ВОЗМОЖНОСТИ ГРАЖДАНСКОГО УЧАСТИЯ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВОЗМОЖНОСТИ ГРАЖДАНСКОГО УЧАСТИЯ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ

Фоменко К.В. 1, Евдокимова Е.К. 1
1Кемеровский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Коррупция является одним из важнейших негативных явлений, как для общественной жизни, так и для государственного управления. Она угрожает национальным интересам России, представляет опасность для социально-экономической безопасности нашей страны. 

В различных научных источниках приводятся множество теоретических понятий коррупции. Коррупция это социально-правовое явление, под которым обычно понимается подкупаемостъ и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей вообще; это не что иное, как злоупотребление властными полномочиями для получения выгод в личных целях[5].

В Уголовном Кодексе Российской Федерации, коррупция рассматривается как: легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем; злоупотребление должностными полномочиями; получение взятки; дача взятки; служебный подлог[1].

Сравнительно полное понятие коррупции впервые появилось в правовых актах РФ, в Федеральном законе [2] «О противодействии коррупции» и представляется следующим образом: коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

В существующей действительности объектами коррупции стали едва ли не все регламентируемые законом социально-экономические взаимоотношения. К их субъектам можно отнести - политику, бизнес, государственную и муниципальную службы, правоохранительные органы, призыв в вооруженные силы, систему здравоохранения и образование, жилищно-коммунальную сферу, шоу-бизнес, кадровые назначения.

Решение данной проблемы является одним из приоритетных направлений в государственной политике. Реализуя значимую и решительную антикоррупционную политику, Россия должна учитывать ряд причин и условий коррупции, удовлетворяться не только мерами общей профилактики, чтобы в целом устранить причины преступности, но также проводить специальные мероприятия, которые помогут исключить ряд факторов, приводящих к совершению данного явления.

С нашей точки зрения, понятие коррупции имеет не столько правовой характер, сколько социально-экономический. Это предполагает, что обязательным основанием успешного противодействия коррупции является наличие политической воли государства. Вместе с тем и само российское общество должно быть готово к такой борьбе.

Согласно данным социологических исследований, которые проводились в России по проблемам коррупции и мерам противодействия, большинство респондентов (около 70%) не верят в возможность получения ощутимых результатов в борьбе с коррупцией, оценивают коррупционность ветвей власти как высокую (51%) или очень высокую (36%), а антикоррупционное законодательство как слабое (41%) или малоэффективное (22%) [6].

Значимую роль в борьбе с коррупцией могут играть структуры гражданского общества. К этим структурам относятся группы граждан, некоммерческие и общественные организации, деловые ассоциации, профсоюзы, благотворительные организации, независимые аналитические центры, религиозные организации и т.п. Такие структуры гражданского общества в настоящее время насчитывают более 700 тыс. организаций[4].

Но проблема заключается в том, что согласно Российскому антикоррупционному законодательству, предоставлены широкие возможности участия гражданского общества в противодействии коррупции, но не определено конкретное содержание такого участия по формам и механизмам взаимодействия с государством.

Вполне возможно, что сами организации определят собственные антикоррупционные цели, будут разрабатывать механизм достижения этих целей, действовать согласно им, и это принесет соответствующие результаты. Но такая свобода антикоррупционной общественной деятельности может привести к хаосу. Поэтому задачей государства в этой ситуации является определение приоритетных сфер приложения антикоррупционной общественной деятельности, ее согласование, разработка соответствующих индикаторов, позволяющих судить об успехах и недостатках.

Введение партнёрских отношений государственных, общественных и некоммерческих и структур в противодействии коррупции является одним из важнейших условий эффективности антикоррупционной деятельности. Определяющими факторами для установления партнёрских взаимоотношений государственных, общественных и некоммерческих организаций являются установление, по меньшей мере, примерного равенства их позиций. Необходимо осуществлять открытый диалог, стремится к непрерывному взаимодействию в разработке методов решений и реализации этих решений. Гражданское общество в наибольшей степени эффективно, если государство видит в нём союзника в антикоррупционной деятельности, а не врага. Поэтому так важно взаимодействие структур гражданского общества и государства.

Представляется возможным, что такое взаимодействие может осуществляться в следующих формах:

  1. Включение граждан в соответствующие антикоррупционные комиссии, создаваемые при органах власти.

  2. Включение граждан в отдельные процедурные мероприятия (например, возможность участия представителей гражданского общества в работе органов государства – различных конкурсных комиссий).

  3. Формирование идеологии общего непримиримого отношения граждан и всего общества к коррупционным проявлениям. С этой целью следует проводить пропаганду антикоррупционного поведения[3,с.8].

Реализация данных идей приведет к стабилизации системы взаимодействия государства и структур гражданского общества. Поэтому необходимо, чтобы государство как более сильный потенциальный партнёр гражданского общества проявило инициативу в организации взаимодействия с общественными и некоммерческими организациями для противодействия коррупции.

Список литературы

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) № 63-ФЗ от 13.06.1996

  2. Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»

  3. Агеев В.Н. Процесс формирования гражданского общества как средство противодействия коррупции в Российской Федерации /В.Н. Агеев//Актуальные проблемы экономики и права. - 2011. – 4. - С.5-9

  4. Астанин В.В. Об эффективных механизмах взаимодействия государства с гражданским обществом в сфере противодействия коррупции.- [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pandia.ru/text/80/139/22871.php (дата обращения: 24.01.17).- Заглавие с экрана

  5. Клепицкий И.А., Резанов В.И. Получение взятки в уголовном праве. Комментарий законодательства. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.lawmix.ru/commlaw/1829 (дата обращения: 24.01.17).

  6. Подкупающая откровенность. Социологи выяснили, что думают российские граждане о причинах коррупции и способах борьбы с ней // Российская газета.- 2013.- 6 июля.

Просмотров работы: 534