МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

Акрамова А.Х. 1
1Елабужский Институт Казанского (Приволжского) Федерального Университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В жизни каждого человека наступает тот момент, когда перед ним возникает одна из самых актуальных проблем – проблема определения дальнейшего жизненного пути. Этот сложный процесс постоянно находятся в поле пристального внимания. Овладение специальными знаниями, трудовыми умениями и навыками является неотъемлемой составляющей достижения отличных результатов в избранной профессии. Но не менее важными факторами считаются особенности личностной, и прежде всего мотивационной сферы человека.

Понятие «мотив» является одним из ключевых понятий в мотивационной сфере. Мотив – это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности, связанное с удовлетворением определенной потребности.

С целью выяснить, чем больше руководствуется молодой человек, выбирая профессию, мы провели исследование, применив методику Р.В. Овчаровой «Мотивы выбора профессии», с помощью которой можно определить ведущий тип мотивации при выборе профессии (внутренние индивидуально значимые, внутренние социально значимые, внешние положительные мотивы, внешние отрицательные мотивы). Текст опросника включает двадцать утверждений, которые характеризуют определенную профессию. Необходимо оценить меру их влияния на выбор профессии. Утверждения оцениваются по пятибалльной шкале.

Согласно результатам проведенного исследования, на 44% из опрошенных студентовсильно повлияли на выбор профессии внутренние индивидуально значимые мотивы. На 50% опрошенных респондентов эти мотивы оказали среднее влияние. Низкое влияние наблюдается у одного человека (6%). К внутренним индивидуально значимым мотивам можно отнести соответствие профессии к своим способностям, физическому и умственному развитию; возможность общения, проявления своих творческих способностей; значимость выбранной профессии для самого человека; удовлетворение, принесенное работой.

Социально внутренние значимые мотивы на 33% студентов оказали сильное влияние. У 67% студентов наблюдается среднее влияние внутренних социально значимых мотивов при выборе профессии. Низкого влияния не выявлено. Для студентов является важным возможность принести своим трудом пользу обществу, достигнуть хороших результатов.

Положительные внешние мотивы при выборе профессии на 17% из опрошенных студентов оказали сильное влияние, у 83% студентов наблюдается среднее влияние. К данным мотивам относится возможность продвижения по службе, материальное стимулирование, желание иметь престижную работу, возможность использовать профессиональное умения вне работы, также местоположение места учебы и работы.

Внешние отрицательные мотивы при выборе профессии на большинство из опрошенных (89%) оказали среднее влияние. Высокое и низкое влияние наблюдается у двух студентов (по 5,5 %). При выборе профессии студенты отметили такие факторы, как боязнь осуждения и критики, давление со стороны (например, родителей, друзей). Также для кого-то выбор своей профессией был единственно возможной в сложившихся обстоятельствах.

Делая вывод, необходимо отметить, что наиболее сильное влияние на выбор профессии оказывают внутренние мотивы. Внутренние мотивы вырастают из человеческих потребностей. Следовательно, на их основе человек трудиться без какого-либо давления, получает от процесса только удовольствие. Это, конечно, выражается и на уровне производительности, удовлетворенности трудом и своей профессией. Внешние мотивы в основном оказали среднее влияние.

Список литературы:

  1. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Л.М. Митина, Ю.А.Кореляков, Г.В. Шавырина и др.; Под ред. Л.М. Митиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 336 с.

  2. Батаршев А.В. Учебно-профессиональная мотивация молодежи: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 192 с.

Просмотров работы: 1410