ИССЛЕДОВАНИЕ БЕЗРАБОТИЦЫ НА ПРИМЕРЕ ПРИМОРСКОГО КРАЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИССЛЕДОВАНИЕ БЕЗРАБОТИЦЫ НА ПРИМЕРЕ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Гаврикова Д.С. 1, Куликова В.В. 1, Заярная И.А. 1
1Дальневосточный федеральный университет (филиал г. Находка), Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность данной работы сводится к тому, что безработица становится неотъемлемым атрибутом системы рыночной экономики, серьёзно воздействует на результативность хозяйственной деятельности субъектов рыночного хозяйства, на экономическую и социальную жизнь всего общества. Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий. В данной работе мы рассмотрим экономические последствия безработицы, факторы преодоления длительной безработицы, российская система защиты от безработицы.

Экономические последствия безработицы: оценка потерь. Безработица - это один из главных макроэкономических индикаторов, который непосредственно отражает текущее состояние экономики страны.

Первое, к чему приводит безработица, — это недостижение потенциального уровня ВВП, т.е. недосоздание продукции (ситуация когда фактическая безработица больше естественной, возникает избыточная безработица). Рост уровня безработицы приводит к снижению доходов населения, а следовательно и снижению покупательской способности. Вследствие падения внутреннего спроса на товары длительного пользования, падают доходы компаний, ориентированных на внутренний рынок.

Кроме того, рост безработицы влияет на снижение заработной платы по конкурентным рабочим местам, так как предложение превышает количество вакансий, а соискатели готовы работать и за меньшую заработную плату. Хотя это и приводит к снижению издержек предприятий, но это не меняет общую экономическую ситуацию. Безработица также снижает кредитование физических лиц, кредитование снижается в частности из-за того, что возрастает доля "плохих" кредитов, кредитов по которым существенно задержаны выплаты.

Факторы преодоления длительной безработицы. В связи с увеличением срока длительности безработицы, принимающей застойные формы, в стране необходимо принимать специальные меры по преодолению длительной безработицы. Для этого целесообразно будет сделать следующее:

– принимать программы по социальной и профессиональной реабилитации длительно неработающих граждан;

– приобщить безработных к системе общественных работ;

– создавать условия для развития и расширения занятости в негосударственных секторах экономики, в том числе финансировать и кредитовать безработных граждан, изъявляющих желание заниматься предпринимательской деятельностью;

– создавать новые рабочие места в сельской местности, развивать сельское хозяйство;

– обеспечивать условия для повышения качества рабочих мест;

– особое внимание следует уделить регулированию трудовых отношений;

– организовать социальное партнёрство профсоюзов, предпринимателей и государства

– оказывать содействие трудоустройству молодёжи, женщин и лиц с ограниченными способностями (инвалидов);

– создавать рабочие места в перспективных отраслях экономики [6].

На сегодняшний день проблемы занятости и безработицы являются актуальными в Приморском крае. Часть населения просто не хочет работать, кого-то сокращают, кто-то еще не смог встать на ноги после окончания университета. Но не все так печально, в Приморье можно наблюдать тенденцию снижения уровня безработицы.

Уровень зарегистрированной безработицы в Приморском крае сегодня составляет 1,83%. Многие исследователи считают, что этот показатель имеет тенденцию к снижению. Для сравнения: в 2015 г. уровень регистрируемой безработицы был равен 1,86%. Одна из причин снижения уровня безработицы заключается в трудоустройстве граждан, происходящее при поддержке местных служб занятости. В начале года в общем банке вакансий Приморского края содержалось 48057 заявок от работодателей. Не смотря на это, проблема безработицы остается главной для края [4].

В соответствии с критериями МОТ численность безработных, составляет 76,5 тыс. человек, из них 9,9 тыс. – население, которому не может быть приписан статус безработного в службах занятости в соответствии с законодательством РФ (3,2 тыс. – студенты и учащиеся дневных образовательных учреждений и 6,7 тыс. – пенсионеры по возрасту, на льготных условиях, по инвалидности). Общий уровень безработицы в крае составляет 7,1%, а без учета учащихся и пенсионеров – 6,3%.

Одной из причин безработицы в Приморском крае является то, что большое количество вакансий приходится на крупные города: Владивосток, Находка, Уссурийск, Артем. В малочисленных городах и поселках работу найти довольно сложно или вообще невозможно. Иногда безработному выгоднее получать пособие по безработице. Преимущественно это затрагивает профессии, связанные со сферой ЖКХ. Ведь минимальный размер пособия составляет 850 рублей, а максимальный - 4 900 рублей по постановлению № 1031 от 09.10.2012 в соответствии со статьей 33 Закона РФ «О занятости населения в РФ» [4].

Частичное разрешение ситуации на рынке труда члены администрации Приморья видят в открытии новых строительных объектов. Но, стоит отметить, что, например, на стройках, приуроченных к саммиту АТЭС-2012, большая часть рабочих были иностранцы, работающие по временному найму (гастарбайтеры). Но здешние жители не стремились занимать их места: труд строителя нелегок и плохо оплачивается.

В настоящее время появилась тенденция увеличения миграции. Часть населения Приморья покидают родные города, поселки и уезжают в поисках работы за границу. Кстати, многие китайские фирмы, особенно сотрудничающие с Уссурийском, готовы принимать на работу наших специалистов. Самыми востребованными специальностями в Приморье считаются – рабочие. Край испытывает недостаток этих кадров, в такой мере, что Приморский край называют трудонедостаточным субъектом Российской Федерации. Специалисты считают, что участвуя в программе по переселению соотечественников находящихся за границей можно решить проблему нехватки рабочих.

Также Приморский край нуждается в таких кадрах, как инженеры и специалисты в сфере горных работ. Крупнейшими предприятиями региона считаются: ОАО «Роснефть-Находканефтепродукт», ОАО «Приморскуголь», «Приморнефтепродукт», ОАО «Дальэнерго» и многие другие, каждое из которых с удовольствием ждет этих кадров на своих рабочих местах [2].

Средняя зарплата Приморского края составляет 26 тысяч рублей. Заметно больше зарабатывают руководители фирм и промышленных предприятий. Во Владивостоке, столице Приморского края, уровень безработицы составляет 0,5%. Такой низкий показатель безработицы в некоторой мере определяется деятельной поддержкой городских центров занятости гражданам, испытывающим проблемы с трудоустройством. Вдобавок, Владивосток – достаточно крупный промышленный центр. Здесь действуют предприятия, чья сфера деятельности – энергетика, машиностроение, судостроение, судоремонт, пищевое производство и многое другое. Кроме того, Владивосток – один из доминирующих российских импортеров рыбы и морепродуктов [4].

В декабре 2012 года утверждена государственная программа «Содействие занятости населения Приморского края на 2013-2017 годы». Целью, которой является поддержка занятости населения, максимальное применение трудовых возможностей, сокращение безработицы. В свою очередь будет происходить привлечение в экономику молодежи, пенсионеров, сохранивших трудоспособность и инвалидов. Главными мероприятиями государственной программы «Содействие занятости населения Приморского края на 2013-2017 годы» - образование новых рабочих мест, выплаты пособий по безработице, поддержка населения в поиске соответствующей работы, а нанимателям в наборе нужных сотрудников, социальная приспособление безработного населения на рынке труда и их психологическая протекция [2].

Хочется отметить, что, несмотря на трудности, с которыми сталкивается Приморский край, Правительство всеми возможными способами пытается поднять Приморье на новый уровень, принимаются различные меры для развития края.

Российская система защиты от безработицы.Действующая в настоящее время в России система защиты от безработицы хотя и носит социально-ориентированный характер, однако в ней отсутствует основной компонент – страхование от безработицы, существующее во всех развитых странах современной рыночной экономики. Российскую модель в целом можно охарактеризовать как уравнительную, нацеленную на выплаты максимально возможному числу граждан [7].

В целях совершенствования существующей в нашей стране системы защиты от безработицы необходимо:

– установление четких критерий финансовых взаимоотношений между федеральным центром и субъектами Федерации при финансировании программ содействия занятости из средств федерального бюджета;

– создание эффективной системы страхования от безработицы;

– финансирование активных программ производить из нескольких источников всех уровней: федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов, средств негосударственных и общественных организаций, внебюджетных фондов, работодателей [5].

Это позволит увеличить объемы средств, используемых для реализации государственной политики защиты от безработицы; сделать финансирование активных программ более адресным; расширить круг участников активных программ, в том числе из числа занятого населения:

– усилить самостоятельность и ответственность субъектов Федерации и местных органов власти при реализации государственной политики на региональном и местном уровнях;

– повысить статус государственной службы занятости как ключевого института национальной системы защиты от безработицы;

– при отборе активных программ опираться на общую стратегию политики занятости государства и учитывать потребности региональных рынков труда.

Социальная политика дает положительные результаты лишь в том случае, если строится на основе действительных возможностей экономики, исключает ускорение инфляции и повышение институциональной безработицы, что особенно актуально в условиях глобального финансового кризиса, который переживает сегодня российская экономика [1].

Что касается Приморского края, то, как было сказано уже выше, в Приморском крае разработана государственная программа социально-экономического развития Приморского края на 2013-2017 годы - «Содействие занятости населения Приморского края» и «Социальная поддержка населения Приморского края». В связи с эти Приморский край продолжает движение в сторону снижения уровня безработицы, это чётко прослеживается на фоне других регионов России. В данный момент предложений на рынке труда больше, чем самих безработных. Для достижения целей Программа предусматривает решение задач по следующим направлениям:

– организация опережающего профессионального обучения работников, находящихся под риском увольнения;

– организация общественных работ;

– содействие самозанятости безработных граждан [2].

Во взаимодействии с органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, а также работодателями определены:

- организации, в которых будут реализовываться мероприятия программы;

- объемы и направления профессионального обучения, а также учебные заведения, на базе которых будет организовано обучение работников, находящихся под риском увольнения;

- объемы и виды общественных работ;

- объемы организации собственного дела и основные виды предпринимательской деятельности.

Для таких масштабных преобразований выделяется 94 миллиардов рублей на 2013-2017 годы (в том числе за счёт федерального бюджета - 19,37 миллиардов рублей, краевого бюджета – 74,54 миллиарда рублей, привлечения внебюджетных средств – 0,1 миллиарда рублей).

При разработке федеральной и региональной программой обеспечения занятости населения необходимо учитывать определенную специфику России исходя при этом из неоднократно проверенного факта: предотвратить безработицу невозможно, но можно и нужно минимизировать ее, одновременно смягчая социальные, политические и нравственные последствия неполного обеспечения трудоспособного населения работой. И речь идет не только о соблюдении интересов отдельного гражданина, но и об интересах государства, поскольку при безработице в 8-10% только на выплату пособий безработным уйдет 2,5% валового национального продукта [3].

В социально - трудовой политике первоначально превалировали меры, направленные на выработку и реализацию механизмов, облегчавших институциональные перемены в собственности и структурные сдвиги в экономике. Важнейшими из них были поддержание доходов на минимальном уровне и гарантии занятости в условиях спада производства и роста безработицы. Курс на обеспечение возможно полной занятости и предотвращение безработицы не решал важнейшую задачу реформ - повышение эффективности производства. Когда экономический кризис усилился, обновленное к тому времени правительство увидело выход из него в достижении финансовой стабилизации, фактически в ускоренном развитии финансово - промышленного капитала путем мобилизации ресурсов накопления. В условиях катастрофической нехватки инвестиций, что вполне естественно для системного кризиса, активного вывоза из страны капиталов и сокращения возможностей инфляционного кредитования промышленности источником стабилизации экономики становились доходы населения. На смену социальным приоритетам и монетаристским моделям пришли узкопрагматические задачи перераспределения национального дохода в пользу крупнейших монополий, возникших в результате «народной» приватизации.

Обеспечение занятости и массовая безработица находятся под контролем государства. Оказывается легче приостановить высвобождении работающих без оплаты, чем наладить работу предприятий в нормальном режиме, то есть без долгов по зарплате, но и без излишнего персонала. Недостаток трудовой мотивации и доходов по основному месту работы замещается государственными компенсациями: социальными гарантиями на производстве, выплатами и льготами неимущим по месту жительства. То, что рабочие недополучили как трудящиеся, им пытаются вернуть как социально незащищенным [3].

Наряду с этим расширяется «исход» ранее многочисленного слоя квалифицированных работников с простаивающих предприятий, бесперспективных производств. Вместе с распадом наукоемких отраслей промышленности растет депрофессионализация высококлассных специалистов. Они вынуждены перебиваться случайными заработками, искать относительно доходные занятия в ущерб своей квалификации и социально - профессиональному статусу.

Суть новой социально - трудовой политики можно свести к следующему: окончательный переход от полной занятости, заждавшейся на низкоэффективном труде и социальных гарантиях неработающим, к рыночной системе, предполагающей полную свободу труда и выбора занятий, экономически обоснованную резервную армию труда и безработицу. Особенно важной является социальная либерализация наемного труда, прежде всего, через радикальную реформу трудового законодательства в полном соответствии требованиями рыночной экономики. Надо коренным образом изменить «дух законов» о труде, бес всяких оговорок признать рабочую силу товаром, собственником которого является свободный от внеэкономического принуждения и административного диктата индивид. Как хозяин уникального товара он имеет права на приоритет на рынке труда, его цена формируется в зависимости от способности, образования, квалификации, опыта.

Давно пора заменить архаичные и неэффективные формы законодательного регулирование труда, например, единый для всех размер минимальной заработной платы и ее индексации, которые из инструментов социальной защиты на практике, в ситуации бюджетного дефицита, превращаются в государственные нормы фиксированного порога бедности трудящихся. Взамен следует установить минимум оплаты за единицу отработанного времени (час) и заложить в основу тарифных систем.

Государственные гарантии незанятому населению должно заменить обязательное страхование структурной и профессиональной безработицы. Нужно очистить экономически обусловленную безработицу от социальных наслоений популистского толка: передать безработных, лишь эмитирующих трудовую активность [6].

Однако, в последнее время предпринимаются попытки «спрятать» официальную растущую безработицу, приукрасить результаты деятельности служб занятости. Направляемые на общественные и временные работы безработные в результате бюрократического кульбита уже не считаются таковыми. Затем настает очередь посылаемых на переобучение и переподготовку, опоздавших на перерегистрацию. Далее следует черёд других «нарушителей» новых правил, вводимых, кстати, «заднем» числом. Если пойти по этому пути, то вскоре борьба с безработицей закономерно перерастет в войну с безработными. Прежде всего, следует стремиться к поддержанию взаимосвязи занятости, зарплаты и инвестиций в оптимальном соотношении, что является условием социально - экономической сбалансированности. Только так может быть обеспечена надежная экономическая основа для создания новых рабочих мест, расширяющих сферу эффективной занятости, что, в свою очередь, приведет к «рассасыванию» безработицы, понижению ее уровня при стабилизации развития [7].

Список использованных источников

  1. Соколова Т.В. Российская модель занятости: причинно-следственный анализ /Т.В. Соколова // Человек и труд. – 2012. - №5. – С. 52–55.

  2. Безработица в Приморье сокращается. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://ria.ru/society (дата обращения 15.01.2017 г.)

  3. Борьба с безработицей [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения 15.01.2017 г.)

  4. Есть ли безработица в Приморье? [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://vostokmedia.com/n70570.html (дата обращения 15.01.2017 г.)

  5. Занятость и безработица в Российской Федерации в сентябре 2016 года. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d01/216.htm (дата обращения 15.01.2017 г.)

  6. Красивые цифры занятости. Реальный уровень безработицы в России вдвое выше официальных данных Росстата. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.profile.ru/economics/item/113883-bezrabotitsa (дата обращения 15.01.2017 г.)

  7. Росстат отчитался по уровню безработицы в России. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://ria.ru/society/20161019/1479564501.html (дата обращения 15.01.2017 г.)

Просмотров работы: 757