ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ КАК МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ КАК МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Фёдорова М.В. 1, Куликова В.В. 1, Заярная И.А. 1
1Дальневосточный федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность данной статьи заключается в том, что в современном мире человеческий капитал все в большей степени становится источником жизненной силы и развития любого предприятия и общества в целом. Именно человеческий капитал, а не оборудование и производственные запасы, является определяющим фактором повышения конкурентоспособности предприятий, экономического роста и эффективности экономики в целом.

Объектом исследования выступает человеческий капитал и его воздействие на конкурентоспособность предприятий.

Предметом исследования выступают отношения, возникающие в процессе воспроизводства человеческого капитала, обеспечивающие повышение конкурентоспособности.

Человеческие ресурсы являются важнейшим фактором экономики. Человеческие ресурсы - это люди, составляющие трудоспособное население страны, обладающие определенным человеческим капиталом. Очевидно, что чем выше качество человеческих ресурсов, тем выше возможности для качественного экономического роста страны.

Как писал основатель понятия «человеческий капитал» Теодор Шульц, «все человеческие ресурсы и способности являются или врожденными, или приобретенными. Каждый человек рождается с индивидуальным комплексом генов, определяющим его врожденный человеческий потенциал. Приобретенные человеком ценные качества, которые могут быть усилены соответствующими вложениями, мы называем человеческим капиталом» [2].

Эффективность использования человеческого капитала в первую очередь зависит от мобильности трудовых ресурсов - носителей человеческого капитала. Человеческий капитал должен достаточно быстро реагировать на изменения в глобальной экономике и перестраиваться на те сферы деятельности, в которых его производительность выше.

У каждой организации в нашей стране существуют стратегические задачи, которые необходимо решить для успешного развития компании и повышения ее конкурентоспособности. Для успешной реализации основной стратегии компании необходимо реализовать ее в аспекте стратегической интеграции. Одним из наиболее важных направлений является стратегия в отношении работников (HR-стратегия).

Промедление с восстановлением и укреплением кадрового потенциала может стоить и предприятиям, и экономике в целом больших трудовых, материальных и финансовых затрат. Предприниматели весьма медленно осознают, что без поворота к человеку-профессионалу выжить, и тем более добиться успеха, в условиях жесткой конкуренции практически невозможно. К тому же, это обусловлено практически отсутствием баланса интересов между собственниками и работниками.

В условиях нестабильности мировой экономики, компании, вынужденные сокращать издержки, стали массово увольнять своих сотрудников. Данная тенденция может привести к еще более тяжелым последствиям. Ведь увольнения касаются и высококвалифицированных работников. А ведь с последствиями кризиса, в первую очередь, справятся компании, сумевшие сохранить профессиональный менеджмент.

Трансформация интеллектуального потенциала в активы, приносящие прибыль и конкурентные преимущества предприятий, должна обеспечиваться новыми методами и механизмами управления человеческими ресурсами предприятий, необходимость которых в данный момент ощущается более остро.

Сегодня на самом высоком уровне заговорили о переходе на инновационную политику, которая позволит снизить зависимость экономики от природных ресурсов. Мнение большинства политиков и экономистов сводится к тому, что главным резервом развития современной экономики является человек.

Однако, несмотря на бурное развитие кадрового менеджмента в последние десятилетия и большое количество исследований в этой области, нет четкого определения понятия человеческого капитала.

Для определения понятия человеческого капитала надо исходить из теории компетенций. Главным компонентом человеческого капитала (ЧК) является интеллектуальный потенциал (ИП). Интеллектуальный потенциал включает, в свою очередь, такие составляющие как квалификация, способности, знания, умения, навыки, полномочия и ответственность.

Для образования человеческого капитала необходимо наличие интеллектуального потенциала с учетом мотивационных факторов. Необходимо, чтобы работник, обладающий высоком интеллектуальным потенциалом, использовался максимально эффективно в соответствии с требуемым уровнем компетенции на данной позиции. Важным условием являются постоянные инвестиции для развития потенциала. Воспроизводство человеческого капитала, характеризующееся получением экономического эффекта, возможно только в процессе производственной деятельности при решении стратегических задач.

Человеческий капитал, в отличие от интеллектуального потенциала, характеризуется наличием осязаемого материального эффекта. Следует отметить, что отсутствие любого из вышеприведенных составляющих, может послужить препятствием для образования человеческого капитала.

Долгие годы организации в различных отраслях испытывают трудности с учетом неосязаемых активов и управлением ими.

В развитых рыночных экономиках показателям оценки нематериальных активов, способам их измерения придается все большее научное и практическое значение, появилась востребованность в специализированных услугах по аудиту и оценке интеллектуального капитала.

Собственникам компаний важно понимать, что вкладывая деньги на укрепление технической мощи организации, они не забывали выделять сопоставимую долю финансов и на развитие персонала. Должны создаваться специальные программы, налаженные механизмы по инвестированию.

Важно, чтобы обучение персонала не носило временный характер и с достижением желаемого уровня доходов не сокращалось инвестирование в человеческие ресурсы. Ведь для развития организации и обеспечения конкурентного преимущества необходимо, постоянное развитие персонала.

Вложения в интеллектуальный потенциал необходимо рассматривать не как вспомогательные, обслуживающие нужды производства, а как имеющие тот же статус, что и прямые инвестиции в основные средства.

Следует иметь в виду, что при квалифицированном менеджменте максимальная сумма прибыли от инвестиций в человеческий капитал почти втрое превышает прибыль от инвестиций в технику. Исследование зависимости производительности труда от образования показало: при 10%-м повышении уровня образования производительность возрастает на 8,6%. При таком же увеличении акционерного капитала производительность возрастает на 3-4% [3].

Важно, чтоб существовал некий симбиоз между государством, владельцами компаний и персоналом. Каждый из них должен быть заинтересован и понимать необходимость инвестиций. Достигнутое при данном сотрудничестве бизнес превосходство, мастерство, квалификация рождают плоды для индус­трии также как и для науки, и академических институтов посредством выдающихся достижений в международном масштабе.

Наличие большого числа высококвалифицированных человеческих ресурсов, позволит государству находиться в меньшей зависимости от природных ресурсов, которые в одночасье могут потерять свою стоимость и привлекать инвестиции благодаря интеллектуальному потенциалу.

Способность экономики создавать и эффективно использовать человеческий капитал все в большей мере определяет экономическую силу нации, её благосостояние.

Таким образом, человеческий капитал может способствовать повышению конкурентоспособности компаний [1]. Для этого им необходимо иметь четкое представление о самом понятии человеческого капитала, его структуре, мерах измерения, тех преимуществах, которые дает его эффективное использование.

Список литературы
  1. Бузгалин А., Колганов А. Человек, рынок и капитал в экономике 21 века// Вопросыыэкономики.y– 2006. – №t3. – С.t125-142.

  2. Жак3Фиценс // Человеческий капитал: как измерить и увеличить его стоимость. 4[Электронныйгресурс].6–7Режим5доступа: http://www.finansy.ru/st, (дата обращения 12.10.2016).

  3. Человеческий капитал как определяющий фактор повышения конкурентоспособности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dissercat.com, (дата обращения 12.10.2016).

Просмотров работы: 1427