ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Барабанова А.О. 1, Асанова Н.А. 1
1Краснодарский Кооперативный Институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Общеизвестное разделение рынка на четыре основных модели – совершенную конкуренцию, монополию, олигополию, монополистическую конкуренцию предполагает деление их на следующие характерные черты, представленные в таблице 1.

Таблица 1 – Характерные черты разделения рыночных моделей

Характерные черты

Совершенная конкуренция

Монополия

Олигополия

Монополистичес-кая конкуренция

Число фирм

множество

одна

несколько

много

Тип продукта

стандартизирован-ный

уникальный

стандартизирован-ный или дифференцирован-ный

дифференцирован-ный

Контроль над ценой

отсутствует

значитель-ный

ограниченный взаимной зависимостью, значительный при тайном сговоре

незначительный

Условия вступления в отрасль

легкие, препятствия отсутствуют

вступление заблокиро-вано

вступление ограничено существенными барьерами

сравнительно легкие

Наличие трансакцион-ных издержек

отсутствуют

присутст-вуют

присутствуют

присутствуют

Неценовая конкуренция

отсутствует

присутст-вуют

присутствует, особенно при дифференциации продукта

широко используется

Далее целесообразно разобрать этапы ценообразования любого хозяйствующего субъекта в современных условиях. Процесс ценообразования включает в себя следующие основные этапы, представленные на рисунке 2

Рисунок 2 – Этапы ценообразования хозяйствующего субъекта

В ходе первого этапа (выбор цели) фирма определяет, какую цель она преследует на данном этапе своей деятельности. Если цель – обеспечение выживаемости фирмы в условиях жесткой конкуренции, то используется снижение цены для увеличения объема сбыта (при условии эластичного спроса).

Если цель – максимизация прибыли, то ценовая политика определяется в зависимости от задач фирмы:

- ориентация на долгосрочную прибыль – метод «издержки плюс»;

- взаимосвязь изменения цены с изменением затрат на капиталовложения – «скользящая цена»;

- ориентация на сиюминутную прибыль – «снятие сливок» Если цель – поддержание своего положения на рынке, то производитель (продавец) ориентируется на рыночную равновесную цену, стремится к снижению издержек.

Оценка спроса позволит определить максимальную цену, за которую потребители готовы приобрести товар, а также на основе выводов об эластичности спроса позволит определить направление ценовой политики (рост или снижение цен).

Оценка издержек дает информацию о минимальной цене, при которой фирма не понесет убытков.

Анализ цен конкурентов позволяет выявить место фирмы на рынке и определить дифференциацию цен.

На этапе выбора метода ценообразования происходит непосредственное установление цены.

Существует множество методов ценообразования. Их объединяют в три основные группы: затратные методы, рыночные методы (методы, основанные на оценке соотношения спроса и предложения), а также параметрические методы.

К затратным методам относятся:

- метод ценообразования «издержки плюс» (цена состоит из средних валовых издержек и прибыли, причем прибыль определяется в процентах от средних валовых издержек);

- метод ценообразования по доле прибыли цене(цена состоит из средних валовых издержек и прибыли, причем прибыль определяется в процентах от цены);

- метод ценообразования по доходу на капитал.

 

(1)

Например, инвестиции в производство строительного объекта в Краснодаре составили 200 млн. руб. Инвестор ожидает, что в результате его капиталовложении он получит доход в размере 15% от вложенного капитала. При этом издержки на строительство одного кв. м. жилья составили 40 тыс. руб. Объем в кв. м. составил – 50 000. Вопрос заключается «Какую цену установить?»

Цена = 40 000 + = 40 600 руб. (2)

Следовательно, цена одного квадратного метра составит 40,6 тыс. руб.

- определение цены на основе переменных затрат (с ориентацией на величину покрытия). В данном подходе за основу расчетов принимаются средние переменные издержки (себестоимость рассчитывается по методу «директ-костинг», т.е. в нее включаются только средние переменные издержки, а все постоянные издержки возмещаются за счет прибыли). Цена, согласно данному методу рассчитывается:

 

(3)

К параметрическим методам ценообразования относят следующие:

- метод удельных показателей. Для расчета цены нового товара находится удельная цена (Руд):

Руд = , (4)

где Рбаз – цена базового товара;

N0– значение основного параметра базового товара.

Цена нового товара (Рнов):

Рнов = Руд*N1, (5)

где N1 – значение основного параметра нового товара.

Например, определить цену нового электродвигателя мощностью 20 кВт, если электродвигатель мощностью 10 кВт стоит 2100 руб.?

Руд = 2100/10=210 (руб./кВт)

Рнов=210*20=4200 (руб.)

Таким образом, цена нового электродвигателя равна 4200 руб.

- балльный метод. Он основан на экспертной оценке весомости параметров товара (значимость), а также присвоении этим параметрам баллов (оценка параметров конкретного изделия). Первоначально рассчитывается цена 1 балла (Рбал):

Рбал= , (7)

где Р0 – цена базового товара;

Ni0 – балльная оценка i-го параметра базового изделия;

Vi – весомость i-го параметра.

Затем рассчитывается цена нового товара:

Рнов=Рбал*, (8)

где Ni1- балльная оценка i-го параметра нового изделия.

К рыночным методам ценообразования относятся:

- метод вмененной потребительской стоимости;

- учет ценовой эластичности спроса;

- определение цены на основе постоянного мониторинга затрат – доходов, предпочтений потребителей – цен конкурентов («престижная цена», «психологическая цена» и др.) .

Например, предприятие ООО«Стройкомплек» реализовало в течение полугода идентичные товары трем потребителям. Информация о реализации продукции приведена в таблице 2.

Таблица 2 – Объем и цены продукции

Показатели

Потребители

Всего

1

2

3

Объем, шт.

700

500

100

1300

Цена ед. товара, руб.

400

200

300

-

Выручка, тыс. руб.

280

100

30

410

Для расчета отклонения цен примем среднюю цену реализации товара. Она составляет 315 руб. (410/1300).

Отклонение цены товара, реализованного I-му потребителю, от средней цены составляет 27% ((400-315)/315)*100%)) , то есть превышает 20%. Поэтому данная сделка может быть проверена налоговым органом.

Отклонение цены товара, реализованного II-му потребителю от средней цены, составляет 37% ((200-315)/315)*100%)) . Данная сделка также может быть проверена налоговой службой.

Отклонение цены товара, реализованного III-му потребителю, от средней цены составляет 5% ((300-315)/315)*100%)) . При реализации товара III-му потребителю отклонение цены сделки от базовой составляет менее 20 процентов. Поэтому налоговая служба не вправе проводить проверку этой сделки по основанию отклонения цены.

Еще более сложен контроль цен по основанию их отклонения в сторону повышения или понижения более чем на 20% от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг). Самым сложным этапом в этом контроле является нахождение рыночной цены как базы для расчета отклонений. При этом рыночной ценой товара признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии – однородных) товаров в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях. Для приведения в сопоставимый вид экономических условий может применяться система поправочных коэффициентов, которые учитывают следующие условия сделок:

- количество (объем) поставляемых товаров;

- сроки исполнения обязательств;

- условия платежа, обычно применяемые в сделках данного вида;

- иные условия, которые могут оказать влияние на цены.

При определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах и биржевых котировках. Допустим, что фирма реализовала товар по цене 300 руб. за штуку. Биржевая котировка аналогичного товара, которая принимается в качестве рыночной цены, составляет 400 руб. В этом случае цена сделки отличается от рыночной на 25% ((300-400)/400)*100%)). Так как отличие цены сделки от рыночной цены составляет более 20%, то у налоговой службы имеются основания для контроля данной сделки и доначисления налога и пени. Фирма имеет возможность обосновать возможность применения этой цены в качестве рыночной цены, только если данная сделка включала особые условия. К примеру, была произведена предоплата, основной платеж был осуществлен в более ранние сроки, было реализовано значительно большее количество товара, чем при обычной сделке.

Налоговый кодекс РФ предусматривает для определения рыночной цены использование «метода цены последующей реализации». Данный метод применяется при следующих условиях .

  • когда на соответствующем рынке товаров отсутствуют сделки по идентичным (однородным) товарам;

  • когда отсутствуют предложения на этом рынке таких товаров;

  • когда отсутствуют либо недоступны информационные источники для определения рыночной цены.

При использовании «метода цены последующей реализации» рыночная цена товара (РЦ) определяется по формуле:

РЦ = ЦР пок – З пок – П пок, (9)

где ЦР пок – цена, по которой покупатель Вашего товара реализовал

(перепродал) его;

З пок –обычные в подобных случаях затраты, понесенные этим покупателем при перепродаже (без учета цены, по которой были приобретены указанным покупателем у продавца товары) и продвижении на рынок приобретенных у покупателя товаров;

Ппок– обычная для данной сферы деятельности прибыль

покупателя.

Однако «метод цены последующей реализации» не всегда применим. Его нельзя использовать, если отсутствует надежная информация о цене товаров, в последующем реализованных покупателем. В таком случае для определения рыночной цены используется «затратный метод». Расчет рыночной цены осуществляется по следующей формуле:

РЦ = ПЗ + П, (10)

где ПЗ – сумма произведенных затрат (прямых и косвенных) на

производство и реализацию товара;

П– обычная для данной сферы деятельности прибыль.

Следовательно, ценообразование в современных условиях является сложным и многогранным явлением, имеет множество методов и методик, а их применение является основой формирования ценовой политики хозяйствующего субъекта.

Отметим, что нормативно-законодательная база дополняется и редактируется, а внесенные изменения преимущественно служат основой для эффективного ценообразования предприятия и для действенного государственного контроля за ценовой политикой национальной экономики.

Просмотров работы: 548