Финансовый результат деятельности организации выражается в изменении величины его собственного капитала за отчетный период. Способность организации обеспечить рост собственного капитала может быть оценена системой показателей, представленных в отчете о финансовых результатах.
Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования организации по всем направлениям ее деятельности: производственной, сбытовой, снабженческой, финансовой и инвестиционной. Они составляют основу экономического развития организации и укрепления ее финансовых отношений со всеми участниками рыночных отношений.
Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социального и материального поощрения персонала. Прибыль является также важнейшим источником формирования доходов организации и погашения долговых обязательств перед банками, другими кредиторами и инвесторами.
Анализ каждого слагаемого прибыли организации позволяет учредителям и акционерам, администрации разработать мероприятия по повышению эффективности управления доходами и расходами.
Целью анализа является повышение эффективности управления финансовыми результатами хозяйственной деятельности организации.
Задачами анализа финансовых результатов деятельности организации на основании отчета о финансовых результатах являются:
исследование изменений каждого показателя за текущий анализируемый период;
исследование структуры соответствующих показателей и их изменений;
оценка динамики изменения показателей за ряд отчетных периодов;
определение влияния факторов на прибыль (факторный анализ), а также рентабельность;
определение путей повышения доходов и увеличения финансовых результатов деятельности организации.
В ходе исследования изменений каждого показателя и оценки динамики изменения этих показателей необходимо определить:
абсолютное отклонение:
ΔП = По – Пб , |
(1) |
где ΔП – изменение прибыли;
По – прибыль отчетного периода;
Пб – прибыль базисного периода.
б) темп роста:
ТР = , |
(2) |
где ТР – темп роста.
Для исследования структуры показателей и их изменений необходимо рассчитать:
а) уровень каждого показателя к выручке от продаж (в %):
УрСС = , (3)
где УрСС – уровень себестоимости;
СС – себестоимость проданных товаров;
В – выручка от продажи товаров.
б) изменение структуры:
ΔУр = УрССо – УрССб , (4)
где ΔУр – изменение структуры;
УрССо – уровень себестоимости от проданных товаров отчетного периода;
УрССб – уровень себестоимости от проданных товаров базисного периода.
Для определения влияния факторов на прибыль и рентабельность (факторный анализ) необходимо рассчитать:
а) показатели – факторы, влияющие на сумму прибыли:
Пв = В – СС , (5)
где Пв – прибыль валовая.
Ппр = Пв – КР – УР , (6)
где Ппр – прибыль от продаж;
КР – коммерческие расходы;
УР – управленческие расходы.
Пбух = Ппр + %пол – %упл +Ду + Дпр – Рпр , (7)
где Пнал– прибыль до налогообложения;
%пол – проценты к получению;
%упл – проценты к уплате;
Ду – доходы от участия в других организациях;
Дпр – прочие доходы;
Рпр – прочие расходы.
Пч = Пнал + ОНА – ОНО – НП, |
(8) |
где Пч – прибыль чистая;
ОНА – отложенные налоговые активы;
ОНО – отложенные налоговые обязательства;
НП – текущий налог на прибыль.
б) влияние факторов на прибыль от обычных видов деятельности:
На первом этапе производится расчет влияния фактора «Выручка»:
В = V × Ц , (9)
где V – количество проданного товара;
Ц – цена товара.
При проведении факторного анализа необходимо учитывать влияние инфляции (индекс цен).
Тогда выручка в отчетном периоде в сопоставимых ценах будет равна:
Вс.ц.= , (10)
где Вс.ц.– выручка от продажи в сопоставимых ценах;
Во – выручка от продажи в отчетном периоде;
Iц – индекс цен.
При этом показатели изменения выручки от продажи под влиянием цены и количества проданной продукции будут равны:
ΔВΔЦ = Во – Вс.ц. , (11)
ΔВΔV = Во с.ц. – Вб , (12)
где ΔВΔЦ – показатель изменения выручки от продаж под влиянием цены;
ΔВΔV– показатель изменения выручки от продаж под влиянием количества проданной продукции;
Вб – выручка от продажи в базисном периоде.
Исходя из полученных данных, производится расчет влияния факторов «Цена» и «Количество проданной продукции (товаров)» на изменение прибыли:
∆ П∆Ц = , (13)
где ΔПΔЦ – изменение прибыли от продажи под влиянием фактора «Цена»;
Рб – рентабельность продаж в базисном периоде.
∆П∆V = , (14)
где ∆П∆V– изменение прибыли под влиянием фактора «Количество проданной продукции.
На втором этапе рассчитывается влияние фактора «Себестоимость проданной продукции»:
∆Псс = , (15)
где ∆Псс – изменение прибили под влиянием фактора себестоимость проданной продукции;
УССб – уровень себестоимости в базисном периоде;
УССо – уровень себестоимости в отчетном периоде.
На третьем этапе рассчитывается влияние фактора «Коммерческие расходы»:
∆ПКР = , (16)
где ∆ПКР – изменение прибыли под влиянием фактора коммерческие расходы;
Во – выручка от продажи продукции в отчетном периоде;
УКРб – уровень коммерческих расходов в базисном периоде;
УКРо – уровень коммерческих расходов в отчетном периоде.
На четвертом этапе производится расчет влияния фактора «Управленческие расходы»:
∆ПУР = , (17)
где ∆ПУР – изменение прибыли под влиянием фактора «Управленческие расходы»;
УУРб – уровень управленческих расходов в базисном периоде;
УУРо – уровень управленческих расходов в отчетном периоде.
По данным «Отчета о финансовых результатах» можно проанализировать динамику рентабельности продаж, чистой рентабельности, а также влияние факторов на изменение этих показателей.
Рентабельность – это характеристика эффективности хозяйственной деятельности. Особенность показателей рентабельности в том, что в качестве результата хозяйственной деятельности в расчет принимается прибыль (валовая, прибыль от продажи, прибыль до налогообложения, чистая прибыль).
Показатели, характеризующие прибыльность (рентабельность):
а) рентабельность продаж:
Рпр = × 100%, (18)
где Рпр – рентабельность продаж;
Ппр – прибыль от продаж;
В – выручка от продаж.
б) бухгалтерская рентабельность от обычной деятельности:
Род = (19)
где Род – рентабельность от обычной деятельности;
Пбух – бухгалтерская прибыль.
в) чистая рентабельность:
Рч = (20)
где Рч – рентабельность чистая.
г) экономическая рентабельность:
Рэ = , (21)
где Рэ – рентабельность экономическая;
СИср – средняя стоимость имущества.
д) рентабельность собственного капитала:
Рск = , (22)
где Рск – рентабельность собственного капитала;
Сскср – средняя стоимость собственного капитала.
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности. Они более полно, чем прибыль характеризуют окончательные результаты хозяйствования, так как учитывают ресурсы, затраченные на получение прибыли, то есть их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами.
Из этого следует, что на рентабельность продаж влияют те же факторы, которые влияют на прибыль от продажи:
а) влияние изменения выручки от продажи:
∆РВ = , (23)
б) влияние изменения себестоимости продажи:
∆РСС = ( , (24)
в) влияние изменения коммерческих расходов на рентабельность продаж:
∆РКР = (, (25)
г) влияние изменения управленческих расходов на рентабельность продаж:
∆РУР = (26)
Таким образом, совокупное влияние всех факторов выглядит так:
Рпр = ±ΔРВ±ΔРСС ±ΔРКР ± ΔРУР (27)
Таким образом, данные, содержащиеся в отчете о финансовых результатах, служат информационной базой для оценки финансовой деятельности предприятия. Данные отчета позволяют проанализировать изменения прибыли, оценить влияние факторов на прибыль и рентабельность.
По результатам финансового анализа выводится оценка финансового положения и результатов деятельности, выявляются резервы по улучшению экономических показателей, разрабатываются мероприятия, внедрение которых позволит улучшить показатели работы организации.