ОСОБЕННОСТИ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РФ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РФ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

Костогрыз А.Г. 1, Черноусова М.А. 1
1Краснодарский Кооперативный Институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Особенности фискальной политики РФ в современных условиях неопределенности

Фискальная политика, называемая также финансовой и финансово-бюджетной, распространяет свое действие на основные элементы государственной казны. Она непосредственно связана с государственным бюджетом, налогами, государственными денежными доходами и расходами. В условиях рыночной экономики это стержневая часть государственной экономической политики. Фискальная политика объединяет в себе такие крупные виды, формы финансовой политики, как бюджетная, налоговая, политика доходов и расходов.

Под фискальной политикой государства понимается постоянное вмешательство государства в экономические процессы и явления с целью регулирования их протекания. Это совокупность мероприятий в сфере налогообложения, направленных на формирование доходной части государственного бюджета, повышение эффективности функционирования всей национальной экономики, обеспечение экономического роста, занятости населения и стабильности денежного обращения Фискальная политика - это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов.

Доля государственного сектора в расходах на товары и услуги весьма велика, государство выступает на рынке в качестве самого крупного покупателя, расходующего в течение года суммы, составляющие в экономически развитых странах около половины валового внутреннего продукта. Закупки осуществляются государством как внутри страны, так и на внешних рынках.

Таким образом, государство обладает колоссальными возможностями влияния на объем и структуру совокупного спроса, если только оно не связало себя по рукам и ногам заранее обусловленными жесткими ограничениями.

Кроме того, государство обладает возможностями косвенно воздействовать на спрос со стороны частных предприятий и домашних хозяйств, сдерживая или стимулируя его с помощью налогов и таких трансфертных платежей, как пенсии, стипендии, пособия.

Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики.

Основными целями фискальной политики являются:

- устойчивый рост национального дохода;

- умеренные темпы инфляции;

- полная занятость;

- сглаживание циклических колебаний экономики.

Одна из важнейших задач фискальной политики состоит в поиске источников и способов формирования централизованных государственных денежных фондов, средств, позволяющих реализовать цели экономической политики.

Посредством проведения финансово-бюджетной политики государство регулирует глобальные экономические процессы в стране, поддерживает устойчивость финансов, денежного обращения, обеспечивает финансирование государственного сектора, способствует лучшему использованию производственно-экономического и научно-технического потенциала. Инструменты фискальной политики используются государством, чтобы оказать влияние на совокупный спрос и совокупное предложение, воздействуя тем самым на общую экономическую конъюнктуру, способствовать стабилизации экономической ситуации, проводить антициклические меры, противодействующие чрезмерным колебаниям экономических параметров, угрожающим возникновением кризисных явлений.

Фискальная политика государства определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства и главные источники покрытия государственных расходов.

Различают два вида фискальной политики: автоматическую, т.е. политику встроенных стабилизаторов экономики и дискреционную.

Под автоматическими стабилизаторами понимается экономический механизм, который без вмешательства государства реагирует на изменение экономической ситуации. Такими встроенными стабилизаторами экономики являются налоги и социальные трансферты (пособия по безработице, социальные выплаты населению). В периоды кризисов, наоборот, налоговые поступления снижаются, а социальные трансферты растут. Таким образом, их соотношение в периоды подъема сдерживает рост совокупного спроса, а в периоды спада увеличивает. Фактором осуществления автоматической политики является изменение экономической конъюнктуры.

Под дискреционной политикой понимается сознательное регулирование государством уровня налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию.

Дискреционная политика осуществляется:

- методами бюджетного регулирования на основе изменения величины государственных расходов;

- косвенными методами:

- методами налоговой политики;

- на основе политики ускоренной амортизации.

Различают два вида дискреционной фискальной политики:

Первый вид – фискальная экспансия, которая проводится с целью стимулирования хозяйственной активности и выводу экономики из экономического кризиса или из депрессии. Она осуществляется путем увеличения государственных расходов и уменьшения налогов, проведения политики ускоренной амортизации;

Второй вид - финансовая рестрикция, которая проводится в периоды подъемов с целью снижения уровня и темпов инфляции, для чего государство увеличивает налоги и сокращает государственные расходы, что ведет к сдерживанию совокупного спроса.

Фискальная политика государства является важной составной частью общей экономической политики государства и имеет особенности в каждой стране в каждый период времени.

Особенности фискальной политики в современной России:

Как часть общей экономической политики, она нацелена на обеспечение устойчивого и ускоренного социально-экономического развития страны, преодоление, сокращение существенного разрыва между Россией и развитыми странами мира, снижения ее значительной зависимости от внешних факторов. Ближайшие цели – удвоение ВВП и решение проблемы бедности населения.

В период по 2016 г. была достигнута финансовая стабилизация на основе сбалансированности государственного бюджета. Был создан Стабилизационный фонд для недопущения дефицита бюджета; осуществлена значительная налоговая реформа. Отменен налог с продаж; стал пропорциональным и был значительно уменьшен налог на доходы физических лиц (до 13 %); был уменьшен налог на прибыль предприятий (с 36,5 до 24 %) и НДС (с 20 до 18 %).

Все это привело к значительному уменьшению налогового бремени как с предпринимательского сектора, так и с населения.

В последние пять лет значительно были увеличены социальные расходы государства, которые ранее были резко сокращены с целью преодоления дефицита бюджета. Был осуществлен переход на среднесрочное планирование государственных финансов.

Все эти меры привели к значительному повышению эффективности фискальной политики в России.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Налоговый кодекс РФ. - М.: Издательство «Омега-Л», 2013

  2. Федеральная налоговая служба РФ [Электронный ресурс]//URLhttps://www.nalog.ru/rn23

  3. Закон РСФСР «О Государственной налоговой службе РСФСР» от 21.03.2014 N 943-1

  4. Закон об основах налоговой системы в Российской Федерации. [Электронный ресурс] //URL http://nalog.akcentplus.ru/sis.htm.

Просмотров работы: 3357