ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЕГМЕНТА ТУРИСТСКОГО РЫНКА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЕГМЕНТА ТУРИСТСКОГО РЫНКА

Инкина В.А. 1, Чистякова А.А. 1
1Магнитогорский колледж современного образования
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сегментация рынка в туризме - важный элемент при выборе стратегии маркетинга. Ее основной характеристикой является разделение рынка на гомогенные составляющие части - группы или сегменты, члены которых относительно схожи, но отличаются от членов других групп или сегментов. Одним словом, сегментация рынка исходит из того, что каждый клиент имеет индивидуальные потребности, а все вместе они образуют гетерогенный рынок. Соответственно элементы маркетингового комплекса (продукт, цена, продвижение и распределение) определяются в соответствии с разными сегментами рынка.

Сегментирование по демографическому признаку заключается в делении рынка на группы по возрасту, полу потребителей, их семейному положению, составу семьи и т.д. Эти и другие демографические характеристики являются самыми распространенными факторами сегментирования. Одна из причин подобной популярности кроется в том, что потребности и предпочтения, а также интенсивность потребления товара (услуги) тесно связаны с демографическими признаками. Другая причина состоит в том, что демографические характеристики сравнительно легко поддаются замерам. Даже в тех случаях, когда описание рынка ведется с иных позиций (например, исходя из существования разных типов личностей), демографические параметры все равно принимаются во внимание.

При сегментировании туристского рынка по демографическому признаку ВТО рекомендует выделять пять возрастных групп.

В первую группу от 0 до 14 лет попадают дети. Они, как правило, путешествуют с родителями, которые принимают за них решение о поездке.

Вторую группу от 15 до 24 лет образует молодежь. В отлитие от детей молодые люди путешествуют без родителей. Они располагают собственными, обычно очень ограниченными средствами на поездку.

Третий сегмент туристского рынка состоит из сравнительно молодых, от 25 до 44 лет экономически активных людей. Они имеют семьи и с ними проводят свободное время. Модель туристского поведения лиц этой группы складывается в значительной степени под влиянием потребностей и интересов их детей.

К четвертой категории относятся люди среднего возраста от 45 до 64 лет. Они еще сохраняют экономическую активность, но, в отличие от предшествующей группы, не обременены заботой о детях, которые, повзрослев, покинули отчий дом. На Западе такие семьи часто называют "опустевшими гнездами".

Самостоятельный сегмент образуют лица старшего возраста, главным образом неработающие пенсионеры. Рынок туризма пожилых людей старше 65 лет претерпел глубокие изменения за последние 10-20 лет и характеризуется высокими темпами роста туристских поездок.

Каждая возрастная группа имеет свой ярко выраженный стереотип поведения и по-разному расставляет туристские приоритеты. Предложенная ВТО классификация посетителей по возрасту может быть принята за основу национальными туристскими администрациями, органами статистики, туристскими предприятиями и использована ими с учетом местных особенностей.

Сегментирование по социально-экономическому признаку давно известно и применяется в маркетинговых исследованиях рынка путешествий. Среди социально-экономических характеристик потенциальных туристов наиболее важными являются уровень доходов, а также социальный статус, род занятий (профессия) и уровень образования. Социальный статус человека зависит от его материального положения. Уровень дохода выступает одним из признаков принадлежности к высшему, среднему или низшему слою общества. В маркетинге путешествий он часто используется как самостоятельный социально-экономический фактор сегментирования потребительского рынка.

В целом главными поставщиками туристов являются страны с высоким уровнем жизни. Но и в них существует Дифференциация населения по величине доходов. Различия в материальном положении населения порождают неоднородность туристского спроса. Сравнительно тонкий слой состоятельных лиц предпочитает дорогостоящие туры с высоким классом обслуживания. Они обычно путешествуют индивидуально или в составе немногочисленных групп с особыми интересами (VIP). Население с более скромным достатком приобретает туры по средним и низким ценам, рассчитанные на массового потребителя.

Самым распространенным делением сегмента является географический метод. Сегменты на основе данного метода - туристы, преодолевающие длительные расстояния с целью отдыха на курорте; региональные посетители (туристы, которые проживают в пределах региона, где располагается данный тур-центр, и могут туда прибыть в течение четырех часов) и туристы, являющиеся местными жителями. Близость туристского направления является важным фактором: как правило, чем ближе турцентр к своему целевому рынку, тем больше вероятность привлечения большого числа посетителей.

Сегодня растет популярность дальнего и выездного туризма. Дальний (внутренний) туризм - разновидность выездного туризма, это путешествия в пределах Российской Федерации, в районах, значительно отдаленных от места жительства (в других областях и регионах). Выездной туризм это путешествия в зарубежные страны.

Пассажиропоток российских авиаперевозчиков на дальние расстояния за 10 месяцев 2015 году рис. 1. Российские авиакомпании за 10 месяцев в 2015 году перевезли 80,9 млн. человек, что на 0,5 %, чем за аналогичный период прошлого года. Перевозки пассажиров по международным направлениям в январе-октябре упали на 13,9% до 35,44 млн. человек. Внутренние перевозки в январе-октябре выросли на 15,5 % до 45,44 млн. человек.

Рисунок 1. Пассажиропоток российских авиаперевозчиков на дальние расстояния за 2015 г.

Распределение спроса по регионам в 2015 году. Курортная отрасль оставалась доминирующей в 2015 году. Поскольку она имеет самую распространенную сеть учреждений отдыха и самую мощную материальную базу. Из-за роста курса евро туристы выбирали санаторно–курортный отдых в Краснодарском крае (+20%), Кавказских Минеральных Водах (+8%), Крыму (+34%), Белокурихе (+13%). Отмечался высокий спрос на пляжные курорты России. Наиболее востребованными были Крым, Краснодарский край, Азовское и Балтийское моря. Краснодарский край по итогам года посетили более 14 млн. человек. Самым популярным направлением сезона у туристов был Сочи (5,5 млн туристов). Анапа (примерно 3,5 млн туристов) и Геленджик (4 млн. чел.) потеряли 20-30% потока, в том числе, из-за повышения ( Анапа подорожала на 17%, Геленджик на 15%). Крым принял 4,5-4,6 млн, к прошлому году турпоток вырос на 24%.

Экологический туризм (экотуризм) привлекает к себе пристальное внимание в последние годы. Для жителей Европы и Америки путешествие по охраняемым природным территориям стало одним из распространенных видов отдыха. Главная отличительная черта данного вида туризма состоит в том, что в фокусе путешествия находится природное окружение и туристы стараются не наносить ущерб природным комплексам, содействовать охране природы и улучшать благосостояние местного населения. Экотуризм призван создавать экономические стимулы для сохранения окружающей среды. Это широкий спектр путешествий - от небольших познавательных туров для школьников до регулярных туристских программ в национальных парках и заповедниках. Доходы от этого вида туризма частично направляются на природоохранные мероприятия.

Сегментация рынка в экологическом туризме - один из важных элементов выбора стратегии геомаркетинга. Сегодня экологический туризм играет значительную роль в мировой индустрии туризма и гостеприимства. По прогнозам экспертов Всемирной туристской организации в ближайшем будущем темпы его роста будут по-прежнему высоки, а приносимые доходы внесут значительный вклад в развитие экономик многих стран мира, особенно развивающихся. Это позволит стимулировать социально-экономический рост в отсталых регионах. В России экологический туризм – одно из самых перспективных направлений, что совершенно понятно, если учитывать огромное число заповедников в стране.

Одна из главных туристических зон – Байкал. Ежегодно здесь останавливаются представители самых разных стран, чтобы увидеть глубочайшее озеро на Земле, кроме того – шестое в мире по площади, такой же, как например, площадь Бельгии или Дании. Убедиться, что над Байкалом не бывает облаков и дотронуться до деревьев, которые начали расти еще в прошлом тысячелетии.

Еще один центр экотуризма - Горный Алтай. Здесь можно наблюдать социокультурный уклад, зародившийся сотни лет назад и практически не изменившийся до настоящего времени. Сюда приезжают, чтобы посетить Телецкое озеро, образовавшееся во впадине на месте древнего ледника и знаменитый Чуйский тракт. Здесь же находится высочайшая в Сибири гора Белуха и центр Азии – Северная Шамбала.

Многие туристы приезжают в сплошь покрытую лесами Карелию – «легкие Европы». В Карелии располагается одно из самых крупных озер Европы – Онежское озеро. Ежегодно в эти уголки России приезжают тысячи иностранных туристов из Германии, Финляндии, Италии, США и Великобритании. И можно предположить, что благодаря государственным программам, нацеленным на развитие туристских возможностей заповедных мест, число туристов будет увеличиваться.

Но не смотря на то, что в России находиться множество удивительных по красоте заповедников, природных достопримечательностей, которые поражают, наблюдаются большие разночтения и разногласия в терминологии и практике организации экотуристской деятельности. В Российской Федерации, значительные природные и культурно-исторические туристские ресурсы часто используются нерационально. Что можно проследить рис. 2, где видно что экотуризм России совсем не развит не смотря на природные богатства нашей родины.

Рисунок 2. Статистика развития экологического туризма в разных странах.

Ассоциация туроператоров России прогнозирует положительные последствия развития экотуризма в России с позиций отечественных реалий, предполагая, что экономические и социальные выгоды могут проявиться на разных уровнях общественной организации страны.

Деловой туризм (MICE) -популярный сегмент международной туристической индустрии, разноплановый спектр которого объединён международным понятием MICE рис. 3. Английский термин-аббревиатура MICE отражает суть делового туризма: Meetings - Intencives - Conferences - Exhibitions (Встречи - Интенсивы - Конференции - Выставки). С каждым днём это понятие расширяется за счёт растущего интереса к выездным корпоративным мероприятиям.

Рисунок 3. Корпоративный туризм

Деловые туры по понятным причинам относятся к сегменту индивидуального туризма: специфика поездки подразумевает составление личной программы - от бронирования авиабилетов и отеля до составления графика встреч, обеспечения трансфером и дополнительной культурной программой. Так что, отправляясь в деловую поездку, придётся быть готовым к немаленькой стоимости путешествия - ведь «пакеты» здесь отсутствуют в принципе. Впрочем, принимая во внимание реальную выгоду от командировки сотрудника, вряд ли найдутся компании, желающие сэкономить. Единственное исключение - поездки на выставки и конгрессы. Как правило, в этом случае туркомпании формируют пакетные туры с допустимыми изменениями - например, гибкой датой обратного вылета. Правда, стоимости путешествия это особенно не уменьшает.

Сегмент корпоративных услуг - самый молодой на туристическом рынке: взрывную динамику темпов роста он начал показывать около трех лет назад. "Примерно в это время тимбилдинги и семинары в сочетании с отдыхом начали стремительно входить в моду. В целом индустрия выездного делового туризма включает в себя несколько крупных сегментов: инсентив, выставочный туризм, конгрессный туризм и индивидуальные бизнес-туры. Специализированных операторов, занимающихся исключительно бизнестуризмом и организацией поездок сотрудников компаний, на рынке немного: в основном это российские представительства иностранных туроператоров (American Express Travel Services, Carlson Wagonlit Travel, BTI Russia, Andrews Travel House) и около десятка российских компаний, среди которых крупнейшими считаются "Континент экспресс", "Аэроклубтур" и UTS. При этом немногочисленные специализированные игроки "держат" примерно 40% всего рынка.

В России стране на должном уровне развит только сегмент поездок на дальние расстояния, остальные же сегменты рассмотренные в статье слабо развиты рис. 4.

Рисунок 4. Итоговая статистика туров

В настоящиймомент, турагентства работают над созданием эффективной рекламы для остальных сегментов туристского рынка.

Просмотров работы: 678