АРТ-ОБЪЕКТЫ В ГОРЯЧЕЙ ЭМАЛИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

АРТ-ОБЪЕКТЫ В ГОРЯЧЕЙ ЭМАЛИ

Гончарова Е.К. 1
1Донской Государственный Технический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Эмальерное искусство является достоянием современного культурного пространства. Сплав стекла, металла, огня и свободы творческого замысла имеет право претендовать на исключительность и противостоять массовому тиражированию. Произведения художников, архитекторов, дизайнеров, нашли свое место в выставочных и музейных залах, в жилых, общественных интерьерах и экстерьерах. Формирование эстетически оформленного пространства нельзя представить без изделий декоративно – прикладного искусства. В рассматриваемой статье хотелось бы рассмотреть объекты, выполненные в техники горячей эмали. Проследить взаимосвязь декоративно- прикладного искусства с арт-объектом.

Сегодня и в изобразительном искусстве, и в дизайне всё чаще можно встретить термин арт-объект. С практической точки зрения арт-объект является произведением изобразительного искусства, но вместе с тем арт-объектом могут быть и нерукотворные вещи. Объемно-простанственные композиции малых форм, мелкая пластика, скульптура, произведения декоративно-прикладного искусства, формальные вещи при определённых условиях являются не только произведениями искусства, но и арт-объектами.

Введение в сферу искусства этого понятия стало новацией XX в., когда художники, а вслед за ними и дизайнеры стали стремиться создавать произведения искусства, которые не являлись бы прямым следованием традиции. Уход от утилитарности предмета помогает подойти с эстетической точки зрения. Изначально этот эксперимент открывает творчество художников-авангардистов.

Технологии и новые материалы ХХ столетия открыли такие возможности, о которых в прежние эпохи художники не могли и мечтать. Искусство новейшего времени балансирует между беспредметностью и изобразительностью, открывая новые грани реальности. Одновременно с этим происходит разделение между работой дизайнера и творчеством художника. На стыке этих новых возможностей творится новый объектный мир, который получает наименование арт-объектов.

Понятие о эмалировании, как вида художественного творчества в искусстве происходит с 1980 года. Следующий этап развития авторского искусства эмали был связан с организацией Союзом художников СССР в 1983 году творческого семинара эмальеров в г. Паланге (Литва), который, работая ежегодно до 1991 года, объединял художников из разных республик СССР. Творческое содружество художников разных направлений сделало палангский семинар своеобразной академией современного искусства художественной эмали, помогло консолидировать лучших художников-эмальеров, а также помогло найти новый художественный образ эмали и обогатить искусство эмали новыми нетрадиционными творческими решениями. В творчестве художников стал доминировать жанр арт-объектов. В этом направлении работали Наталья и Геннадий Быковы, Ольга и Феликс Кузнецовы, Геннадий Быков, Алексей Дороднов, Геннадий Ленцов. Появилось новое творческое понимание эмали. Эмаль служащая для декоративного украшения превращается самостоятельный объект. Художник открывает технические новшества, экспериментирует с формой, выражая сложное ассоциативное содержание. Эмальеры отказываются от утилитарности, создавая графические, объемно–пространственные формы. Автор композиции «Дом моего друга» Владимир Наумов, используя возможности пространственного формотворчества и цветовую гамму эмали, выстраивает изысканную по форме и многоплановую по содержанию концептуальную конструкцию. В кинетической композиции Веры Наумовой «Танец» облегченная металлическая конструкция и яркая разноцветная эмаль создают подлинное ощущение танцевального вихря.[1, с.42].

Триптих Леонида Корнеева «Берегите атмосферу» становится объектом готовым вступить в диалог со зрителем. Произведение наполнено скрытым текстом, призывом.

В композиции «Этнографический музей» Ольги Кузнецовой слиты живописные и декоративные возможности, раскрытие идеи происходит через геометрическую символику.

Родоначальник Донской горячей эмали Георгий Лиховид – профессиональный художник-монументалист, живописец, график. Объекты «Музыка для двоих», «Соло красной гитары» сочетают в себе деревянную основу, которая является единой скульптурной формой с сочетании с горячими эмалями. Разумно продуманный синтез материалов не является противоречивым при восприятии объектов. Произведение становится неким символом, знаком, но объемным. Объект раскрывает свое содержание при рассмотрении с разных ракурсов.

В Ярославле «Арт-студия 204» объединяет художников, работающих с горячей эмалью, стеклом, керамикой. Экспериментирует с деревом и металлом, создавая сложные интерьерные объекты. Михаил Бекетов и Елена Евдокимова выполняют из стекла крупные интерьерные вещи, эффектные элементы для мебели: стеклянные вставки для дверей, ширм и абажуров. Из шамота художники делают небольшие сувенирные предметы, а также и монументальные композиции, как, например, памятный знак для Ярославля, в честь 40-летия полета в космос Валентины Терешковой. Мастерам свойственна раскованность в обращении с прирученными ими инструментами и материалами. Отсюда смелые сочетания эмали, стали, кожи, резного дерева, лозы, стекла и металла.

Бородай Александр, советский и украинский художник, возродил эмальерное искусство в Украине. Первым применил эмаль в архитектурной среде.

Багаутдинов Анвар с своих объектах использует медь, горячую эмаль, латунь. Одна из работ находится в холле гостиницы "Прибалтийская" в Санкт-Петербурге. В качестве главного элемента украшения аквариумов в холле использована декоративная металлическая скульптура, покрытая горячей эмалью.

Спектр работ в современной авторской художественной эмали России чрезвычайно широк. Современная эмаль демонстрирует не только опору на традиции, но и новаторские решения в работе с этим материалом.[1, с.42].Декоративно-прикладное искусство находится в тесной взаимосвязи с дизайном. Дополняя друг друга, или же являясь самостоятельным понятием рождаются произведения искусства «арт-объекты». Арт-объект становится важным смысловым акцентом, доминирует в создаваемом пространстве. Сегодня он востребован в формировании интерьера, экстерьера, архитектурной, городской среды. Эта небольшая статья не ставит задачу глубокого анализа, что может являться арт-объектом. Скорее, это возможность высказаться с точки зрения художника декоративного искусства, работающего в области средового дизайна.

Список использованных источников.

  1. Гилодо А.А. Русская эмаль: 19 – 20 век. - 45 с.

  2. Современное эмальерное искусство. Издательство «Мир Металла»

  3. Рунге В.Ф. История дизайна. - 38 с.

  4. Маньковская Н. Эстетика постмодернизма. - 57 с.

  5. http://design-union.ru/authors/theory/184-art-or-theory

  6. http://arx.novosibdom.ru/node/442

  7. http://city-2.narod.ru/ae/ae87.html

Просмотров работы: 590