ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВ

Бабанская М.В. 1, Асанова Н.А. 1
1Краснодарский Кооперативный Институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современном мире каждое государство имеет своё право. Право разных стран сформулировано на разных языках, использует различную технику и создано для обществ с весьма различными структурами, правилами, верованиями.

Объектом исследования в работе является правовая семья, структура относительно сходных правовых систем различных государств. Предметом же в этом изучении будут конкретные правовые семьи, о классификации которых будет сказано ниже.

Система как философское понятие - это некое целостное явление, состоящее из частей (элементов), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Как целое невозможно без его составляющих, так и отдельные составляющие не могут выполнять самостоятельные функции вне системы.

Система права формируется и функционирует на основе общих объективных закономерностей. Это сложное и развивающееся социальное явление, которое отражает и закрепляет в нормативной форме закономерности общественной жизни.1

Правовая система —это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны. Правовая система - это вся «правовая действительность» данного государства. В этом широком понятии выделяются активные элементы, тесно связанные между собой. Это:

  • собственно, право, как система обязательных норм, выраженных в законе, иных, признаваемых государством источниках

  • правовая идеология

  • активная сторона правосознания

  • судебная (юридическая) практика.

Понятие «правовая система» имеет существенное значение для характеристики права той или иной конкретной страны. Обычно в этом случае говорится о «национальной правовой системе», например, Великобритании, Германии, и т.д.

Различия между правом разных стран значительно уменьшаются, если исходить не из содержания конкретных норм, а из их более постоянных элементов, использованных для создания, толкования, оценки норм. Сами нормы могут быть бесконечно разнообразны, но способы их выработки, систематизации, толкования показывают наличие некоторых типов, которых не так уж много. Поэтому возникла группировка правовых систем в "семьи".

Категория «правовая семья» служит для обозначения группы правовых систем, имеющих сходные юридические признаки, позволяющие говорить об относительном единстве этих систем. Это сходство является результатом их конкретно-исторического и логического развития.

Заслуживает поддержки подход западных компаративистов, отрицающих типологию правовых систем единственно по признаку их классовой сущности. При классификации они используют различные факторы, начиная с этических, расовых, географических, религиозных и заканчивая юридической техникой и стилем права.

Отсюда множество классификаций. Одна из самых популярных — классификация правовых семей, данная Рене Давидом. Она основана на сочетании двух критериев: идеологии, включающую религию, философию, экономические и социальные структуры, и юридической техники, включающие в качестве основной составляющей источники права. Р. Давид выдвинул идею трихотомии - выделения трех основных семей: романо-германской, англо-саксонской, и социалистической. К ним примыкает остальной юридический мир, который получил название «религиозные и традиционные системы».2

Другая классификация была предложена К. Цвайгертом и Г. Котцем. В основу этой классификации положен критерий «правового стиля».

«Стиль права» по мнению авторов, складывается из пяти факторов: происхождение и эволюция правовых систем, своеобразие юридического мышления, специфические правовые институты, природа источников права и способы их толкования, идеологические факторы. На основе этого различаются следующие «правовые круги»: романский, германский, скандинавский, англо-американский, социалистический, право ислама, индуистское право. По существу, получен тот же результат, что и у Р. Давида.

При этом, во всех случаях, не учитывается марксистско-ленинская типология права, в основе которой лежит критерий общественно-экономической формации (рабовладельческое право, феодальное право, буржуазное право, социалистическое право). А.Х. Саидов полает, что только единство глобальной марксистско-ленинской типологии и внутритиповой классификации правовых систем, дает возможность составить целостное представление о правовой карте мира. Он выделяет внутри буржуазного типа права восемь правовых семей: романо-германскую, скандинавскую, латиноамериканскую, правовую семью «общего права», и дальневосточную правовую семью. Они рассматриваются наряду с семьей социалистического права. В пределах социалистической правовой семьи, теперь уже в историческом аспекте, существовали относительно самостоятельные группы: советская правовая система, правовые системы соцстран Европы, правовые системы соцстран Азии, и правовая система республики Куба.3

Теперь рассмотрим более подробно основные правовые семьи. Это: романо-германская; англосаксонская; исламо-иудейская; социалистическая и обычная.

1. Романо-германская правовая система (страны континентальной Европы, включая Россию, и Латинской Америки, Тур­ция, Таиланд, Япония и ряд бывших колоний - Габон, Нигер и др.). Общность происхождения этой системы заключается в том, что до XIII в. в Европе господствовали национальные обычаи германских и славянских народов, затем же развитие рыночных отношений привело к рецепции (заимствованию) и возрожде­нию развитого древнеримского частного права, что и дало на­звание этой системе. Другой особенностью является господство нормативных правовых актов, что позволяет формулировать предельно общие нормы. Такие нормы легко поддаются кодификации, отчего многие отрасли права имеют кодифицирован­ные законы (хотя, например, в Финляндии издают отдельные законы, и лишь в 1999 г. принята целостная Конституция). Стиль мышления юристов здесь носит дедуктивный характер - от общей нормы к отдельному случаю.

2. Англосаксонская правовая система (Великобритания, Ирландия, США, Канада, Австралия и ряд бывших колоний - Ин­дия, Сингапур, страны Океании, Нигерия, Гана, Либерия и др.). В то время как остальная Европа заимствовала римское право, в Англии на смену национальных обычаев пришли национальные же судебные прецеденты, ставшие здесь господствующим ис­точником права. Но следует помнить, что прецедентами явля­ются лишь решения высших судов, в Великобритании, напри­мер, Палаты лордов, Апелляционного и Высокого судов; в дан­ных решениях источником права считается только заключение по делу и аргументация. Конечно, и в этих странах имеется за­конное (статутное) право, но законы начинают действовать только после того, как «обрастут» прецедентами.

Таким образом, англосаксонская система формировалась не рационально и систематизировано, но эволюционно, через накопление отдель­ных решений. Стиль мышления юристов здесь индуктивный, от частного случая.

3. Исламо-иудейская правовая система (ряд исламских стран и Израиль). Это религиозная по своему происхождению система, и в силу большой общности ислама и иудаизма можно гово­рить о единой семье. Исторически здесь, в отличие, например, от христианских государств, не было деления права на светское и церковное (каноническое); все право считается религиозным. Все поступки подразделяются на обязательные, рекомендуемые, не рекомендуемые и запрещенные. Основным источником права является правовая доктрина, т. к. судебные дела решались не на основе священных текстов, а посредством юридических сочинений (правители не имели права на правотворчество). Хотя, конечно, Коран или Тора рассматриваются в качестве своего рода конституции; такова официальная позиция в Ливии или позиция религиозных партий в Израиле, не позволяющих принять конституцию страны.4

4. Социалистическая правовая система (Вьетнам, Китай, КНДР, Куба, Лаос). Для этой системы, возникшей в советской России, характерны коммунистические идеи о постепенном от­мирании права, в переходный же период его сохранения - почти полная замена частного права публичным, т.е. господство метода юридической централизации. Основным источником права, как и в романо-германской системе, является нормативный пра­вовой акт, но без строгой иерархии законов и подзаконных актов. В странах этой системы наблюдается сращивание партий­ных органов с государственными.

5. Обычная правовая система (Мадагаскар, Папуа-Новая Гвинея). Для этой системы характерно продолжение господства правовых обычаев. Принимаемые законы повторяют нормы обычаев либо не работают из-за неприятия их традиционным правосознанием. Именно в двух названных странах применение обычаев наиболее легализовано, хотя они играют важную роль и в ряде иных стран.

В заключение следует отметить, что в современном мире правовые системы широко влияют друг на друга: в англосаксонской, исламо-иудейской и обычной системах растет число законов; в странах романо-германской системы усиливается роль материалов судебной практики; в социалистических странах становится все шире область частного права.

Список используемой литературы

1)Алексеев С. С. «Государство и право. Начальный курс».-М. 2009 г.

2) Лазарев В.В. "Общая теория права и государства"., Москва 1994 г. 3) Давид Р. «Основные правовые системы современности». - М., 1988.

4) Сюкияйнен А.Р. "Мусульманское право"., Москва 1986 г.

1 Лазарев В.В. "Общая теория права и государства"., Москва 1994 г. [с.11]

2 Давид Р. «Основные правовые системы современности». - М., 1988. [с.67]

3 Алексеев С. С. «Государство и право. Начальный курс».-М. 2009 г. [с. 48]

4 Сюкияйнен А.Р. "Мусульманское право"., Москва 1986 г. [с.39]

Просмотров работы: 2424