ИНТЕРНЕТ-БАНКИНГ – ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОСТИ БАНКА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИНТЕРНЕТ-БАНКИНГ – ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОСТИ БАНКА

Магомедова М.М. 1
1Дагестанский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современные информационные технологии год за годом растут в ускоренном темпе. И они затрагивают практически все сферы жизнедеятельности человечества, не осталась на стороне и сфера банковского обслуживания.

Интернет-банкинг представляет собой комплекс средств дистанционного банковского обслуживания, которое осуществляется в любое время и в любом месте, где есть доступ в Интернет. Иначе говоря, интернет-банкинг — это автоматизированный виртуальный операционный зал обыкновенного банка. Любой пользователь имеющий выход в Интернет, может, не вставая с дивана, воспользоваться теми же услугами, что и в банке.

Появление интернет-банкинга — это, без сомнений, достижение и определенный скачок в развитии банковской сферы, ведь с его возникновением связь между клиентом и банком стала более оперативной. Кроме того, значительно обострилась конкуренция между банками, что способствует совершенствованию банковского обслуживания.

Возможности интернет-банкинга позволяют:

  • отправлять в банк все виды финансовых документов;

  • получать выписки и документы по всем счетам в банке за любой период времени;

  • отслеживать все этапы обработки платежных документов в банке в режиме реального времени;

  • оперативно получать сообщения об ошибках;

  • работать в одном интерфейсе со счетами в разных банках;

  • осуществлять просмотр и печать входящих и исходящих платежных документов.

Первые проекты, связанные с управлением банковскими счетами через персональные компьютеры, были реализованы западными банками еще в 1980-х гг. Вкладчикам предоставили возможность проверять свои счета, связываясь с компьютером банка по телефону (данная услуга получила название Home banking). Распространение Интернета позволило ведущим банкам мира внедрить системы доступа к информации, а затем — и операциям со счетами. В 1995 г. в США был создан первый в мире виртуальный банк — Security First Network Bank. Главной причиной создания данного банка послужило то, что в США существовало ограничение на открытие банками филиалов в других штатах. Однако люди с недоверием отнеслись к подобному новшеству, и данный проект потерпел фиаско. Такая ситуация обошла стороной BankofAmerica, который к 2001 г. Стал первым банком, предоставляющим услуги интернет-банкинга, чья база пользователей этим сервисом достигла 2 миллионов человек. В этот период наблюдался повышенный интерес со стороны клиентов к интернет-банкингу.

В России банковские платежи посредством Интернета впервые появились в конце 90-х годов. В 1998 году Автобанк запустил первый в нашей стране интернет-банкинг – систему «Интернет Сервис Банк», с которой и началось активное проникновение банковских интернет-технологий на рынок финансовых услуг. По расчетам Всемирного банка, в 2010 году число пользователей интернет-банкинга превысило 300 млн.

На ряду с системой «Интернет Сервис Банк» появилась и услуга «Телебанк», запущенная Гута-Банком в 1997 г. Она позволяла клиентам управлять своим счетом по телефону.

В США же подобное практиковалось уже в 80-х гг. Однако темпы развития интернет-банкинга у нас довольно высоки. Это связано, в первую очередь, с развитием банковской сферы в целом, а также с широким распространением высокоскоростного Интернета. В последние годы интернет-банкинг в России пользуется большей популярностью. Так, в 2015 г. его аудитория в нашей стране достигла 23 миллионов пользователей.

Аналитическое агентство Markswebb Bank and Report проводит ежегодные исследования эффективности российских сервисов интернет-банкинга для частных лиц.

Исследование фиксирует два основных параметра эффективности: 1. Функциональность — возможности управления собственными финансами клиента, 2. Удобство пользования — простота и понятность совершения операций в интернет-банке.

Во всех банках, участвующих в исследовании:

  • производится выпуск банковских карт, подключение интернет-банкинга, проведение тестовых операций по карте и через интернет-банк;

  • производится кабинетное обследование интернет-банка по чек-листу из более 200 критериев, отражающих наличие функциональных возможностей (отображение информации по продуктам клиента, возможности совершения платежей и переводов, заказ и управление новыми продуктами и т.д.) и удобство интерфейсов;

  • производится юзабилити-тестирование интернет-банков по серии типовых задач с привлечением респондентов (реальных пользователей российских интернет-банков).

Для рейтингования отобраны 32 российских интернет-банка. Но каждый год одни банки заменяют другие, не пройдя исследования.

Для примера, в таблицах 1 и 2, представлены данные за 2015 и 2016 годы.

Таблица 1

Рейтинг эффективности интернет-банков для частных лиц за 2015г.

Позиция в рейтинге*

Интернет-банк

Оценка**

1 (1)

Тинькофф Банк

76 (7,7 / 4)

2 (3)

Промсвязьбанк

68,5 (6,7 / 3,8)

3 (5)

Альфа-Банк

66,1 (6,2 / 3,8)

4 (10)

Сбербанк России

65,2 (5,7 / 3,9)

5 (13)

Банк Русский Стандарт

63,5 (6,2 / 3,6)

6 (7)

Банк Санкт-Петербург

62,9 (7 / 3,2)

7 (25)

Банк Москвы

61,6 (5,5 / 3,7)

8 (6)

Пробизнесбанк (ФГ Лайф)

60,7 (6,6 / 3,2)

9 (4)

Связной Банк

60 (4,8 / 3,8)

10 (2)

Московский Кредитный Банк

59,3 (5,6 / 3,5)

11 (15)

Банк Уралсиб

58,5 (4,4 / 3,8)

12 (18)

Банк Открытие

55,7 (5,1 / 3,4)

13 (-)

Банк Авангард

54,9 (6,5 / 2,7)

14 (-)

Интерактивный Банк

54,3 (6,7 / 2,5)

15 (18)

МТС Банк

53,5 (5,2 / 3,2)

16 (12)

ВТБ24

53 (4,8 / 3,3)

17 (25)

Райффайзенбанк

51,6 (4,5 / 3,3)

18-19 (-)

Соверен Банк

51,4 (4,1 / 3,4)

18-19 (9)

УБРиР

51,4 (5,5 / 2,9)

20 (14)

Хоум Кредит Банк

50,2 (4,5 / 3,2)

21 (-)

Бинбанк

50 (5 / 3)

22 (28)

Росбанк

47,1 (4,1 / 3,1)

23 (15)

Восточный Экспресс

46,7 (4 / 3,1)

24 (21)

ОТП Банк

46,5 (3,6 / 3,2)

25 (-)

Ситибанк

45,9 (4,9 / 2,7)

26-28 (22)

ЮниКредит Банк

45,3 (4,3 / 2,9)

26-28 (17)

МДМ Банк

45,3 (4 / 3)

26-28 (-)

Совкомбанк

45,3 (4 / 3)

29 (32)

Ренессанс Кредит

41,6 (2,1 / 3,2)

30 (31)

Газпромбанк

39,9 (3,4 / 2,8)

31 (27)

Банк Траст

37,2 (3,1 / 2,7)

32 (-)

Кредит Европа Банк

35 (3,5 / 2,4)

Таблица 2

Рейтинг эффективности интернет-банков для частных лиц за 2016г.

Позиция в рейтинге

Банк

Оценка

1

Промсвязьбанк

79,8 (8,2 / 4,1)

2

Тинькофф Банк

79,5 (7,9 / 4,2)

3

Альфа-Банк

78,3 (7,9 / 4,1)

4

Запсибкомбанк

72,5 (7,5 / 3,8)

5

МДМ Банк

69,7 (6,4 / 4)

6

Банк Санкт-Петербург

68,5 (7,4 / 3,5)

7

Банк Москвы

67,5 (6,5 / 3,8)

8

Московский Кредитный Банк

64,3 (6,6 / 3,5)

9

Банк Траст

63,9 (6 / 3,7)

10

Банк Русский Стандарт

63,8 (6,5 / 3,5)

11

УБРиР

63,6 (6,7 / 3,4)

12

Сбербанк России

62,5 (6 / 3,6)

13

Банк Уралсиб

61,1 (5,4 / 3,7)

14

АК Барс

57,1 (5,4 / 3,4)

15

ВТБ 24

56,8 (5,6 / 3,3)

16

Банк Открытие

56,1 (5,2 / 3,4)

17

СМП Банк

55,8 (5,4 / 3,3)

18

Восточный Банк

55,3 (4,7 / 3,5)

19

Хоум Кредит Банк

54,3 (5,1 / 3,3)

20

Банк Авангард

54,2 (6,2 / 2,8)

21

МТС Банк

53,5 (5,2 / 3,2)

22

БинБанк

53,1 (5,6 / 3)

23

ОТП Банк

51,4 (3,7 / 3,5)

24

Банк Казани

51 (5,2 / 3)

25

ЮниКредит Банк

50,8 (5,6 / 2,8)

26

Райффайзенбанк

50 (5 / 3)

27

Русский Трастовый Банк

49,8 (4,4 / 3,2)

28

Ситибанк

49,5 (4,9 / 3)

29-30

Банк Возрождение

48 (3,6 / 3,3)

Росбанк

48 (4,3 / 3,1)

 

ЦТБ***

47,3 (4,7 / 2,9)

31

Россельхозбанк

46,6 (4,3 / 3)

32

Интерпрогрессбанк

41,6 (3,8 / 2,8)

33

Ренессанс Кредит

41,4 (2 / 3,2)

34

Газпромбанк

39,5 (3,9 / 2,6)

35

Кредит Европа Банк

36,8 (3,6 / 2,5)

На основе проведенных исследований можно сделать следующие выводы. 64,5%, или 35,3 млн российских интернет-пользователей в возрасте от 18 до 64 лет пользуются интернет-банкингом для частных лиц. В городах с населением от 100 тысяч человек интернет-банкингом пользуются 68,2% (22,9 млн человек), что на 2% меньше, чем в 2015 году. Для сравнения, за 2015 год количество пользователей интернет-банкинга увеличилось на 51% по сравнению с показателями 2014 года.

Первая десятка рейтинга интернет-банков за год поменялась незначительно – вместо выбывших из рейтинга в связи с потерей лицензии Связного Банка и Пробизнесбанка, а также Сбербанка России в первую десятку вошли новые интернет-банки Запсибкомбанка, Банка Траст МДМ Банка.

Наиболее эффективными интернет-банками с точки зрения наличия функций и удобства интерфейсов по результатам исследования были признаны интернет-банки Промсвязьбанка, Тинькофф Банка, Альфа-Банка, Запсибкомбанка и МДМ банка. Промсвязьбанк за счет запуска новой версии интернет-банка с обновленным интерфейсом и новыми функциями улучшил оценки по функциональности и удобству пользования, опередив интернет-банк Тинькофф Банка, который занимал первую строчку рейтинга предыдущие два года.

Лучшие российские интернет-банки предлагают пользователям широкие возможности оплаты различных услуг и штрафов, внутрибанковских и внебанковских переводов, открытия вкладов, заказа карт и других банковских продуктов онлайн, возможности для анализа персональных расходов и удобный интерфейс для совершения разовых и повторяющихся операций.

Хорошие результаты после запусков новых версий интернет-банков показали Запсибкомбанк (занял 4-е место, ранее в исследовании не участвовал), МДМ Банк (переместился с 26-го места на 5-е) и Банк Траст (переместился с 31-го места на 9-е).

Литература:

  1. Конструктор успеха. [Электронный ресурс] / Интернет-банкинг. — Режим доступа: http://constructorus.ru / finansy / internet-banking-v-rossii. html

  2. ПИЭ. Wiki. Прикладная информатика в экономике. [Электронный ресурс] / Интернет-банкинг. — Режим доступа: http://wiki.mvtom.ru / index. php / Интернет-банкин.

  3. Рамзаев, М. SecurityFirstNetworkBank / М. Рамзаев [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.citycor.ru / e-fin /i-bank / i-bank5. htm.

  4. Internet Banking Rank 2016. [Электронный ресурс] /http://markswebb.ru/e-finance/internet-banking-rank-2016/

  5. Интернет-банкинг за рубежом. [Электронный ресурс] /http://studbooks.net/1248776/bankovskoe_delo/internet_banking_rubezho

  6. Интернет-банкинг. [Электронный ресурс] /http://constructorus.ru/finansy/internet-banking-v-rossii.html

9

Просмотров работы: 7809