ПОКАЗАТЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПОКАЗАТЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Кильгуткина А.В. 1, Куликова В.В. 1, Заярная И.А. 1
1Дальневосточный федеральный университет (филиал г. Находка), Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность данной статьи заключается в том, что в современной российской экономике возрастает роль конкурентоспособности предприятий.

Целью исследования данной статьи рассмотреть показатели и инструменты реализации конкурентоспособности.

Предметом исследования будут являться инструменты реализации конкурентоспособности.

Объектом исследования является конкурентоспособность на основе качества товаров и услуг.

Рассмотрим качественные показатели конкурентоспособности, так как эти показатели характеризуют свойства товара ил услуги с точки зрения готовности его удовлетворять конкурентную потребность.

Качество товара – это совокупность свойств, обусловливающих его пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением.

Оценка конкурентоспособности товара подразумевает сопоставление значений показателей качества товара фирмы с показателями качества товара-конкурента. В связи с этим качественные показатели конкурентоспособности товара подразделяются на: оценочные и классификационные:

• оценочные показатели характеризуют свойства товара, которые определяют его качество и соответствие технологическим требованиям и стандартам. Оценка соответствия параметров продукции технологическим требованиям и стандартам, как правило, осуществляется на стадии производства товара, и поэтому эту группу оценочных показателей называют нормативно-производственной (Кнп),

• классификационные показатели раскрывают свойства товара, которые определяют его назначение, область применения и условия использования.

Оценка соответствия свойств товара конкретной потребности осуществляется в процессе использования товара, и поэтому эту группу оценочных показателей называют консументной [1].

Оценка конкурентоспособности предприятия основывается на анализе ее технологических, производственных, финансовых и сбытовых возможностей. Она призвана определить потенциальные возможности фирмы и мероприятия, необходимые для обеспечения конкурентных позиций. Такая оценка содержит следующие показатели: потребность в капиталовложениях; ассортимент конкурентоспособной продукции, ее объемы и стоимость; выбор рынков или их сегментов для каждого продукта; потребность в средствах на формирование спроса и стимулирование сбыта; выпуск высококачественной и надежной продукции, с постоянным ее обновлением.

Для оценки конкурентоспособности фирмы необходим анализ ее сильных и слабых сторон, использование показателей, свидетельствующих о степени устойчивости положения фирмы, способности выпускать продукцию, пользующуюся устойчивым высоким спросом на рынке. Позиционирование предприятия на рынке, прежде всего, определяется конкурентными свойствами продукции, при оценке которых учитываются технические, экономические и потребительские свойства товара с позиции, как производителя, посредника, так и потребителя [2].

Комплексная оценка конкурентоспособности организации производится с целью принятия соответствующих управленческих решений, например, по разработке или модернизации организации, выходе на конкретный рынок, выборе варианта реализации стратегии организации из имеющихся альтернатив и т.д. Возникает необходимость сравнивать разные варианты управленческих решений, которым соответствуют различные наборы значений единичных показателей конкурентоспособно­сти организации и продукции (К1, К2, К3, ..., КN). Если комплексная оценка конкурентоспособности организации правильно отражает цели управления, ее можно считать адекватной.

В качестве единичных показателей конкурентоспособности организации могут выступать и относительные значения, полученные путем деления значений конкретных показателей для организации на максимальные значения или на соответствующие показатели для наиболее сильной организации конкурента (продукции конкурента).

Следует различать потенциальную конкурентоспособность предприятия как конкурентоспособность отдельных факторов, обобщенных в интегрированном показателе. Фактическая (реальная) конкурентоспособность может быть определена только на рынке. Для ее оценки рекомендуется использовать показатели: долю продукции предприятия в совокупных продажах всех сравниваемых предприятий и темп роста (уменьшения) доли предприятия в совокупных продажах.

Показатели уровня и динамики конкурентоспособности предприятия важны как для его менеджмента, так и для внешних инвесторов, государства с целью обоснования направлений воздействия на предприятие и целесообразности вложений.

В представленных показателях интегрированной оценки конкурентоспособности предприятий более предпочтительными представляются те из них, которые получаются путем суммирования индексов, характеризующих конкурентоспособность отдельных факторов

Приведенные показатели в основном известны и используются в практике для оценки конкурентоспособности; известны и алгоритмы их расчета. Такая оценка отражает интересы предприятия, его положение на рынке [3].

Теперь рассмотрим инструменты реализации конкурентоспособности. Обеспечение конкурентоспособности предприятий (фирм) возможно за счет проведения наиболее полной оценки, как внутренней деятельности компании, так и внешнего ее окружения. Признавая важность влияния макроэкономических условий на конкурентоспособность компаний, тем не менее, мы предполагаем, что основные причины повышения ее уровня лежат внутри фирмы. Налаженное управление, правильно выбранные стратегия и бизнес-модель, а так же позиционирование бренда компании на рынке, активная инновационная политика влияют на эффективность фирмы в той же мере, что и экзогенные факторы.

Между тем конкурентоспособность следует рассматривать не только как способность победить конкурента, но и как способность бизнеса решать свои задачи в постоянном взаимодействии с субъектами внешней среды. При таком понимании конкурентоспособность определяется не самим бизнесом, а субъектами внешней среды, т.к. именно они содержат в себе возможности для того, чтобы компании могли решать свои задачи. То есть ситуация такова, что субъекты внешней среды выступают источниками конкурентоспособности для бизнеса [4].

На основе представленных выше предпосылок строится анализ конкурентоспособности компаний. В работе представлены две методики, позволяющие проанализировать конкурентоспособность компании с позиции влияния на нее как эндогенных, так и экзогенных факторов: оценка на основе ССП и на основе ключевых компетенций компании.

Методика определения конкурентоспособности компаний на основе сбалансированной системы показателей (ССП) представляет собой идеальное сочетание анализа всех составляющих финансово-экономической, производственно-сбытовой, маркетинговой и организационной деятельности предприятия. Эффективное выполнение всех бизнес-процессов позволяет компаниям продавать свой товар (услугу) по рыночным ценам с нормальной прибылью, что и обеспечивает им должный уровень конкурентоспособности.

Все описанные выше виды деятельности представляют собой четыре составляющие ССП: финансы, клиенты, внутренние бизнес-процессы и персонал. С помощью выделенных для каждого модуля показателей (KPI), которые будут характеризовать эффективность деятельности, определяется его весомость в общем механизме выработки стратегии создания стоимости компании. Методологическим основанием для использования показателей эффективности в качестве измерителей конкурентоспособности является предпосылка о том, что на конкурентном пространстве более эффективная, производительная фирма сможет вытеснить с рынка других конкурентов, обеспечив для потребителя более доступные цены [5].

Список литературы

1. Качественные показатели конкурентоспособности URL: http://studme.org/14940511/marketing/kachestvennye_pokazateli_konkurentosposobnosti [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://studme.org (дата обращения 12.09.16)

2. Этапы, проблемы оценки конкурентоспособности различных субъектов и их решение. // Моя библиотека. URL: http://mybiblioteka.su/tom2/8-110430.html [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mybiblioteka.su (дата обращения 12.09.16)

3. Комплексный показатель уровня конкурентоспособности. // Корпоративный менеджмент URL: http://www.cfin.ru/management/strategy/competit/complex.shtml [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cfin.ru (дата обращения 12.09.16)

4. Инструменты обеспечения конкурентоспособности компаний // Креативная экономика URL: http://www.creativeconomy.ru/articles/21477/ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.creativeconomy.ru (дата обращения 12.09.16)

5. Инструменты обеспечения конкурентоспособности // eConference – научные конференции URL: http://econference.ru/blog/conf04/118.html [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://econference.ru (дата обращения 12.09.16)

Просмотров работы: 508