ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

Дюмеева Г.И. 1, Бильданова В.Р. 1
1Елабужский Институт Казанского (Приволжского) Федерального Университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Учитель – это нечто большее, чем просто профессия. Ведь от работы учителя зависит не только знания детей, их успехи в учебе и дальнейший жизненный путь. Теоретики психологической службы в образовании считают эту проблему достаточно актуальной. Огромное воспитательное влияние оказывает учитель своей личностью.

Результаты психологических исследований помогают будущим учителям быстрее ориентироваться в различных ситуациях, формировать профессиональную готовность к будущей профессиональной деятельности. В структуре личности учителя особая роль принадлежит профессионально педагогической направленности. Она является тем ядром, вокруг которого компонуются основные профессионально значимые свойства личности учителя. Под ней принято понимать систему целей и установок, стремлений и эмоциональных реакций, идеалов и убеждений человека [1, с. 30].

Целью нашего исследования является выявление значимости некоторых аспектов педагогической деятельности, его потребностей в общении, его поведения [2]. Нами было проведено тестирование в двух группах третьего курса, обучающихся по направлению «Педагогическое образование». В опросе приняли участие 40 студентов. Для наглядности полученные результаты представим в виде таблицы и в процентном соотношении.

Таблица

Выраженность профессиональной направленности студентов

Виды направленности

Группа 1 (%)

Группа 2 (%)

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

Организованность

32

59

9

44

39

17

Направленность

9

55

36

22

56

22

Коммуникатор

23

68

9

22

50

28

Мотивация одобрения

32

68

0

44

39

17

Интеллигентность

27

45

27

39

44

17

Исходя из результатов, представленных в таблице, можно сделать следующие выводы:

По шкале организованность более высокий уровень более выражен в группе 2 (44%). Средний уровень организованности более выражен у студентов 1 группы. Профессиональная направленность учителя включает интерес к профессии учителя, педагогические призвание, профессионально – педагогические намерения и склонности. Мы выявили, что показатели у 2 группы также выше (22%), чем у группы 1. Это говорит о том, что студенты второй группы более направлены на освоение своей будущей профессии. Коммуникативные способности у большинства студентов хорошо развиты, и имеют примерно одинаковый уровень. Структуру личности типа «коммуникатор» составляют такие качества, как общительность, доброта, внешняя привлекательность, высокая нравственность. Сюда же могут быть отнесены эмоциональность и пластичность поведения, имеющие тесные связи с этими качествами [3]. Мотивации одобрения – стремление заслужить одобрение значимых окружающих людей. По данной шкале «высокий уровень» больше у второй группы (44%). Но низкий уровень в первой группе отсутствует, во второй группе низкий уровень имеют 17% студентов. Тип «интеллигент» характеризуется высоким интеллектом, общей культурой и безусловной нравственностью. Данное качество, по сути дела, выступает как связующее звено между этими типами. Высокий уровень также больше во второй группе. Средний уровень выражен примерно одинаково. Независимо от полученного уровня, студентам надо рекомендовать повышать свой интеллектуальный и нравственный уровень.

Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что профессиональная направленность у студентов группы 2 более выражена, чем в группе 1. Большинство опрошенных студентов имеют средний и высокий уровень выраженности профессиональной направленности будущего учителя. Мы надеемся, что это тестирование в дальнейшем поможет студентам корректировать свои навыки, умения, мотивацию учения и свою профессиональную направленность.

Список литературы

  1. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 576 с.

  2. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. - М. Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 1997. – 494 с.

  3. http://studme.org/46516/pedagogika/tipy_uchiteley (дата обращения 13.10.2016).

Просмотров работы: 355