ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Клепикова В.Д. 1, Клочкова У.С. 1, Асанова Н.А. 1
1Краснодарский Кооперативный Институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аннотация. Рассматривая этапы становления и развития политики импортозамещения, необходимым является сопоставление самообеспеченности регионов с экспортным потенциалом страны в целом, так как от политики именно оптимальной самообеспеченности зависит выбор стратегии при решении вопросов импортозамещения. Поэтому в целях эффективности функционирования региональных экономик в условиях ВТО адаптирующими элементами к санкционным перегибам является правильное соотношение нормативов потребления продовольствия населением с состоянием балансов основных сельскохозяйственных продуктов России, с учетом выявления того объема импортозамещения, который нужен в настоящее время.

Исторические особенности ведения отечественного сельского хозяйства обусловлены спецификой ведения аграрного бизнеса и наличием уникального природно-ресурсного потенциала аграрного производства. На территории Российской Федерации сосредоточено около 9 % пахотных угодий, что отличает ее высокой обеспеченностью пашней на душу населения — 0,85 га (на Земле в среднем — 0,14 га), также немаловажным фактором является наличие 20 % ресурсов пресных вод. Необходимо отметить не только совокупность количества ресурсов, способных увеличить экспортный потенциал регионов, но и их качество, которое способно обеспечить население необходимыми объемами собственного потребления на текущий и будущий периоды, так как уровень развития сельского хозяйства зависит от структурных элементов ресурсного потенциала, таких как: природный, материально-технический, трудовой и инновационный.

Как правило, стимулирование развития сельского хозяйства сопряжено с применением мер, ориентированных на увеличение экспорта и снижения импортной зависимости. Поэтому рассмотрение этапов становления и развития политики ипортозамещения в России является весьма актуальным и необходимым в целях формирования единой картины для построения стратегического планирования с применением тактических ходов, учитывающих долговременные интересы отечественного сельскохозяйственного товаропроизводителя.

Рассматривая исторические аспекты становления и развития политики импортозамещения, необходимо отметить, что концепция национальной продуктовой независимости России в историческом этапе 1991-2002 годов строилась по принципу обеспечения населения продовольствием за счет всех источников, что не отвечало сформулированным общепризнанным интересам страны. Для развития внутреннего производства у СССР были все необходимые инструменты: так, например, по уровню обеспеченности фондами, электрификации и химизации сельского хозяйства страна не уступала развитым странам. Но, тем не менее, по основным показателям производительности она отставала от них намного, и при этом себестоимость производства основных видов продуктов питания была выше в 2 раза, чем в развитых странах. Агарный сектор получал государственную поддержку на уровне военно-промышленного комплекса, на компенсацию разницы в закупочных и розничных ценах на продовольствие было направлено около 10% от всех бюджетных средств. Несмотря на активное государственное регулирование в данный период отмечалась низкая эффективность отрасли, которая характеризовалась отсутствием конкурентной рыночной среды и, как следствие, дефицитом заинтересованности инвесторов в сельскохозяйственном производстве.

Основным препятствием на пути развития сельского хозяйства в реформенные годы являлось соотношение цен на продовольствие и необходимые для его производства ресурсы. Так, например, в конце 90-х на полученные средства от продажи одной тонны зерна приобреталось только 300 литров дизтоплива, тогда как в 80-х годах эквивалент составлял около трех тонн дизтоплива.

Принятие в 2007 году Национального проекта развития агропромышленного комплекса, который позже трансформировался в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия до 2013 года, позволило привлечь в сельское хозяйство крупные инвестиции. В результате субсидирования новых проектов увеличился объем агрохолдингов, которые инвестировали средства в новые технологии и смежные обслуживающие сектора АПК, для устойчивого развития животноводческого сектора, представляющего наибольший интерес для них.

Итоговым результатом быстрого развития ключевых комплексов, таких как зерновой, масличный и свеклосахарный, а также птицеводства и свиноводства, стал дефицит элеваторов, портовых мощностей, современных боен, комбикормовых производств, что говорит о несовершенстве выбранной политики в вопросах реализации сельскохозяйственного потенциала страны.

Новым этапом реализации политики импортозамещения можно считать принятие «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2010 года», принятой распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.08.2009 № 1121-р), где в разделе «Развитие аграрного и рыбохозяйственного комплексов» отражены пути эффективного импортозамещения на рынке животноводческой продукции и в растениеводстве.

Особенно остро тема импортозамещения актуализировалась после негативов украинского кризиса ноября-декабря 2013 года, и как следствие, с двусторонними санкциями между Россией и рядом развитых стран мира. Первыми шагами данного процесса стали Распоряжение Правительства Российской Федерации об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием» от 29.05.2013 № 867-р и Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. № 1224 «Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства».

В настоящее время вопрос обеспечения продовольственной независимости являются одним из актуальных, в связи с введением указа Президента Российской Федерации от 06 августа 2014 года № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» продовольственного эмбарго.

По состоянию на 31.12.2014 года валовые объемы производства в отрасли приблизились к показателям постсоветского периода (рис. 1).

Рисунок 1. Производство основных продуктов сельского хозяйства

Источник: Росстат

Темнее менее, за период активного развития отрасли сложилось тяжелое положение в секторе молочного скотоводства и в направлениях, которые отличаются длительной окупаемостью инвестпроектов (10-15 лет), таких как садоводство, и тех, которые отличаются высокой капиталоемкостью, например, выращивание овощей в защищенном грунте.

По нашему мнению, узким местом в вопросах реализации политики импортозамещения является критическая зависимость российских производителей от иностранных поставщиков из стран, использующих санкции в отношении России в 2014 году при обеспечении сектора производством сельскохозяйственной техники и генетическим материалом. России необходимо мобилизовать работу по устранению административных барьеров и пошлин на комплектующие. Необходимо также возводить новые мощности, так как после активизации отечественного производства в конце 90-х годов ситуация с незагруженными свободными мощностями коренным образом изменилась. Взятый курс на импортозамещение является стимулом для развития сельского хозяйства и возрождения отраслей стратегического назначения. Однако, по оценке ТПП, в ближайшие годы ожидается замедление темпов роста сельского хозяйства в целом, а возможности развития импортозамещающего производства за счет дальнейшего ограничения импорта невелики, так как данные меры не будут способствовать повышению конкурентоспособности основных направлений сельского хозяйства, если не сделать выводов из полученного опыта реализации политики импоротозамещения в 90-е годы.

Именно поэтому в настоящее время перед правительством нашей страны стоит главная задача по определению стратегии развития политики импортозамещения и постановки задач в достижении поставленной цели. По нашему мнению, ключевым моментом в данном вопросе является фокус на переориентированность производства на экспорт путем инвестирования в собственные исследования и разработки для освоения мировых рынков.

В современных экономических условиях ситуация по самообеспеченности регионов России по основной группе товаров продуктов питания остается спорной (рис. 2).

Рисунок2. Товарооборот сельскохозяйственной продукции России в 2002-2014 гг. (млрд. долл.) Источник: Информация ИКАР (Бишкек, 2015г)

Поэтому рассматривать обеспеченность отечественным продовольствием в разрезе группы товаров считаем необходимым с точки зрения потенциала и возможностей их импортозамещения, которыми обладают отечественные сельскохозяйственные товаропроизводители исходя из среднесрочной и долгосрочной перспективы. По оценкам экспертов ТПП России, отечественными аналогами может быть замещено около 40-50 % импортируемой продовольственной продукции, так как поставки соответствующих товарных позиций в настоящее время осуществляются из-за наличия дефицита производства отечественного сельскохозяйственного сырья (рис. 3).

В целях оптимизации бюджетных ассигнований в отечественное производство в период развития политики импортозамещения необходимо учитывать экономическую целесообразность производства товаров, которые можно закупить в других странах, где себестоимость такой продукции достигает минимального уровня с учетом природно-климатических особенностей их выращивания, например экзотических продуктов, таких как бананы, закупленные в Норвегии. Важным моментом остается наличие фактора дефицита/недостатка возможности замены собственным производством внутри страны тропических фруктов (цитрусовые, орехи), а также несоответствия объемов потребления таких продуктов как соевые бобы, сорго, поскольку для их выращивания в России не имеется достаточно подходящих условий.

Рисунок 3. Товарная структура внешней торговли Российской Федерации в 2014 году (млрд. долл.) Источник: Информация ИКАР (Бишкек, 2015г)

По нашему мнению, политика импортозамещения должна опираться на развитие экспортного потенциала путем стимулирования развития отечественного производства, тем более что экспортная деятельность Российской Федерации имеет большой потенциал и свои специфические особенности. Не случайно в стране расположено 35 Региональных центров поддержки экспорта. Оценивая комплексно возможности экспортного потенциала товара, необходимо определить, из каких показателей он складывается. Основными составляющими данного вопроса являются:

  1. Ассортимент и возможности его расширения (коэффициент обновления товара);

  2. Наличие у товара уникальных преимуществ (инновационная технология, цена, технологические характеристики товара);

  3. Соответствие товара международным стандартам в области защиты окружающей среды и санитарным нормам (система сертификации, выдающая международные сертификаты ISO);

  4. Определение доступности рынка и наличие возможности транспортировать товар в удаленные регионы и страны.

Также для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров правительством Российской Федерации могут устанавливаться сезонные пошлины. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются. Срок действия сезонных пошлин не может превышать 6 мес. в году.

Специальные пошлины применяются:

- как защитная мера, если товары ввозятся на таможенную территорию России в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров;

- как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы РФ, со стороны других государств или их союзов.

Среди мер государственной поддержки сельского хозяйства, предусмотренных Планом, мы выделяем следующие:

- утверждение и обеспечение реализации отраслевых программ (планов) импортозамещения (п.41 приложения к Плану);

- выделение дополнительных средств на субсидирование скидки на сельскохозяйственную технику, реализуемую российскими машиностроителями сельскохозяйственным товаропроизводителям (п. 44 приложения к Плану);

- осуществление имущественного взноса в уставный капитал открытого акционерного общества «Росагролизинг» в 2015 году для реализации программы льготного лизинга современной высокопроизводительной сельскохозяйственной техники российского производства и поддержки экспорта (п.45 приложения к Плану).

В рамках глобальной торговой системы все больше вырастает роль международных правил ведения агробизнеса. Необходимо отметить, что за последние два десятилетия в международной торговле наметилось увеличение случаев применения иностранными государствами мер регулирования с целью защиты уязвимых отраслей национальных экономик. Во многом это связано с процессами либерализации в рамках присоединения стран ко Всемирной торговой организации или их членства в этой организации. Поэтому в современных экономических условиях Правительство страны уделяет особое внимание экономике сельского хозяйства, и в целях устранения негативных последствий финансово-экономического кризиса, Планом предусмотрены меры, обеспечивающие транспарентность процедуры государственной поддержки сельского хозяйства и исполнения международных обязательств. Поэтому возрастет роль международных правил в рамках глобальной торговой системы.

Оценивая степень адаптации сельского хозяйства к реалиям рыночной экономики необходимо учитывать, что Россия, приняв общепризнанные правила международной торговли, получила возможности для защиты интересов своих компаний на внешних рынках, тем не менее, в большом количестве случаев со стороны России наблюдается пассивность или неучастие в работе по защите своих интересов на внешних рынках (рис. 4).

Рисунок 4. Количество антидемпинговых расследований и антидемпинговых мер, инициированных странами-членами ВТО в 1995-2011

Источник: ВТО, http://wto.org/english/tratop_e/adp_e/adp_e.htm

Рассматривая российский опыт участия в антидемпинговых расследованиях, следует отметить, что Россия нечасто использует данный инструмент торговой политики для защиты отечественных производителей (рис.5).

Рисунок 5.- Количество антидемпинговых мер, инициированных странами-членами ВТО в 1995-2011 гг. против российского экспорта Источник: ВТО, http://wto.org/english/tratop_e/adp_e/adp_e.htm

В третьем квартале 2014 года 23 страны (Австралия, Азербайджан, Аргентина, Белоруссия, Бразилия, Индия, Индонезия, Колумбия, Корея, Киргизия, Китай, Марокко, Мексика, Молдова, Нигерия, США, Таиланд, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина, Филиппины, а так же ЕС) применили защитные меры в отношении российских товаров.В отношении российских товаров действует 91 мера, в том числе: антидемпинговая пошлина – 40, специальная защитная пошлина – 4, прочие нетарифные меры – 47 (административные меры – 19, технические барьеры – 9, тарифные квоты – 3, дополнительный налог – 1, акциз на дискриминационной основе – 3, ограничение по номенклатуре – 1, запрет на импорт – 4, санитарные и фитосанитарные меры – 5, угроза введения меры -2). Также проводятся 12 расследований, из них 6 антидемпинговых и 6 специальных защитных расследований, а также 10 пересмотров антидемпинговых мер и 3 соглашения о приостановлении антидемпинговой процедуры (рис. 6).

Рисунок 6. – Меры в отношении товаров российского производства

(реестр ограничительных мер)Источник: Минэкономразвитияwww. economy.gov.ru/minec/main

В ближайшее время необходима активизация в подготовке значительного массива правовой и экономической информации и тщательного соблюдения процедурных требований страны, инициирующей разбирательство с целью введения ограничительных мер, для успешной работы по разрешению торгового конфликта и устранения ограничений в торговле, так как зачастую лишь полноценное выполнение всех процедурных требований позволяет рассчитывать на объективность и учет мнения всех заинтересованных сторон при принятии окончательного решения по результатам таких расследований.

Литература

1. «Аналитическая записка о состоянии агропромышленного комплекса Российской Федерации» Комитет ТПП РФ по развитию агропромышленного комплекса. Г. Москва, 2014 г. – Председатель Комитета В.А. Семенов, отв. Секретарь А.Н. Прудников.

2. «Инструменты защиты рынка. В помощь экспортерам». Министерство экономического развития Российской Федерации. Департамент торговых переговоров., г . Москва, 2011г.

3. «Обзор внешней торговли» Аналитический центр по внешней торговле. Минпромторг России. 27.04.2015-03.05.2015 г.

4. Белова Е.В., Кибиров А.Я. Инвестиционный потенциал и его роль в развитии сельского хозяйства региона на примере Саратовской области. // АПК: регионы России. 2012 г. № 11. - 0,63 п.л.

5. www.rosbalt.ru/business/2013/07/24/1156143.html

6. www.wto.ru

7. www. economy.gov.ru/minec/main

8.www.gks.ru

Просмотров работы: 526