Цель исследования. Проанализировать эффективность проведения открытых тренировок как наиболее эффективный метод привлечения населения к занятиям бегом.
Для выполнения цели исследования необходимо ознакомиться с основными тезисами разработанной программой популяризации бега в Республике Татарстан:
«Целью Комплексной программы является увеличение количества участников Казанского марафона-2017, популяризация бега среди населения Республики Татарстан, проведение рекламной кампании на территории Российской Федерации среди беговой аудитории и проведение рекламной кампании за рубежом среди беговой аудитории.
Основной целью и задачей Комплексной программы на сегодняшний день является проведение большего количества промо-мероприятий для привлечения участников Казанского марафона-2017.
Для популяризации бега в Республике Татарстан проводятся следующие мероприятия:
проведение промо-акций в оживленных местах городов и муниципальных образований Республики Татарстан с целью информирования населения о пользе бега и его моде на сегодняшний день;
пропаганда любительского бега в социальных сетях «ВКонтакте» и «Facebook», размещение контекстной рекламы;
размещение рекламных баннеров на сайтах СМИ и учреждений Республики Татарстан;
проведение бесплатных уроков по технике бега и процессу подготовки под руководством тренера;
размещение наружной рекламы, мотивирующей к занятиям бегом, а также мобильных конструкций Казанского марафона-2017, в городах и муниципальных образованиях;
написание и публикация статей о пользе бега в СМИ Республики Татарстан;
изготовление и выпуск мотивационных видеороликов;
реализация специальных проектов («Пробежка со звездой»);
организация и проведение серии полумарафонов по Республике Татарстан (гг.Набережные Челны, Альметьевск, Казань)».
В рамках программы популяризации бега в Республики Татарстан автономной некоммерческой организацией «Центр реализации спортивных проектов» организовываются бесплатные тренировки 3 раза в месяц. Они проводятся в 4 городах: Казань, Набережные Челны, Альметьевск и Нижнекамск.
Формат тренировок выбран с учетом сезонных особенностей, а также с учетом минимизации затрат: занятия организовываются на открытом воздухе (в городских парках и набережных), а в неблагоприятную погоду – в крытых легкоатлетических манежах или спортзалах. На каждой тренировке присутствует 1 тренер и координатор.
Опыт проведения крупных массовых спортивных мероприятий в данной сфере помог определить наиболее эффективные каналы привлечения аудитории:
- рассылка по базе участников Казанского марафона-2016, ТатФондбанк Камского полумарафона, Татнефть Альметьевского полумарафона, Казанского национального полумарафона.
- распространение информации в социальных сетях, в частности, в группах «Вконтакте».
- приглашение СМИ на тренировки;
- административный ресурс;
- привлечение медиа-лиц к участию в тренировках:
- межличностные коммуникации.
Для анализа эффективности методов информирования населения, а также в целом рентабельности (в первую очередь – социальной) данной программы был выбран метод сравнения количественных показателей посещения открытых тренировок.
Первая тренировка состоялась 10 декабря 2016 года. Количество участников в каждом городе на первой тренировке указано в таблице 1.
Таблица 1
Количество участников на первой тренировке
Город |
Казань |
Н.Челны |
Альметьевск |
Нижнекамск |
Кол-во участников |
15 |
13 |
12 |
5 |
На открытых тренировках применялся такой метод исследования как опрос.
В Казани из 15 человек, участвовавших в тренировке, 13 участвовали в Казанском марафоне на различных дистанциях, в основном это 10 км.
Из 13 человек:
- 2 человека бегают на регулярной основе;
- 5 человек бегают только по выходным, при хороших погодных условиях;
- 6 человек после марафона не бегали, но были впечатлены марафоном и в детстве занимались спортом.
В Набережных Челнах был также применен один из способ полевого исследования, как анкетирование. Координатором было предложено ответить на следующие вопросы (Таблица 2):
Таблица 2
Анкета
Ответы на вопрос: «Как часто вы бегаете?» |
Количество участников |
1. бегаю каждый день |
1 |
2. бегаю 3 раза в неделю в тренажерном зале |
2 |
3. бегаю в компании друзей |
3 |
4. бегаю раз в неделю с собакой |
1 |
5. бегаю по просьбе близкого человека |
1 |
6. готовлюсь к своему первому марафону |
2 |
7. хочу бегать, но нет подходящей компании |
3 |
Результат анкетирования в городе Набережные Челны на первой тренировке показал, что желание бегать зависит в основном от окружающего социума.
Особенность организации второй открытой тренировки была ознаменована плохими погодными условиями. Результаты посещения тренировки в закрытом помещении отражены в таблице 3.
Таблица 3
Количество участников на второй тренировке
Город |
Казань |
Н.Челны |
Альметьевск |
Нижнекамск |
Кол-во участников |
19 |
15 |
21 |
16 |
Данные таблицы 3 указывают на явную тенденцию к увеличению числа участников открытых тренировок во всех местах проведения. Таким образом, в Казани количество участников увеличилось на 4 человека, а в городах Альметьевск и Нижнекамск прирост составил 100 % и 300%, соответственно.
По итогам опроса по окончанию второй тренировки были выяснены следующие результаты:
- в г. Казани наблюдается тенденция к постоянному посещению тренировки более 80% участников;
- наиболее популярным каналом привлечения участников выступили межличностные отношения (т.н. «сарафанное радио»);
- показатели постоянства участников тренировки в г. Набережные Челны обусловлены высоким уровнем профессионализма и набором личностных качеств тренера;
Третья тренировка состоялась 24 декабря 2016 года (25 декабря 2016) и имела формат рождественского забега: каждому участнику выдавались новогодние шапки, а по окончанию тренировки – мандарины. Это выступило дополнительным мотивационным инструментом. Информация, распространенная по всем каналам оповещения за 4 дня до тренировки, дала следующие результаты (Таблица 4):
Таблица 4
Количество участников на третьей тренировке
Город |
Казань |
Н.Челны |
Альметьевск |
Нижнекамск |
Кол-во участников |
24 |
14 |
36 |
9 |
Тенденция увеличения числа участников тренировки по сравнению со второй в городе Альметьевск обусловлена тем, что в ней принял участие одно из первых лиц города.
Полученные данные по трём таблицам позволяют сделать общие выводы:
1. В городе Казань прослеживается постоянное увеличение числа участников в среднем на 30-40 %.
2. В городе Набережные Челны наблюдается явная стабильность количества участников. Данные показатели отражают малую эффективность используемых каналов привлечения.
3. Многократное увеличение числа участников в городе Альметьевск подтверждает эффективность метода привлечения медиа-лиц.
4. Нестабильность в качественном и количественном постоянстве участников обусловлена малой заинтересованностью к беговому движению.
Помимо проведения анализа по количественному признаку, для более тщательного исследования данного вопроса был применен анализ по возрастному, гендерному и причинному фактору, результаты которого отражены в графических изображениях.
Рис. 1 Возрастной состав участников открытых тренировок по
Республике Татарстан
Возрастной состав участников в городах, принимающих открытые тренировки, однороден. В связи с этим, сравнительный анализ проведен в целом по республике.
Рис. 2 Гендерный состав участников открытых тренировок
Состав участников по гендерному признаку разнороден, в связи с этим анализ проводится по каждому городу в отдельности.
Рисунок 3 показывает заинтересованность опрошенных в дальнейшем принять участие в марафоне. Не менее актуальной причиной является желание набрать хорошую спортивную форму.
Полученные данные как количественных, так и качественных характеристик позволяют в дальнейшем корректировать тренировочный процесс, а также использовать с целью увеличения беговой аудитории.
Рис. 3. Фактор причинности участия в тренировках по
Республике Татарстан
ВЫВОДЫ
Как мы видим, проведение бесплатных тренировок не только способствует привлечению населения Республики Татарстан к бегу, но и позволяет решить ряд сопутствующих задач, таких как: пропаганда здорового образа жизни, обеспечение бесплатной квалифицированной физической подготовки, прививание полезных привычек и т.д.
Благодаря проведению такого рода мероприятий в Татарстане ожидаемый прирост бегающей аудитории будет равен примерно 19-23% в год.
Таким образом, проведение регулярных тренировок с прописанной программой и индивидуальным подходом к каждому тренирующемуся в синтезе с профессионализмом и нацеленностью на результат тренера будет способствовать увеличению количества любителей бега, а это в свою очередь отражается на количестве участников на беговых мероприятиях в Республике Татарстан.
На основе сделанных выводов, считаем целесообразным проведение открытых бесплатных тренировок, рассчитанных на привлечение людей, не занимающихся спортом, к бегу и участию в беговых событиях в качестве основного метода программы популяризации бега. Эффективными инструментами данных мероприятий являются информирование в социальных сетях и сообществ в городах Республики Татарстан о проведении тренировок, а также привлечение медиа-лиц на открытые тренировки.
Список литературы
Монографическая литература
1. Янгиров В.И. Комплексная программа вовлечения участников спортивно-массового мероприятия «Казанский марафон-2017» - 2016. – 9 с.
Описание электронных ресурсов
2. Электронный журнал «Марафонец»: [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://marathonec.ru/15-krupnejshix-marafonov-v-mire
3. Все марафоны мира и России: [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://allmarathons.ru