Несмотря на это еще в течении нескольких сотен лет математики пытались привыкнуть к этим новым «мнимым» числам, порой предпринимая попытки избавиться от них. И только с XIX века, после публикации Карлом Фридрихом Гауссом (1777–1855) своих работ, написанных в доказательство основной теоремы алгебры, комплексные числа прижились в науке.
Комплексные числа – один из разделов курса математического анализа более всего подходящий для профессиональной направленности инженеров-бакалавров по направлению подготовки «Информатика и вычислительная техника», а также «Электроэнергетика и электротехника». При изучении комплексных чисел нужно учитывать применение знаний математики в специальных и общетехнических дисциплинах, в частности электротехнике. Использование комплексных чисел дает инженерам возможность пользоваться законами, формулами и методами расчетов, применяющиеся в цепях постоянного тока, для проведения расчетов цепей переменного тока, упрощать различные расчеты, заменив векторно-графическое решение алгебраическими методами, рассчитывать сложные цепи, которые невозможно решить иным путем, упрощать расчеты цепей переменного и постоянного токов.
Вовремя расчетах цепей приходится проводить математические действия с комплексными числами, поэтому студенты инженерных направлений должны уметь выполнять следующие операции:
1) переводить комплексное число из начальной формы в необходимую;
2) находить аргумент и модуль комплексного числа и комплексное число по модулю и аргументу;
3) производить основные арифметические действия с комплексными числами.
Кроме того, очень важно уметь строить вектор и кривую исходя из уравнения синусоиды, вектор по комплексному числу, определять комплексное число по вектору и уравнению, уравнение по комплексному числу.
Подавляющее количество электроустановок работает на переменном токе, который изменяется по синусоидальному закону. Этим можно объяснить, почему в электротехнике тематике «Переменный ток» уделено наиважнейшее внимание.
Термином комплексного числа (далее в тексте - КЧ) пользуются для обозначения выражений вида: , в которых индекс «ċ» используется для обозначения КЧ, а «а» и «b» отображают действительную и мнимую части. Значение «j» обозначает мнимую единицу и равно
В английском языке словом Real принято характеризовать действительность, а термином Imaginary - мнимые свойства. От этих слов были созданы обозначения Re и Im, которые используются для выражения величин «а» и «b» следующим способом:
Для геометрического отображения КЧ в векторной форме применяется комплексная плоскость. У нее горизонтальная ось помечается знаком +1, а вертикальная – символом +j. Термин действительной (реже вещественной) части используется для наименования горизонтальной оси, а для вертикальной - мнимой.
Обе составляющие (действительная и мнимая) КЧ являются прямоугольными проекциями вектора на соответствующие оси.
В представленном графике значение именуется модулем КЧ и равно длине вектора. Другим параметром, определяющим положение радиус-вектора, является его угол поворота α от оси +1 до текущего положения ċ, считающийся аргументом.
Катеты треугольника представляются через соотношения:
Используя тригонометрическую форму для выражения КЧ можно представить его в виде:
Используя формулу Эйлера , можно получить значение модуля в показательной форме .
В полярной форме выражение имеет вид:
.
Положение единичного вектора можно изобразить на комплексной плоскости:
Мнимая единица имеет свойства:
К КЧ применимо понятие сопряжения. Им называют те числа, которые равны по величине модулей и аргументов, но имеют разные знаки у аргументов.
Из графика видно, что изображенные векторами КЧ симметричны по отношению к горизонтальной оси.
КЧ и математические действия. Для их сложения или вычитания делается запись в алгебраическом выражении:
В этом соотношении отдельно суммируются мнимые и вещественные составляющие: .
Данные алгебраические сложения чисел выражают выполнение сложения соответствующих им векторов.
Выполняя сложение сопряженных чисел можно заметить, что их сумма выражается удвоенным значением вещественной составляющей:
.
Выражения КЧ в показательной форме удобны для выполнения умножения или деления. При этом у них модули перемножают или делят, значения аргументов складывают либо вычитают.
.
В выражении .
Нетрудно заметить, что при действии умножения длина вектора увеличивается в величину с2, а аргумент - на значение а2. При представлении КЧ векторами соблюдается закономерность: для умножения вектора на КЧ вида aеjα достаточно растянуть вектор ва раз и довернуть на угол α.
Для вычисления произведения сопряженных чисел достаточно взять квадрат их модуля:
.
Для перемножения и деления КЧ при определенных условиях удобно пользоваться их алгебраическим выражением. В таком виде действия проводятся по законам умножения многочленов и учете значения j2=-1.
.
Для деления чисел достаточно избавиться от значения j в выражении знаменателя методом перемножения знаменателя и числителя на одно и то же выражение сопряженного знаменателя:
Графики построенных векторных диаграмм могут иметь изображение:
Для выражения значения тока с синусоидальной формой пользуются соотношением , которым изображают на комплексной плоскости вектор с длиной и углом наклона ψ к горизонту. Его выражение считают комплексной амплитудой для тока. представляют графиком:
Чтобы получить действующую величину для тока требуется комплексную амплитуду разделить на .
.
В электротехнике заглавные буквы с расположенными над ними точками (E, U, I) используются для обозначения КЧ, выражающих синусоидальные зависимости от времени ЭДС, напряжения и тока.
Обозначение комплексной проводимости и сопротивления делается прописными буквами Y и Z, для показа их модулей используется строчное написание у и z. Обозначение комплексной мощности выполняется символом S со значком тильда «҇» над ним.
Список литературы
Литвин Д. Б., Гулай Т. А., Долгополова А. Ф. Коррекция динамического диапазона статистических данных // Статистика вчера, сегодня, завтра : Междунар. науч.-практ. конф., посвященная 155-летию образования Ставропольского губернского комитета статистики, 150-летию образования в России Центрального статистического комитета и Международному году статистики. 2013. С. 148–152.
Долгополова А. Ф., Гулай Т. А., Литвин Д.Б .Финансовая математика в инвестиционном проектировании (учебное пособие) // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 8–2. С. 178–179.
Гулай Т. А., Невидомская И. А., Мелешко С. В. Анализ и оценка приоритетности разделов дисциплины «Математический анализ» изучаемой студентами инженерных направлений // European Social Science Journal. 2013. № 8–2 (35). С. 109–115.
Герасимов А. Н., Громов Е. И., Гулай Т. А. Прогноз индикаторов социально-экономического развития Северо-Кавказского Федерального округа // Актуальні проблеми економіки. 2015. Т. 163. № 1. С. 243–253.
Попова С. В., Колодяжная Т. А. Применение алгоритмов при обучении математике в вузе // Моделирование производственных процессов и развитие информационных систем // Даугавпилсский университет, Латвия, Европейский Союз Белорусский государственный университет, Беларусь Днепропетровский университет экономики и права, Украина Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Россия Санкт-Петербургский государственный политехнический университет Северо-Кавказский государственный технический университет Ставропольский государственный университет Ставропольский государственный аграрный университет. 2011. С. 278–281.
Мамаев И. И., Бондаренко В. А., Попова С. В. Методы дифференциального исчисления в математическом моделировании экономических процессов // Моделирование производственных процессов и развитие информационных систем : 2-я Междунар. науч.-практ. конф.. Даугавпиллский университет, Латвия, Европейский союз Белорусский государственный экономический университет, Беларусь Казахский национальный технический университет, Казахстан Северо-Кавказский государственный технический университет, Россия Ставропольский государственный университет, Россия Ставропольский государственный аграрный университет, Россия. 2011. С. 162-164.