ТРАДИЦИОННЫЙ КАЗАЧИЙ БЫТОВОЙ КОСТЮМ НИЖНЕГО ДОНА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ И КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ТРАДИЦИОННЫЙ КАЗАЧИЙ БЫТОВОЙ КОСТЮМ НИЖНЕГО ДОНА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ И КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН.

Пушкарева Ю.А. 1
1Донской Государственный Технический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

   

О

 

дежда во все века являлась одним из важнейших слоев материальной культуры человека, который наиболее ярко отражает переплетение устоявшихся традиций в определенной среде и внешних влияний.

Рассматривая традиционный костюм донского казачества, стоит отметить влияние многих культур на его формирование. Из наиболее влиятельных элементов можно выделить восточный тюркский. Такая особенность связана с истоками развития данного этнического образования [1]. По своей природе общество донских казаков имело открытый характер, что способствовало тесному взаимодействию с соседними ближневосточными исламскими народами. Одеваться «по-татарски» вошло в традицию у казаков, что прослеживалось в тканях, цветах и фасонах[8].

Мужской комплекс костюма нижнедонских казаковможно разделить на служебную, военную и домашнюю. При этом домашняя одежда отличалась от военной только материалом и более простым кроем. Основными элементами костюма являлись: рубаха, штаны, бешмет, зипун, кафтан, пояса- кушаки или шали. Иногда поверх кафтана надевалась черкеска. Верхней одеждой служили: архалук, чекмень и чапан, а зимой- нагольные полушубки [6,8].

Зипун- важнейший элемент традиционного костюма казака. Это вид распашной одежды, полуприлегающего, расширенного к низу силуэта, с узкими рукавами, без ворота, надевавшийся поверх рубахи [2]. Имел невероятную ценность, в связи с чем являлся одним из самых желанных трофеев в походах за добычей, которые часто именовались «походами за зипунами».

Из обуви первоначально в общем употреблении были поршни- кожаная обувь в виде лаптя. Сапоги носили, как правило, по татарскому подобию с сильно загнутым носом, из сафьяна ярких расцветок. Особой любовью пользовались ичиги- мягкие сапоги без каблуков. Так же в обиходе были чирики- туфли-галоши ибашмаки- кожаную обувь с ремнями. С обувью надевались грубые бумажные или шерстяные белые чулки [6].

Головной убор, как и одежда в целом, издревле выполнял свою главную функцию- защищал здоровье его хозяина и нес символическое значение.

Одни из самых старинных головных уборов казаков- высокие барашковые шапки- трухменки.В военную форму был введен кивер- головной убор, с выступающим спереди украшением из перьев или конских волос. Позднее его заменили папахой– высокой меховой шапкой, одним из важнейших символов казачества. 18 октября 1915 г. Указом «Об упрощении казачьего обмундирования» в казачьих полках вводятся фуражки [4].

Элементом одежды взрослого казака в холодное время был башлык– накидка в виде капюшона.

Особенность и характер женской одежды обусловлены происхождением казачек. Так как женщины на Дон чаще всего привозились мужчинами в качестве пленниц (ясырок), то и костюм их сохранял традиции тех мест, откуда были их корни.

Среди нижнедонских казачек существовало несколько различных комплексов одежды: 1) с кубельком, 2) с сукманом, 3) с сарафаном, 4) с поневой.

Наибольшую часть нижнедонских казачек составляли татарки, нагайские женщины и турчанки [1,7]. Отсюда комплекс костюма с кубелеком занял главенствующую нишу, так как в нем чувствовалось восточное влияние. Кубелек- женский сарафан, напоминавший по покрою и форме татарский камзол, окрашивался в пестрые цвета, был суконный и не очень длинный. Зажиточные казачки подпоясывали кубелек татауром- поясом из серебряных или позолоченных звеньев.

Верхней одеждой замужних казачек служил сукман, который шился из домотканой шерстяной материи.

Сарафанный комплекс включал в себя: холстовую рубаху, шитый без спинки сарафан с нагрудником и широкий плисовый пояс. Девки, в отличие от замужних, носили рубахи в качестве верхней одежды, а не под сарафаном.

Самым древним, из бытовавших на Дону, былпоневный комплекс. Понева- женская шерстяная юбка замужних женщин из нескольких кусков ткани. У простых казачек обиходная одежда состояла из юбки, кофты и запона [2,5].

Нарядной и богатой была зимняя одежда. Каждая казачка получала в приданное «донскую» шубу, которая шилась на лисьем, беличьем или овечьем меху.

В начале XX в. яркий красочный старинный женский костюм совсем ушел из быта и преобладающим стал костюм, состоящий из юбки и кофты - парочка. Кофту и верхние юбки шили из одной и той же ткани. Нижняя юбка- зоновка шилась длиннее верхних и с кружевами. Кофты были нескольких видов: матене- широкая с воротником стойкой (предпочитали замужние) и кираса- приталенная с воланом (носились обычно девушками). В моду так же вошла плиска - плюшевое ватное пальто, и бурнус- пальто с расшивками.

С шубой обували сапожки—красноголовки с железной подковой под каблуком. С праздничным платьем казачки носили туфли из сафьяна.

Головной убор казачек отражал не только территорию проживания и социальный статус ее мужа, но и половозрастную группу его хозяйки. Так девушки носили на голове ленту, вышитую бисером или раковинами каури. Замужние казачки- файшонки, кички, мягкие колпаки. Для работы в поле или от холода надевали знуздалку- платок, прикрывавший часть лица.

Любимыми украшениями служили чикилики- длинные нити, унизанные жемчугом, а также серьги, браслеты- бизилики, ожерелья и монисто. Кольца имели особое символическое значение и носились, как правило, только женщинами [8].

В отношении территории области войска Донского все эти традиции попадают в поле зрения исследователей только с середины XVIII века, но даже этого достаточно для рассмотрения их великого разнообразия.

Литература

  1. Гордеев А.А. История казаков. Часть 1. Золотая Орда и зарождение казачества. М., 1991.

  1. Казачий словарь-справочник. ред. Губарев, Г.В.; Скрылов, А.И.Т. 3. М., 1992.

  1. Краснов П. История донского казачества. Очерки истории Войска Донского. изд-во «Эксмо» 2006

  1. Краснов П. Великое Войско Донское, изд-во «Алгоритм» 2007.

  1. Лебедева Н.И., Маслова Г.С. Русская крестьянская одежда XIX—начала XX в. // Русские. Историко-этнографический атлас. М., 1967.

  1. Маслова Г.С. Народная одежда русских, украинцев и белорусов в XIX-начале XX в. // Восточнославянский этнографический сборник. М., 1956.

  1. Ригельман А. История или повествование о донских казаках. Москва, 1846.

  1. Фрадкина И.Г., Новак Л.A. Старинный донской казачий костюм XVII—XIX веков // Донской народный костюм. Ростов н/Д. 1986. С. 33; Донские казаки в прошлом и настоящем. Ростов н/Д., 1998.

Просмотров работы: 560