Цена является одной из важнейших и наиболее сложных экономических категорий товарного производства. Цена как экономическая категория отражает экономические отношения между производителем и потребителем, между продавцом и покупателем товара по поводу его производства и реализации. Т.е. согласно общеизвестной теорией «Цена – количество денег (или других товаров и услуг), уплачиваемое продавцом за единицу товара или услуги». Т.е. цена– денежное выражение стоимости товара; формируется на мировом и государственном рынках .
В целом определению категорией цены, ее сущности и роли в экономике занимались многие отечественные и зарубежные научные деятели. За долгий период исследования сформирована значительная теоретическая база в данной области, приведем некоторые из них и представим их в таблице 1.
Таблица 1. – Определения категории цены различных современных авторов
Герасименко В.В. |
«Цена представляет собой выражение стоимости товара. Стоимость товара определяется общественно необходимыми затратами труда на его производство. Цена является конечным показателем, характеризующим товар. Она в равной степени учитывает интересы всех участников процесса товарообмена – производителей и потребителей» . |
Емельянова Т.В. |
Цена – сумма денег, уплачиваемая за единицу товара, эквивалент обмена товара на деньги» . |
Косинова Е.А. |
«Цена и ценообразование являются центральными элементами рыночной экономики. Цена есть историческая категория, возникшая и сформировавшаяся в процессе зарождения и развития обмена. В самом общем виде цена представляет собой сумму денег, которую покупатель уплачивает за приобретенный товар. В условиях рыночной экономики цена является характеристикой товара на рынке». |
Слепов В.А. |
Цена в системе маркетинга – это определенное количество денег, за которое продавец согласен продавать единицу товара, а покупатель согласен купить за это количество денег данный товар. В общем случае цена представляет собой денежное выражение стоимости товара». Из этого вытекает сущность ценообразования, которая состоит в установлении таких цен, чтобы получить планируемый объем прибыли и достичь определенной доли рынка . |
Шуляк П.Н. |
Сущность цены, ее экономическая природа проявляются в двойной роли, которую играет цена на рынке. Она выступает как: индикатор, отражающий политику и конъюнктуру рынка (соотношение спроса и предложения, торговый и экономический риск, кредитно-финансовую ситуацию, степень конкурентности на рынке и т. д.); |
Существует несколько теоретических подходов к объяснению экономической сущности (природы) цены. Наиболее разработанными являются два подхода. Первый подход можно определить как производственный (затратный), а второй как непосредственно рыночный (полезностный), основанный на полезности товара.
В соответствии с первым (затратным) подходом цена представляет собой результат действия закона стоимости. Именно в цене проявляет свое действие закон стоимости. Стоимость, являясь категорией товарного производства, находит свое выражение в форме цены.
Исходя из этого, сущностную основу цены составляет стоимость, а соответственно, «цена есть денежное выражение стоимости товара». В соответствии с этим цена формируется под влиянием производственных затрат, связанных с производством и реализацией конкретных товаров. Иными словами, стоимостная теория рассматривает сущность цены в первую очередь с позиций производителя товара.
Стоимость товара состоит из трех основных элементов:
, (1) |
где |
А – |
амортизация (стоимость износа средств труда); |
ЧП – |
чистый продукт; |
|
ТМЗ – |
текущие материальные затраты (величина затрат, связанных сприобретением предметов труда). |
Взгляды на природу чистого продукта существенно различаются. Так, согласно теории трех факторов производства чистый продукт создается при участии трех основных групп ресурсов (труда, земли и капитала) и включает в себя следующие элементы, представленные на рисунке 1
Рисунок 1 – Теория трех факторов производства
Согласно теории К. Маркса чистый продукт создается трудом наемного работника и состоит из заработной платы и прибыли, данное утверждение представлено на рисунке 2.
Рисунок 2 – Теория чистого продукта по К. Марксу
Согласно неоклассической теориив создании чистого продукта принимают участие труд, земля, капитал и предпринимательский талант. Чистый продукт, согласно данной теории включает заработную плату, процент, ренту, нормальную прибыль и экономическую прибыль, визуализация вышесказанного представлено на рисунке 3.
Рисунок 3 – Неоклассическая теория чистого продукта
Однако цены конкретных товаров могут не совпадать с их стоимостями. Это вызвано тем, что в рыночных условиях величина цены конкретного товара формируется не только под действием затрат на его производство, но и целого ряда других факторов. Среди них особое место занимает величина потребности в данном товаре, которая на практике конкретизируется в виде платежеспособного спроса.
В соответствии со вторым подходом оценка товара (блага) осуществляется в рыночных условиях каждым конкретным потребителем на основе субъективной ценности (полезности) данного товара.
В науке данная теория цены представлена в видетеории предельной полезности либо субъективной теории ценности. Субъективная теория ценности раскрывает экономическую сущность цены с позиции потребителя. То есть потребитель предъявляет спрос только на тот товар, который, по его субъективному мнению, имеет необходимую полезность. В соответствии с этой теорией сущностную основу цены составляет ценность (полезность) товара. Определение же цены в этой теории следующее: «цена это форма выражения ценности благ (товаров), проявляющаяся в обмене», т.е. чем полезнее, ценнее для потребителя товар, тем он дороже, однако этот подход критиковал уже А. Смит. Он говорил: сравните воду и алмазы, что полезнее и что ценнее.
В последнее время, цена определяется как «количество денег (благ, ценностей), за которое конкретный продавец согласен продать, а конкретный покупатель готов купить данный товар».
Однако данная формулировка цены не противоречит рассмотренным выше определениям цены. Здесь акцент смещен лишь на конкретные рыночные условия.
Вопрос о стоимости (цене) товара (услуги) возник с момента зарождения рыночного хозяйства.
Каждому типу экономических систем присущи свои особенности ценообразования. Например, при чистом капитализме отсутствует государственное влияние на цены, а в командной экономике роль государства в ценообразовании является первостепенной. В смешанной экономике, которая преобладает в настоящее время, имеются следующие особенности:используется сочетание рыночного, государственного и корпоративного регулирования;цены устанавливаются производителями и продавцами самостоятельно, а не жестко централизованно, как в условиях командной экономики;государство устанавливает цены на продукцию, выпускаемую госсектором, а также вводит пределы цен на некоторые товары и услуги с целью поддержания малообеспеченных слоев населения или отдельных сфер бизнеса.
В условиях смешанной экономики, соединяющей черты чистого капитализма и командной экономики, происходит взаимодействие четырех основных субъектов: фирм, домохозяйств, государства и внешнего мира. Основными посредниками в этом взаимодействии являются рынки ресурсов, товаров и услуг, международный рынок товаров и услуг, а также мировой финансовый рынок.
В процессе взаимодействия субъектов экономики создаются доходы и осуществляются расходы, причем доходы соответствуют расходам и составляют цену отдельной сделки. Таким образом, цена имеет двойственную природу: с одной стороны она характеризует доходы производителя/продавца, а с другой стороны – расходы покупателя/потребителя.
Подводя итог, отметим, что цена занимает центральное место в рыночных отношениях, отражая и сглаживая интересы субъектов экономики, включает себя следующие факторы, влияющие на цены:
- затраты предприятия;
- соотношение сил (соотношение спроса и предложения);
- государственное регулирование.
В теории и практике принято выделять пять основных функций цены:
- учетная;
- распределительная;
- стимулирующая;
- функция сбалансирования спроса и предложения;
- функция цены, как критерия рационального размещения производства.
Учетная функция цены заключается в том, что цена содержит в себе информацию об издержках производства товаров и услуг и прибыли, а также о доходах производителей/продавцов и о расходах покупателей (потребителей), как на макроэкономическом уровне, так и на микроэкономическом уровне.
Распределительная функция цены заключается в возможности государства посредством установления налогов, субсидий и пределов цен перераспределять доходы между отраслями экономики, предприятиями и различными слоями населения.
Стимулирующая функция цены состоит в поощрении или сдерживании производства или потребления отдельных товаров или услуг посредством государственного регулирования цен. Например, установление акцизов на товары вредные для здоровья приводит к сокращению их потребления, а ведение налоговых льгот или связанного пола цены на продукцию сельского хозяйства приведет к увеличению ее производства.
Функция сбалансирования спроса и предложениязаключается в том, что гибкие цены приводят рынок в состояние равновесия, устраняя дефицит или избыток.
Функция цены, как критерия рационального размещения производства заключается в возможности цен влиять на перераспределение ресурсов между отраслями экономики: рост цен, как правило, свидетельствует об увеличении прибыли в данной отрасли, что привлекает новых производителей и, следовательно, создает приток ресурсов, и наоборот.
Все функции взаимосвязаны друг с другом.
Далее целесообразно разобрать виды цен. На рисунке 4 представлены виды цен в зависимости от товарного обращения.
Рисунок 4 – Виды цен, зависящие от отрасли деятельностиНа рисунке 4 представлены виды цен, которые зависят лишь от товарного обращения, поэтому далее считаем необходимым перейти к изучению и раскрытию классификации цен на современном этапе развития. Для этого воспользуемся классификацией цен исходя из признаков цены. Следовательно, к первый признак подразделения цены будет исходить из институционального состава участников процесса ценообразованию. Как правило, цена на продукцию подразделяется на следующие виды, а их характеристика и расчеты представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Виды цен в зависимости от состава участников процесса ценообразования
Виды цен |
Характеристика вида цен |
Формула расчета |
Оптовая цена производителя |
Это стоимость, за которую производитель реализует свою продукцию покупателям и/или посредникам с учетом своей прибыли (прибавочной стоимости) |
|
Отпускная цена производителя |
Это оптовая цена производителя и суммирование косвенных налогов |
|
Оптовая цена закупки |
Оптовая цена закупки (оптовая цена)– цена, за которую посредник реализует товар в розничную торговлю |
|
Отметим, что надбавка посредника – это своего рода логистические расходы, которые включает затраты (издержки) на хранение, доставку, реализацию, и соответственно доход (прибыль) посредника |
||
Розничная цена |
Цена, за которую товары реализуются конечным потребителям |
Все вышеприведенные виды цен взаимосвязаны между собой. Так фирма-производитель работает на рынке без посредников, то соответственно, цена отпускной и розничной продукции будет одинакова. Также если у фирмы взаимодействует лишь с одной посреднической фирмой, то оптовая цена закупки будет равняться розничной цене. Здесь необходимо учесть, то что, чем больше посредников у фирмы-производителя, тем выше затраты за услуги посредников и косвенных налогов.
Для строительной продукции и выполняемых строительных работ выделяют следующие виды цен:
- сметная цена – характеризует общие издержки, затраченные на производство и строительство единицы продукции;
- договорная цена – спрос заказчика и предложение подрядчика достигаются в процессе переговоров и вычисляется как правило по следующей формуле:
(6)
- прейскурантная цена – отражается средней величиной за продукцию в натуральном выражений (строительство или снос одного объекта недвижимости, плата за выполнение ремонтных работ за один погонный метр и т.д.).
Но помимо вышеприведенной классификацию выделяют цены зависящие от территориально-пространственной характеристики субъектов хозяйствования. Так выделяют: единые цены, региональные цены и цены управляемые на местном уровне.
В последнее время с интенсивным развитием маркетинговой деятельности к видам цен включается и третий признак, зависящий от порядка возмещения клиентам транспортных расходов. Т.е. если мы покупаем продукцию у производителя и у него не включены расходы по доставке и транспортировке, то это цена «цена на месте производства». Или если в стоимость не включены такие факторы как удаленность, то такая цена называется «цена с включением расходов по доставке», если включены то зональные цены, и цены формируемые основе базисного пункта.
В последнее время, конец 2014 года и до сих пор – актуальным становится виды цен, которые зависят от степени влияния или воздействия на них государства, т.е. цены регулируемые государством. Так различают следующие виды цен в зависимости от степени государственного регулирования:
- свободные цены («стихийно» рыночное формирование цен);
- регулируемые цены (устанавливаются ограничения цены, как в нижних, так и в верхних пределах);
- фиксированные цены (регулируются и устанавливаются государством на те или иные товары или услуги).
К пятому признаку вида цен можно отнести цены, которые зависят от степени новизны продукции, к ним относятся:
- «психологическая цена»;
- престижная цена;
- цена «снятия сливок»;
- цена проникновения на рынок;
- цена следования за лидером;
- цена, определяемая по методу «издержки плюс» .
Все вышеизложенное говорит о том, что цены играют важную роль в развитии экономики. Они охватывают производство продукции разных сфер и отраслей деятельности, тарифы на транспортные перевозки, коммунальные и бытовые услуги, цены на строительную продукцию – они отражают и сглаживают интересы всех субъектов экономики.