ПОКАЗАТЕЛИ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ АБСОЛЮТНУЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПОКАЗАТЕЛИ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ АБСОЛЮТНУЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

Погорелов А.А. 1, Асанова Н.А. 1
1Краснодарский Кооперативный Институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Финансовый результат деятельности организации выражается в изменении величины его собственного капитала за отчетный период. Способность организации обеспечить рост собственного капитала может быть оценена системой показателей, представленных в отчете о финансовых результатах.

Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования организации по всем направлениям ее деятельности: производственной, сбытовой, снабженческой, финансовой и инвестиционной. Они составляют основу экономического развития организации и укрепления ее финансовых отношений со всеми участниками рыночных отношений.

Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социального и материального поощрения персонала. Прибыль является также важнейшим источником формирования доходов организации и погашения долговых обязательств перед банками, другими кредиторами и инвесторами.

Анализ каждого слагаемого прибыли организации позволяет учредителям и акционерам, администрации разработать мероприятия по повышению эффективности управления доходами и расходами.

Целью анализа является повышение эффективности управления финансовыми результатами хозяйственной деятельности организации.

Задачами анализа финансовых результатов деятельности организации на основании отчета о финансовых результатах являются:

  • исследование изменений каждого показателя за текущий анализируемый период;

  • исследование структуры соответствующих показателей и их изменений;

  • оценка динамики изменения показателей за ряд отчетных периодов;

  • определение влияния факторов на прибыль (факторный анализ), а также рентабельность;

  • определение путей повышения доходов и увеличения финансовых результатов деятельности организации.

В ходе исследования изменений каждого показателя и оценки динамики изменения этих показателей необходимо определить:

  1. абсолютное отклонение:

ΔП = По – Пб ,

(1)

где ΔП – изменение прибыли;

По – прибыль отчетного периода;

Пб – прибыль базисного периода.

б) темп роста:

ТР = ,

(2)

где ТР – темп роста.

Для исследования структуры показателей и их изменений необходимо рассчитать:

а) уровень каждого показателя к выручке от продаж (в %):

УрСС = , (3)

где УрСС – уровень себестоимости;

СС – себестоимость проданных товаров;

В – выручка от продажи товаров.

б) изменение структуры:

ΔУр = УрССо – УрССб , (4)

где ΔУр – изменение структуры;

УрССо – уровень себестоимости от проданных товаров отчетного периода;

УрССб – уровень себестоимости от проданных товаров базисного периода.

Для определения влияния факторов на прибыль и рентабельность (факторный анализ) необходимо рассчитать:

а) показатели – факторы, влияющие на сумму прибыли:

Пв = В – СС , (5)

где Пв – прибыль валовая.

Ппр = Пв – КР – УР , (6)

где Ппр – прибыль от продаж;

КР – коммерческие расходы;

УР – управленческие расходы.

Пбух = Ппр + %пол – %упл +Ду + Дпр – Рпр , (7)

где Пнал– прибыль до налогообложения;

%пол – проценты к получению;

%упл – проценты к уплате;

Ду – доходы от участия в других организациях;

Дпр – прочие доходы;

Рпр – прочие расходы.

Пч = Пнал + ОНА – ОНО – НП,

(8)

где Пч – прибыль чистая;

ОНА – отложенные налоговые активы;

ОНО – отложенные налоговые обязательства;

НП – текущий налог на прибыль.

б) влияние факторов на прибыль от обычных видов деятельности:

На первом этапе производится расчет влияния фактора «Выручка»:

В = V × Ц , (9)

где V – количество проданного товара;

Ц – цена товара.

При проведении факторного анализа необходимо учитывать влияние инфляции (индекс цен).

Тогда выручка в отчетном периоде в сопоставимых ценах будет равна:

Вс.ц.= , (10)

где Вс.ц.– выручка от продажи в сопоставимых ценах;

Во – выручка от продажи в отчетном периоде;

Iц – индекс цен.

При этом показатели изменения выручки от продажи под влиянием цены и количества проданной продукции будут равны:

ΔВΔЦ = Во – Вс.ц. , (11)

ΔВΔV = Во с.ц. – Вб , (12)

где ΔВΔЦ – показатель изменения выручки от продаж под влиянием цены;

ΔВΔV– показатель изменения выручки от продаж под влиянием количества проданной продукции;

Вб – выручка от продажи в базисном периоде.

Исходя из полученных данных, производится расчет влияния факторов «Цена» и «Количество проданной продукции (товаров)» на изменение прибыли:

∆ П∆Ц = , (13)

где ΔПΔЦ – изменение прибыли от продажи под влиянием фактора «Цена»;

Рб – рентабельность продаж в базисном периоде.

∆П∆V = , (14)

где ∆П∆V– изменение прибыли под влиянием фактора «Количество проданной продукции.

На втором этапе рассчитывается влияние фактора «Себестоимость проданной продукции»:

∆Псс = , (15)

где ∆Псс – изменение прибили под влиянием фактора себестоимость проданной продукции;

УССб – уровень себестоимости в базисном периоде;

УССо – уровень себестоимости в отчетном периоде.

На третьем этапе рассчитывается влияние фактора «Коммерческие расходы»:

∆ПКР = , (16)

где ∆ПКР – изменение прибыли под влиянием фактора коммерческие расходы;

Во – выручка от продажи продукции в отчетном периоде;

УКРб – уровень коммерческих расходов в базисном периоде;

УКРо – уровень коммерческих расходов в отчетном периоде.

На четвертом этапе производится расчет влияния фактора «Управленческие расходы»:

∆ПУР = , (17)

где ∆ПУР – изменение прибыли под влиянием фактора «Управленческие расходы»;

УУРб – уровень управленческих расходов в базисном периоде;

УУРо – уровень управленческих расходов в отчетном периоде.

По данным «Отчета о финансовых результатах» можно проанализировать динамику рентабельности продаж, чистой рентабельности, а также влияние факторов на изменение этих показателей.

Рентабельность – это характеристика эффективности хозяйственной деятельности. Особенность показателей рентабельности в том, что в качестве результата хозяйственной деятельности в расчет принимается прибыль (валовая, прибыль от продажи, прибыль до налогообложения, чистая прибыль).

Показатели, характеризующие прибыльность (рентабельность):

а) рентабельность продаж:

Рпр = × 100%, (18)

где Рпр – рентабельность продаж;

Ппр – прибыль от продаж;

В – выручка от продаж.

б) бухгалтерская рентабельность от обычной деятельности:

Род = (19)

где Род – рентабельность от обычной деятельности;

Пбух – бухгалтерская прибыль.

в) чистая рентабельность:

Рч = (20)

где Рч – рентабельность чистая.

г) экономическая рентабельность:

Рэ = , (21)

где Рэ – рентабельность экономическая;

СИср – средняя стоимость имущества.

д) рентабельность собственного капитала:

Рск = , (22)

где Рск – рентабельность собственного капитала;

Сскср – средняя стоимость собственного капитала.

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности. Они более полно, чем прибыль характеризуют окончательные результаты хозяйствования, так как учитывают ресурсы, затраченные на получение прибыли, то есть их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами.

Из этого следует, что на рентабельность продаж влияют те же факторы, которые влияют на прибыль от продажи:

а) влияние изменения выручки от продажи:

∆РВ = , (23)

б) влияние изменения себестоимости продажи:

∆РСС = ( , (24)

в) влияние изменения коммерческих расходов на рентабельность продаж:

∆РКР = (, (25)

г) влияние изменения управленческих расходов на рентабельность продаж:

∆РУР = (26)

Таким образом, совокупное влияние всех факторов выглядит так:

Рпр = ±ΔРВ±ΔРСС ±ΔРКР ± ΔРУР (27)

Таким образом, данные, содержащиеся в отчете о финансовых результатах, служат информационной базой для оценки финансовой деятельности предприятия. Данные отчета позволяют проанализировать изменения прибыли, оценить влияние факторов на прибыль и рентабельность.

По результатам финансового анализа выводится оценка финансового положения и результатов деятельности, выявляются резервы по улучшению экономических показателей, разрабатываются мероприятия, внедрение которых позволит улучшить показатели работы организации.

Просмотров работы: 978