Государственные закупки – это не только процесс заказа, но и инструмент выполнения государством своих функций: обеспечение военной, продовольственной и энергетической безопасности, развитие социальная сфера (образование, здравоохранение, наука, культура), охрана и сохранение природных ресурсов.
Анализ нормативно-правовой базы государственных закупок в России позволяет сделать вывод, что в России к настоящему времени сформирована достаточно полная нормативно - законодательная база по организации процессов закупок продукции (услуг) для государственных нужд, включая конкурсные торги различных видов. Состав указанных нормативно - правовых актов включает большое количество (более 300) документов, как на федеральном уровне, так и на уровне отдельных субъектов РФ и органов местного самоуправления. В соответствии с Федеральным законом № 94-ФЗ размещение госзаказа может осуществляться: путем проведением торгом в форме конкурса и аукциона, в том числе электронной форме, а также без проведения торгов путем запроса котировок, размещение заказа у единственного поставщика или на товарных биржах.
Рассмотрим, систему государственных закупок (на примере Кемеровской области).Департамент контрактной системы Кемеровской области является уполномоченным органом для 380 государственных заказчиков. За 1 полугодие 2016 года объявлено 5 092 закупки на сумму 5,9 млрд. руб., экономия бюджетных средств составила более 418,5 млн. руб. (или 7,6%). При этом 86% закупок осуществляются в форме электронных аукционов, что делает закупки наиболее прозрачными и конкурентными.
Электронный аукцион в настоящее время является самым востребованным способом размещения государственных закупок. Электронный аукцион лидирует как по количеству опубликованных процедур, так и по объему заказа. Электронный аукцион - самый открытый, наиболее удобный и эффективный способ определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Электронные аукционы проводятся через Интернет, что позволяет проводить торги оперативно, привлекается достаточно большое количество фирм-конкурентов, увеличивается прозрачность проведения торгов, что положительно влияет на конкурентную среду и использование бюджетных средств. Запрос котировок занимает второе место по степени востребованности. Запрос котировок позволяет разместить заказ в сжатые сроки, чем привлекает многих заказчиков, и является наиболее простым, так как содержит минимум требований и позволяет сэкономить бюджетные средства. Открытый конкурс является наиболее тщательной и сложной процедурой проведения торгов, поэтому, вероятно, и менее используемой среди заказчиков.
За 1 полугодие 2016г. можно констатировать, что доля электронных аукционов увеличилась на 6% (по сравнению с 1 полугодием 2015г.), в то время как за этот же период наблюдается снижение доли таких конкурентных способов определения поставщиков, как запросы котировок - на 3,5%, и конкурсы - на 1%. Таким образом, использование электронных закупок с каждым годом растет, постепенно вытесняя другие закупки. Экономия бюджетных средств по некоторым торгам составляет до 55 %, это связано повышенным интересом к сфере закупок и участием в закупках большого количества участников. Кроме того с учетом экономии на всех стадиях, начиная от планирования, тщательной оценки обоснованности начальных цен, проведения электронных аукционов, заказчики покупают товары, работы и услуги на 10–15% ниже средней рыночной стоимости. Это серьезная экономия и серьезный ресурс для повышения эффективности бюджетных расходов.
Анализ по закупкам за 1 полугодие 2016 года
Способ размещения |
Всего завершено торгов |
В том числе |
||
Кол-во состоявшихся закупок (2 и более участника) |
Кол-во закупок с одним участником-победителем |
Кол-во закупок, на которые заявки не подавались либо все заявки участников были отклонены |
||
Всего |
4 524 |
2 528 |
1 696 |
418 |
Аукцион в электронной форме |
3 919 |
2 218 |
1 349 |
350 |
Запрос котировок |
528 |
180 |
297 |
47 |
Открытый конкурс |
72 |
129 |
50 |
20 |
Запрос предложений |
3 |
1 |
0 |
1 |
Предварительный отбор |
2 |
0 |
0 |
0 |
за 1 полугодие 2015 года |
4 851 |
2 394 |
1827 |
631 |
Движение значительных финансовых потоков в различные сектора экономики проходит именно посредством государственного заказа. Поэтому функционирования общественного сектора во многом зависит от эффективной организации государственного заказа. В широком смысле, эффективность означает отношение полученного результата к затратам на его достижение (материальным, временным, трудовым издержкам). Безусловно, достаточно сложно объективно оценить эффективность размещения государственного (муниципального) заказа на основе одного- двух- показателей. Например, экономия бюджетных средств – это хорошо или плохо? Если стремиться только к этому, то можно прийти к совершенно парадоксальной мысли: ничего не закупая либо закупая морально устаревшее, а то и бывшее в употреблении оборудование, можно максимально сэкономить. Но вряд ли это будет правильным. Есть основания полагать, что экономическая эффективность государственных закупок это – интегральный показатель эффективности на разных уровнях данной системы, как синергетический результат взаимодействия всех институтов и механизмов. В основе такой эффективности лежит оптимальное распределение имеющихся ресурсов для максимального удовлетворения потребностей общества.
Эффективность государственного управления в широком смысле должна включать и оценку результативности государственных закупок. Система показателей для расчета экономического эффекта размещения государственных (муниципальных) заказов включает следующие показатели: - снижение государственных расходов по сравнению с запланированным объемом финансирования, в результате экономии бюджетных средств при оплате закупок по более низким ценам; - получение более качественных товаров, работ и услуг без переплаты; -приобретение товаров, работ и услуг на более выгодных условиях, чем для обычного частного (корпоративного) покупателя (сокращение сроков поставки, оплата без аванса, рассрочка платежа, более длительный срок гарантийного обслуживания, дополнительные сервисные услуги и т. д.); - снижение уровня коррупции, повышение степени открытости рынков, улучшение деловой репутации и инвестиционной привлекательности. Это показатель проявляется как итог функционирования всей системы размещения государственного (муниципального) заказа.
Для организации государственного заказа требуются следующие затраты:
• трудовые затраты по созданию системы формирования, размещения и реализации государственных (муниципальных) заказов (распределение полномочий в коллективе, обучение и консультации сотрудников, наем новых работников, создание и функционирование системы менеджмента);
материальные (финансовые) затраты на выполнение процедур закупок (консультационные услуги, расходные материалы, почтовые и курьерские услуги, оснащение рабочих мест, аренда дополнительных помещений и пр.);
затраты на обеспечение работы инфраструктуры системы размещения заказов (официальные сайты и издания, переподготовка служащих и пр.).
Для расчета эффективности требуется большой объем информации о:
плановых показателях соответствующего бюджета и реально доведенных до исполнителей лимитов бюджетных обязательств;
среднем уровне цен отдельно на каждый вид закупаемой продукции (с учетом места и условий поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг; объема партии; условий оплаты; условий гарантийного обслуживания и т. д.) в такой же временной период;
ценах и иных существенных условиях (сроках и условиях поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, сроках и условиях гарантии и др.) заключенных контрактов;
потребительских свойствах, качественных и технических характеристиках закупленных товаров, работ и услуг;
стоимости владения (эксплуатации, использования) закупленным оборудованием, стоимости использования результатов выполненных работ и поставленных услуг;
реальной трудоемкости выполнения процедур размещения заказов, количестве и квалификации привлеченных к выполнению процедур размещения заказов специалистов, а отсюда – о затратах на заработную плату (вознаграждение);
затратах на обеспечение процесса размещения заказов и функционирование инфраструктуры системы размещения заказов.
Понятно, что полноты такой информации достичь бывает очень сложно. Существующие законы, определяя эффективность в области государственных закупок, не предлагают ни критериев расчета и оценки такой эффективности, ни системы информационного обеспечения, необходимого для проведения соответствующего анализа, ни эффективной системы контроля за правильностью и полнотой реализации существующего законодательства. Создается угроза, что на местах каждый хозяйствующий субъект будет по-своему определять, что для него важнее. Подбирать соответствующие обоснования со ссылками на пока еще несовершенное и изменяющееся законодательство.
Эффективность государственных и муниципальных закупок – это комплексное понятие. Она включает в себя сложный механизм взаимодействия всех структур данного ведомства и вышестоящего управления и требующее глубокого системного подхода. Один и тот же параметр в разных ситуациях может иметь диаметрально противоположную трактовку. И не будет служить убедительным доказательством правильности действий заказчика. Только системный подход к оценке эффективности государственных и муниципальных закупок позволит дать всестороннюю и полную информацию. Взаимосвязанными элементами такой системы оценки являются:
• планирование (анализ потребностей, состояния и динамики рынка) и контроль (анализ источников информации);
• нормативно-правовая система, соответствующая, с одной стороны, накопленному мировому и отечественному опыту партнерства государства и бизнеса, с другой – перспективам, целям и задачам развития общества;
• информационно-коммуникативная система, базирующуюся на современных программно-аппаратных средствах формирования, сбора, хранения, обработки и передачи информации, ориентированную как на самые широкие масштабы (в целях привлечения потенциальных поставщиков, подрядчиков, исполнителей), так и на нужды каждого конкретного потребителя (пользователя);
• рыночный мониторинг, необходимый для постоянного и всестороннего наблюдения за ценовыми, технологическими, качественными и количественными изменениями, происходящими на рынке государственных (муниципальных) закупок.
Таким образом, комплексная система оценки экономической эффективности позволит дать общее представление о результатах деятельности государственной (муниципальной) закупочной системы и выработать конкретные предложения по ее совершенствованию.
Литература
Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Хохлев В. Эффективность госзакупок только ли в экономии средств? // Электронный ресурс Строительство и городское хозяйство http://stroypuls.ru дата обращения 21.02.2017