ФИЗКУЛЬТМИНУТКА НА УРОКЕ БИОЛОГИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА НА УРОКЕ БИОЛОГИИ

Сидельникова А.Н., Буданова Е.А.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Обучение в школе – серьезная нагрузка для ребенка. Дети мало двигаются, подолгу сидят на месте, у них возникает гиподинамия и нарастает статическое напряжение в мышцах. С каждым годом обучения возрастает необходимость перерабатывать все больший объем зрительной информации, и как следствие – зрительный аппарат школьника испытывает постоянное перенапряжение. Все это создает предпосылки для развития у детей отклонений в состоянии здоровья – нарушения осанки, зрения, повышения артериального давления, накопления избыточного веса, увеличивается риск возникновения заболеваний сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, нарушения обмена веществ.

Вместе с тем в период обучения в школе происходят интенсивный рост и развитие организма ребенка, который чутко реагирует как на неблагоприятные, ухудшающие здоровье факторы, так и на оздоравливающие меры. Так, например, систематическая мышечная деятельность является естественным стимулятором, активизирующим работу всех физиологических систем организма, в том числе функций головного мозга. И, напротив, ограничение двигательной активности сопровождается ослаблением мышечных усилий, необходимых для поддержания вертикальной позы, перемещения в пространстве и выполнения физической нагрузки. Дефицит мышечной деятельности существенно ухудшает функциональное состояние сердца, его работа становится неэкономичной и менее стабильной.

Наблюдения физиологов доказывают, что занятия физкультурой, рациональные физические нагрузки способствуют профилактике детского травматизма. Целенаправленное обучение школьников специальным физическим упражнениям и двигательным навыкам имеет большое значение для развития костной системы, улучшает кровоснабжение и рост костных клеток. Физические упражнения являются эффективным средством предупреждения нарушений осанки – сутулости, асимметрии плеч, крыловидных лопаток, сколиозов, вызываемых слабостью мышц и длительностью однообразных статических положений. Занятия физическими упражнениями в сочетании с рациональным режимом дня служат надежным профилактическим средством против многих заболеваний, особенно нарушений сердечно-сосудистой системы. Физкультминутки необходимы для того, чтобы поднять детям настроение, помочь активизировать дыхание, усилить крово- и лимфообращение застойных участков в организме ребенка, снять напряжение. Двигательная активность мобилизует жизненно важные качества организма – выносливость, силу, гибкость, быстроту, а также воспитывает волевые качества, необходимые для преодоления физических, эмоциональных и умственных напряжений, с которыми связан творческий, продуктивный учебный труд. Положительное воздействие физических упражнений выражается и в развитии у детей жизнерадостности, оптимизма, активности, собранности, уверенности в себе. В состав физкультминуток нужно включать комплексы, состоящие из 4-6 упражнений: 2-3 из которых должны формировать осанку, 2-3 для плеч, пояса, рук и туловища и упражнения. Необходимо, чтобы были различные упражнения, так как большое количество повторений снижает интерес к выполнению упражнений.

Физкультминутки могут проводиться в форме общеразвивающих упражнений. В этом случае проводятся упражнения для крупных мышц, которые несли длительное время напряжение. Физкультминутки можно проводить в форме подвижных игр или эстафеты. Особенно эффективны игры, которые сочетаются с темой урока. Дидактические игры с движениями также способствуют двигательной активности учащихся на уроке. При проведении физкультурных минуток с использованием стихотворного текста необходимо обращать внимание на содержание стихотворного текста, который должен быть понятен учащимся.

Физкультминутки поводятся на начальном этапе утомления 8-14 минута занятия, в зависимости от возраста учащихся, вида деятельности и сложности учебного материала.

О развитии переутомления у школьника свидетельствуют:

1. снижение продуктивности труда: увеличивается число ошибок и время выполнения заданий;

2. ослабление внутреннего торможения: наблюдается двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания;

3. появление чувства усталости.

Время начала физкультминутки выбирает сам учитель, ориентируясь на то, когда у значительной части учащихся начинает проявляться утомление.

Упражнения должны быть занимательны, знакомы и интересны учащимся. Комплексы упражнений должны быть разными по содержанию и форме. В физкультминутки включаются упражнения на разные группы мышц. Продолжительность выполнения 1,5-3 минуты.

Учитель должен:

  • Владеть двигательной культурой и образно показывать упражнения.

  • Уметь сочетать движения с музыкальным ритмом.

  • Знать основы терминологии физических упражнений.

Проведение физкультминуток должно решать следующие задачи:

а) уменьшение утомления и снижение отрицательного влияния однообразной рабочей позы;

б) активизацию внимания учащихся и повышение способности к восприятию учебного материала;

Просмотров работы: 308