Интернет-банкинг представляет собой комплекс средств дистанционного банковского обслуживания, которое осуществляется в любое время и в любом месте, где есть доступ в Интернет. Иначе говоря, интернет-банкинг — это автоматизированный виртуальный операционный зал обыкновенного банка. Любой пользователь имеющий выход в Интернет, может, не вставая с дивана, воспользоваться теми же услугами, что и в банке.
Появление интернет-банкинга — это, без сомнений, достижение и определенный скачок в развитии банковской сферы, ведь с его возникновением связь между клиентом и банком стала более оперативной. Кроме того, значительно обострилась конкуренция между банками, что способствует совершенствованию банковского обслуживания.
Возможности интернет-банкинга позволяют:
отправлять в банк все виды финансовых документов;
получать выписки и документы по всем счетам в банке за любой период времени;
отслеживать все этапы обработки платежных документов в банке в режиме реального времени;
оперативно получать сообщения об ошибках;
работать в одном интерфейсе со счетами в разных банках;
осуществлять просмотр и печать входящих и исходящих платежных документов.
Первые проекты, связанные с управлением банковскими счетами через персональные компьютеры, были реализованы западными банками еще в 1980-х гг. Вкладчикам предоставили возможность проверять свои счета, связываясь с компьютером банка по телефону (данная услуга получила название Home banking). Распространение Интернета позволило ведущим банкам мира внедрить системы доступа к информации, а затем — и операциям со счетами. В 1995 г. в США был создан первый в мире виртуальный банк — Security First Network Bank. Главной причиной создания данного банка послужило то, что в США существовало ограничение на открытие банками филиалов в других штатах. Однако люди с недоверием отнеслись к подобному новшеству, и данный проект потерпел фиаско. Такая ситуация обошла стороной BankofAmerica, который к 2001 г. Стал первым банком, предоставляющим услуги интернет-банкинга, чья база пользователей этим сервисом достигла 2 миллионов человек. В этот период наблюдался повышенный интерес со стороны клиентов к интернет-банкингу.
В России банковские платежи посредством Интернета впервые появились в конце 90-х годов. В 1998 году Автобанк запустил первый в нашей стране интернет-банкинг – систему «Интернет Сервис Банк», с которой и началось активное проникновение банковских интернет-технологий на рынок финансовых услуг. По расчетам Всемирного банка, в 2010 году число пользователей интернет-банкинга превысило 300 млн.
На ряду с системой «Интернет Сервис Банк» появилась и услуга «Телебанк», запущенная Гута-Банком в 1997 г. Она позволяла клиентам управлять своим счетом по телефону.
В США же подобное практиковалось уже в 80-х гг. Однако темпы развития интернет-банкинга у нас довольно высоки. Это связано, в первую очередь, с развитием банковской сферы в целом, а также с широким распространением высокоскоростного Интернета. В последние годы интернет-банкинг в России пользуется большей популярностью. Так, в 2015 г. его аудитория в нашей стране достигла 23 миллионов пользователей.
Аналитическое агентство Markswebb Bank and Report проводит ежегодные исследования эффективности российских сервисов интернет-банкинга для частных лиц.
Исследование фиксирует два основных параметра эффективности: 1. Функциональность — возможности управления собственными финансами клиента, 2. Удобство пользования — простота и понятность совершения операций в интернет-банке.
Во всех банках, участвующих в исследовании:
производится выпуск банковских карт, подключение интернет-банкинга, проведение тестовых операций по карте и через интернет-банк;
производится кабинетное обследование интернет-банка по чек-листу из более 200 критериев, отражающих наличие функциональных возможностей (отображение информации по продуктам клиента, возможности совершения платежей и переводов, заказ и управление новыми продуктами и т.д.) и удобство интерфейсов;
производится юзабилити-тестирование интернет-банков по серии типовых задач с привлечением респондентов (реальных пользователей российских интернет-банков).
Для рейтингования отобраны 32 российских интернет-банка. Но каждый год одни банки заменяют другие, не пройдя исследования.
Для примера, в таблицах 1 и 2, представлены данные за 2015 и 2016 годы.
Таблица 1
Рейтинг эффективности интернет-банков для частных лиц за 2015г.
Позиция в рейтинге* |
Интернет-банк |
Оценка** |
1 (1) |
Тинькофф Банк |
76 (7,7 / 4) |
2 (3) |
Промсвязьбанк |
68,5 (6,7 / 3,8) |
3 (5) |
Альфа-Банк |
66,1 (6,2 / 3,8) |
4 (10) |
Сбербанк России |
65,2 (5,7 / 3,9) |
5 (13) |
Банк Русский Стандарт |
63,5 (6,2 / 3,6) |
6 (7) |
Банк Санкт-Петербург |
62,9 (7 / 3,2) |
7 (25) |
Банк Москвы |
61,6 (5,5 / 3,7) |
8 (6) |
Пробизнесбанк (ФГ Лайф) |
60,7 (6,6 / 3,2) |
9 (4) |
Связной Банк |
60 (4,8 / 3,8) |
10 (2) |
Московский Кредитный Банк |
59,3 (5,6 / 3,5) |
11 (15) |
Банк Уралсиб |
58,5 (4,4 / 3,8) |
12 (18) |
Банк Открытие |
55,7 (5,1 / 3,4) |
13 (-) |
Банк Авангард |
54,9 (6,5 / 2,7) |
14 (-) |
Интерактивный Банк |
54,3 (6,7 / 2,5) |
15 (18) |
МТС Банк |
53,5 (5,2 / 3,2) |
16 (12) |
ВТБ24 |
53 (4,8 / 3,3) |
17 (25) |
Райффайзенбанк |
51,6 (4,5 / 3,3) |
18-19 (-) |
Соверен Банк |
51,4 (4,1 / 3,4) |
18-19 (9) |
УБРиР |
51,4 (5,5 / 2,9) |
20 (14) |
Хоум Кредит Банк |
50,2 (4,5 / 3,2) |
21 (-) |
Бинбанк |
50 (5 / 3) |
22 (28) |
Росбанк |
47,1 (4,1 / 3,1) |
23 (15) |
Восточный Экспресс |
46,7 (4 / 3,1) |
24 (21) |
ОТП Банк |
46,5 (3,6 / 3,2) |
25 (-) |
Ситибанк |
45,9 (4,9 / 2,7) |
26-28 (22) |
ЮниКредит Банк |
45,3 (4,3 / 2,9) |
26-28 (17) |
МДМ Банк |
45,3 (4 / 3) |
26-28 (-) |
Совкомбанк |
45,3 (4 / 3) |
29 (32) |
Ренессанс Кредит |
41,6 (2,1 / 3,2) |
30 (31) |
Газпромбанк |
39,9 (3,4 / 2,8) |
31 (27) |
Банк Траст |
37,2 (3,1 / 2,7) |
32 (-) |
Кредит Европа Банк |
35 (3,5 / 2,4) |
Таблица 2
Рейтинг эффективности интернет-банков для частных лиц за 2016г.
Позиция в рейтинге |
Банк |
Оценка |
1 |
Промсвязьбанк |
79,8 (8,2 / 4,1) |
2 |
Тинькофф Банк |
79,5 (7,9 / 4,2) |
3 |
Альфа-Банк |
78,3 (7,9 / 4,1) |
4 |
Запсибкомбанк |
72,5 (7,5 / 3,8) |
5 |
МДМ Банк |
69,7 (6,4 / 4) |
6 |
Банк Санкт-Петербург |
68,5 (7,4 / 3,5) |
7 |
Банк Москвы |
67,5 (6,5 / 3,8) |
8 |
Московский Кредитный Банк |
64,3 (6,6 / 3,5) |
9 |
Банк Траст |
63,9 (6 / 3,7) |
10 |
Банк Русский Стандарт |
63,8 (6,5 / 3,5) |
11 |
УБРиР |
63,6 (6,7 / 3,4) |
12 |
Сбербанк России |
62,5 (6 / 3,6) |
13 |
Банк Уралсиб |
61,1 (5,4 / 3,7) |
14 |
АК Барс |
57,1 (5,4 / 3,4) |
15 |
ВТБ 24 |
56,8 (5,6 / 3,3) |
16 |
Банк Открытие |
56,1 (5,2 / 3,4) |
17 |
СМП Банк |
55,8 (5,4 / 3,3) |
18 |
Восточный Банк |
55,3 (4,7 / 3,5) |
19 |
Хоум Кредит Банк |
54,3 (5,1 / 3,3) |
20 |
Банк Авангард |
54,2 (6,2 / 2,8) |
21 |
МТС Банк |
53,5 (5,2 / 3,2) |
22 |
БинБанк |
53,1 (5,6 / 3) |
23 |
ОТП Банк |
51,4 (3,7 / 3,5) |
24 |
Банк Казани |
51 (5,2 / 3) |
25 |
ЮниКредит Банк |
50,8 (5,6 / 2,8) |
26 |
Райффайзенбанк |
50 (5 / 3) |
27 |
Русский Трастовый Банк |
49,8 (4,4 / 3,2) |
28 |
Ситибанк |
49,5 (4,9 / 3) |
29-30 |
Банк Возрождение |
48 (3,6 / 3,3) |
Росбанк |
48 (4,3 / 3,1) |
|
ЦТБ*** |
47,3 (4,7 / 2,9) |
|
31 |
Россельхозбанк |
46,6 (4,3 / 3) |
32 |
Интерпрогрессбанк |
41,6 (3,8 / 2,8) |
33 |
Ренессанс Кредит |
41,4 (2 / 3,2) |
34 |
Газпромбанк |
39,5 (3,9 / 2,6) |
35 |
Кредит Европа Банк |
36,8 (3,6 / 2,5) |
На основе проведенных исследований можно сделать следующие выводы. 64,5%, или 35,3 млн российских интернет-пользователей в возрасте от 18 до 64 лет пользуются интернет-банкингом для частных лиц. В городах с населением от 100 тысяч человек интернет-банкингом пользуются 68,2% (22,9 млн человек), что на 2% меньше, чем в 2015 году. Для сравнения, за 2015 год количество пользователей интернет-банкинга увеличилось на 51% по сравнению с показателями 2014 года.
Первая десятка рейтинга интернет-банков за год поменялась незначительно – вместо выбывших из рейтинга в связи с потерей лицензии Связного Банка и Пробизнесбанка, а также Сбербанка России в первую десятку вошли новые интернет-банки Запсибкомбанка, Банка Траст МДМ Банка.
Наиболее эффективными интернет-банками с точки зрения наличия функций и удобства интерфейсов по результатам исследования были признаны интернет-банки Промсвязьбанка, Тинькофф Банка, Альфа-Банка, Запсибкомбанка и МДМ банка. Промсвязьбанк за счет запуска новой версии интернет-банка с обновленным интерфейсом и новыми функциями улучшил оценки по функциональности и удобству пользования, опередив интернет-банк Тинькофф Банка, который занимал первую строчку рейтинга предыдущие два года.
Лучшие российские интернет-банки предлагают пользователям широкие возможности оплаты различных услуг и штрафов, внутрибанковских и внебанковских переводов, открытия вкладов, заказа карт и других банковских продуктов онлайн, возможности для анализа персональных расходов и удобный интерфейс для совершения разовых и повторяющихся операций.
Хорошие результаты после запусков новых версий интернет-банков показали Запсибкомбанк (занял 4-е место, ранее в исследовании не участвовал), МДМ Банк (переместился с 26-го места на 5-е) и Банк Траст (переместился с 31-го места на 9-е).
Литература:
Конструктор успеха. [Электронный ресурс] / Интернет-банкинг. — Режим доступа: http://constructorus.ru / finansy / internet-banking-v-rossii. html
ПИЭ. Wiki. Прикладная информатика в экономике. [Электронный ресурс] / Интернет-банкинг. — Режим доступа: http://wiki.mvtom.ru / index. php / Интернет-банкин.
Рамзаев, М. SecurityFirstNetworkBank / М. Рамзаев [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.citycor.ru / e-fin /i-bank / i-bank5. htm.
Internet Banking Rank 2016. [Электронный ресурс] /http://markswebb.ru/e-finance/internet-banking-rank-2016/
Интернет-банкинг за рубежом. [Электронный ресурс] /http://studbooks.net/1248776/bankovskoe_delo/internet_banking_rubezho
Интернет-банкинг. [Электронный ресурс] /http://constructorus.ru/finansy/internet-banking-v-rossii.html
9