МОДЕЛИ МОТИВАЦИЙ И ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА В ФИЗИЧЕСКОМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

МОДЕЛИ МОТИВАЦИЙ И ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА В ФИЗИЧЕСКОМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ

Кузьмина Н.В. 1, Савосина М.Н. 1
1Поволжская ГАФКСиТ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность. Важнейшим направлением менеджмента является разработка механизма мотивации, под которой понимается процесс побуждения человека к деятельности, к достижению определенных целей. Первоисточником человеческой активности, фундаментальным мотивом его деятельности служат потребности человека. Потребность – состояние человека, складывающееся на основе противоречия между имеющимся и не обходимым и побуждающее его к деятельности по устранению данного противоречия [1].

Цель исследования. Изучить подходы к определению потребностей.

Методы исследования. Анализ литературных источников.

Вопросы потребностей человека, рассматривали во все времена. В античные времена – ­Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, в средневековье и в эпохе возрождения – А.Блаженный, в XVI-XVIII вв. – Спиноза, А. Смит, Ж.-Ж.Руссо, в XIX – Гегель, К. Маркс, в XX вв. – Ч.Дарвин, З.Фрейд, К.Э.Циолковский и В.И.Вернадский, Э.Фромм, Э.Берн.

Существует несколько моделей классификации потребностей: Д. Мак-Клелланда, У. Мак-Гира, У. МакДауголла.

Мак-Гир разработал систему классификации мотивов. Он использует детальный набор мотивов для рассмотрения ограниченного спектра сфер потребительского поведения:

  • Потребность в последовательности;

  • Потребность в независимости;

  • Потребность в новизне;

  • Потребность в самовыражении;

  • Потребность в «Эго-защите»;

  • Потребность в самовыражении;

  • Потребность в самоутверждении;

  • Потребность в моделировании.

Другой моделью мотивации, делавшей на упор на потребности высших уровней потребностей, была теория Д. Мак-Клелланда. Он считал, что людям присущи три потребности: власти, успеха, причастности.

 

Потребность власти

 

 

Потребность в причастности

Потребность успеха

 

Рис1. Классификация потребностей Д. Мак-Клелланда

Но наиболее известна и признаваема-концепция иерархии потребностей А. Маслоу. Согласно его концепции, потребности человека образуют пирамиду. Основание пирамиды составляют физиологические потребности (в воде, пище и др.), над ними находятся потребность в безопасности (в порядке, защищенности, устойчивости); выше размещаются аффилиативные потребности - в принадлежности и любви, еще выше – потребность в уважении, престиже; следующий ряд образуют познавательные потребности; далее расположены эстетические потребности, и на конец, потребность в самовыражении, самоактуализации (рис.2).

Рис 2. Пирамида потребностей А. Маслоу

Существую такие специфические потребности, как потребность в физическом совершенствовании – главная побудительная, направляющая и регулирующая сила поведения личности. По мнению Ильинича, они имеют широкий спектр: потребность в движениях и физических нагрузках; в общении, контактах и проведении свободного времени в кругу друзей; в играх, развлечениях, отдыхе, эмоциональной разрядке; в самоутверждении, укреплении позиций своего Я; в эстетическом наслаждении; в улучшении качества физкультурно-спортивных занятий, в комфорте и др. [2].

По мнению И.И. Переверзина, потребности в физическом совершенствовать целесообразно классифицировать по следующим направлениям: общественные, коллективные и личные потребности (табл.) [3].

Таблица

Классификация потребностей (по Переверзину И.И.)

№ п/п

Наименование потребности

Содержание

Показатели

1

Коллективные

потребности в физическом совершенствовании членов социальных институтов для успешного решения стоящих перед ними воспитательных задач.

численность членов трудовых коллективов, желающих заниматься ФК и С, уровень физического подготовленности

2

Общественные

потребности выражают заинтересованность российского государства во всех всесторонне развитых, физически совершенных людях

численность населения, желающего заниматься физическими упражнениями и спортом, уровень физической подготовленностью

3

Личные

потребности выражают необходимость всестороннего физического совершенствования индивида, раскрытия его физических сил и способностей. Личные потребности являются базовыми в системе потребностей в физическом совершенствовании и на их основе формируется вся система потребностей.

объем двигательного режима, выраженный в единицах времени, уровень физического совершенства

Вывод. Таким образом, потребность в физическом совершенствовании представляет собой частный случай проявления взаимосвязи человека с внешним миром. Специфическая форма этой взаимосвязи обусловлена физкультурно-спортивной деятельностью, которая является важным средством воспроизведения человеком себя как живого существа в исторических конкретных условиях.

Список литературы

1. Балакина, Ю. Человек и потребности: уч.пособие / Ю.Ю.Балакина.-Ростов на Дону: Феникс, 2010-285 с.

2. Ильинич, В. Студенческий спорт и жизнь : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / В. И. Ильинич. – М. : Аспект Пресс, 2003.

3. Переверзин, И. Искусство спортивного менеджмента: науч.изд / И.И. Переверзин. - М.: Советский спорт, 2004. - 416 с.

Просмотров работы: 829