НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЕРТИКАЛЬНО – ИНТЕГРИРОВАННЫХ КОМПАНИЙ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЕРТИКАЛЬНО – ИНТЕГРИРОВАННЫХ КОМПАНИЙ

Калинина А.В. 1, Куликова В.В. 1, Заярная И.А. 1
1Дальневосточный федеральный университет (филиал г. Находка), Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность данной работы сводится к тому, что в современное время вертикальная интеграция в деятельности компаний играет важную роль. Для того чтобы обеспечить длительный экономический рост необходимо выявить рыночные возможности и определить конкурентное преимущество. Компании, ориентирующиеся на вертикальную интеграцию, впоследствии могут увеличить свою прибыль, и стать более конкурентоспособными.

Объектом исследования является вертикальная интеграция компаний. Предмет исследования выступает направления повышения эффективности вертикально – интегрированных компаний.

Целью работы является выявление возможных направлений повышения эффективности вертикально – интегрированных компаний (ВИК).

Для достижения данной цели поставлены такие задачи:

  • выявить теоретические вопросы по данной теме;

  • определить основные направления повышения эффективности ВИК;

  • проанализировать эффективность ВИК.

Под интеграцией можно понять объединение самостоятельных предприятий, усиление их взаимодействия и развития связей [1].

Интеграция допустима и на уровне национальных хозяйств, и на уровне предприятий, фирм, компаний и корпораций. Её проявление возможно в расширенных и углубленных производственно – технологических связях, коллективном применении ресурсов, объединении капиталов, в образовании благоприятных условий друг другу для экономической деятельности [2].

Вертикальная интеграция состоит в том, что компания предпочтёт создание необходимых элементов производственного цикла (товары, услуги) самостоятельно, внутри компании, вместо того, чтобы покупать их на рынке.

Вертикальная интеграция предполагает объединение в рамках одной компании производство исходных компонентов производственного цикла, их переработку, распределение, продажу конечного продукта и другие мероприятия [3].

Вертикальная интеграция предполагает в большей мере использование и генерирование внутренних, чем внешних связей компании.

Существуют различные подходы и теории применительно к вертикальной интеграции. Среди них можно выделить: теория разделения труда Адама Смита, теория транзакционных издержек Р. Коуза, «динамическая» теория транзакционных издержек, модель выбора оптимальной вертикальной стратегии компании К.Р. Харригена и др.

Приведём некоторые примеры мировых вертикально-интегрированных компаний в области нефтяной промышленности, как на национальном, так и глобальном масштабе, которых на сегодня существует около 100, и среди них крупных считается порядка 20-ти. Например, «Standard Oil», «Gulf», «Техасо», «Shell», «Chevron», «Mobil», «Amoco», «BritishPetroleum» и др. Среди российских крупных таких компаний можно выделить: Роснефть, ЛУКОЙЛ, ТНК-BP, ОАО «Сургутнефтегаз», «Газпром нефть», Татнефть, Славнефть, Башнефть, ОАО «Газпром», Русснефть.

Развитие быстрыми темпами ВИК и их жизнеспособность в течении большого промежутка времени можно объяснить, их более высокой эффективностью по сравнению с не интегрированными фирмами [3].

Понижение издержек производства, распределения и сбыта продукции, а вследствие этого увеличение прибыли и отдачи от инвестиций – только на такие показатели рассчитывают компании, принимая решение о вертикальной интеграции.

Источниками увеличения эффективности в ВИК различны. Существенными выделяем следующие:

  • возможность организации интенсивного информационного обмена между ее подразделениями, что позволит координировать планы и графики поставок сырья, материалов и полуфабрикатов, их переработки и доставки конечной продукции потребителю;

  • возможность значительного ускорения всего цикла материалодвижения и, соответственно, ускорения оборота капитала и окупаемости затрат;

  • возможность экономии на издержках рыночных трансакций.

Стратегию роста, возможно, разработать на основе анализа, проведенного на трех уровнях. На первом уровне выявляют возможности, которыми компания может воспользоваться при существующих масштабах деятельности (возможности интенсивного роста). На втором уровне выявляют возможности интеграции с другими элементами маркетинговой системы отрасли (возможности интеграционного роста). На третьем этапе выявляют возможности, открывающиеся за пределами отрасли (возможности диверсификационного роста).

Интенсивный рост оправдан в тех случаях, когда компания не до конца использовала возможности, присущие ее традиционным рынкам. Три основные разновидности возможностей интенсивного роста следующие:

  • глубокое внедрение на рынок заключается в изыскании компанией путей увеличения сбыта своих товаров на существующих рынках с помощью более агрессивного маркетинга;

  • расширение границ рынка заключается в попытках компании увеличить сбыт благодаря внедрению существующих товаров на новые рынки;

  • совершенствование товара заключается в попытках компании увеличить сбыт за счет создания новых или усовершенствованных товаров для существующих рынков.

Интеграционный рост оправдан в тех случаях, когда у сферы деятельности компании прочные позиции и/или когда компания может получить дополнительные выгоды за счет перемещения в рамках отрасли назад, вперед или по горизонтали.

Регрессивная интеграция заключается в попытках компании приобрести или поставить под более жесткий контроль своих поставщиков. Прогрессивная интеграция заключается в попытках компании приобрести или поставить под жесткий контроль систему распределения.

Диверсификационный рост оправдан в тех случаях, когда отрасль не дает компании возможностей для дальнейшего роста или когда возможности роста за пределами этой отрасли значительно привлекательнее. Диверсификация не означает, что компании следует браться за любую подвернувшуюся возможность.

Компания должна выявить для себя направления, которые будут содействовать устранению имеющихся у нее недостатков. Существуют три разновидности диверсификации:

  • концентрическая диверсификация, т.е. пополнение своей номенклатуры изделиями, которые с технической и/или маркетинговой точки зрения похожи на существующие товары компании;

  • горизонтальная диверсификация, т.е. пополнение своего ассортимента изделиями, которые не связаны с выпускаемой продукцией, но могут вызвать интерес существующих потребителей;

  • конгломератная диверсификация, т.е. пополнение своей номенклатуры изделиями, не имеющими никакого отношения ни к применяемой компанией технологии, ни к ее существующим товарам и рынкам.

В заключение следует заметить, что в данное время отмечается тенденция того, что крупные компании, заинтересованные в своем дальнейшем росте, желают превратиться в транснациональные компании.

Список использованных источников

1 Интеграция, диверсификация и дифференциация производства [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://ekonomika-predpr.ru/index.php?action=full&id=270 (дата обращения 12.10.2016 г.) 2 Экономический словарь [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/econ_dict/17970???history=0&sample=9&ref=2 (дата обращения 12.10.2016 г.) 3 Вертикальная интеграция [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://odiplom.ru/ekonomika/vertikalnaya-integraciya-kak-faktor-povysheniya-konkurentosposobnosti-predpriyatii (дата обращения 12.10.2016 г.)
Просмотров работы: 367