же 148-155

31Там же 214-215

32Русское Летописание XI-XVIII Зиборов с 137-138; 487-490.

33История русской культуры том 3 с 202-204

34Источниковедение с 154-157

35Раппорт 225-230; 238-241

36Лифшиц 314-318

Просмотров работы: 481