ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДА СТАНДАРТИЗАЦИИ В ДИЗАЙНЕРСКОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДА СТАНДАРТИЗАЦИИ В ДИЗАЙНЕРСКОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Все окружающее человека искусственно созданное предметное пространство - это продукт дизайнерской деятельности. На рубеже XIX-XX столетий дизайн стал новым этапом развития цивилизации. В процессе развития дизайн превратился в одно из самых действенных средств формирования предметной среды обитания человека. С активизацией рыночных отношений, явившейся следствием промышленной революции, появилась возможность качественно и экономично производить в огромными тиражами разнообразные товары на любой вкус и кошелек. В этот момент возникает задача эстетического совершенствования этих товаров. Человеческое общество всегда стремилось к прекрасному, стремясь создать эстетичную и комфортную среду своей жизнедеятельности.

Именно эту задачу призваны выполнить дизайнеры, специфичность деятельности которых состоит в том, что «…помимо решения духовно-эстетических задач, что свойственно искусству в целом, их произведения используются человеком в практической деятельности»; другими словами, результаты этой деятельности «являются не только предметами искусства, но и, одновременно, предметами быта, служащими для удовлетворения практических нужд человека и находящимися в тесной взаимосвязи с техникой, нехудожественной по своей природе областью культуры» [1].

Дизайнерская деятельность начинается с поиска и разработки грамотной концепции проекта. Успех этого этапа работы всецело зависит от четкого формулирования задач, прогнозирования конечного результата и определения метода проектирования. В дизайнерском проектировании используются самые разнообразные методы, которые представляют собой совокупность приемов и операций практического или теоретического характера, подчиненных решению конкретной задачи и нацеленных на упорядочение проектного процесса. Метод отражает повторяемость приемов и путей дизайнерской деятельности, в итоге становятся моделью правил работы дизайнера. Главная «цель проектирования – положить начало изменениям в окружающей человека искусственной среды». Одним из самых эффективных методов дизайн-проектирования является метод унификации, который, развиваясь, стал основой еще одного метода, называемого агрегативностью. [5].

Безрассудное отношение к материальным и человеческим ресурсам, при проектировании и производстве технически сложных конструкций необходимых покупателю, это и есть те основные проблемы стандартизации которые поддавались под обсуждение, еще в 60-ых годах. [2]. С бурным ростом промышленности появилась необходимость в разработке нормативно-технической документации (стандартах), которые устанавливают определенные нормы экономии при производстве и потреблении товаров, это и есть понятие стандартизации. Между производителем и покупателем устанавливается стандарт, т.е. единая норма отвечающая за требования производственного процесса и условиями эксплуатации. [3].

Главную роль в управлении промышленного производства занимает учение унификации, которая реализуется путем достижения эффективного производства, упорядочивания и рационального сокращения с целью приведения объектов к единообразию. На основе преемственности строится итоговые продукты унификации, подразумевающий рост систем при минимуме элементов. Существует два направления утверждения унификации в проектную практику:

1. Типовая, осуществляемая путем создания и выпуска унифицированных рядов однородных изделий, с базовыми моделями и модификациями, либо с помощью типоразмерных рядов.

2. Межтиповая, достигаемая путем создания и применения в разнородных изделиях одних и тех же унифицированных элементов (агрегатов, узлов и деталей).

Агрегатирование дает возможность видоизменить конструкцию изделия, таким образом, что каждый выпускаемый элемент изделия состоит в унифицированном ряду. Объединенные агрегатные элементы создают функционально самостоятельные блоки. [4].

Агрегатированный метод включает в себя три формы: базово-модификационный, типоразмерный, и агрегатный конструктор, все они взаимосвязаны одними параметрами: линейные размеры и геометрическая форма. Под исходные данные конструктивных модулей, понимают единый размер, которые содействуют в создании и использовании элементов. Конструктивные модули не могут быть законченными финальными изделиям, в связи с отсутствием унификационных связи элементов. [1].

Агрегативность есть метод проектирования разнообразных изделий, разных по назначению, из определенного количества компонентов неоднократного использования, посредством трансформации характера соединений и объемной комбинации этих элементов. Агрегативность – это метод стандартизации в целом. Агрегативность - это способ создания и использования промышленных изделий, основанный на функционально-геометрической общности и взаимозаменяемости каждого элемента при создании различных вариантов производимых изделий. Благодаря этому методу проектирования, создаются различные новые изделия необходимые потребителю. Сложность задач, меняется при переходе от менее сложных к более сложным функциональным решениям дизайн-объекта.

Для удобства проектирования все элементы (составляющие изделия) необходимо располагать иерархически, в виде ряда уровней. Деление различных сложных систем на элементы, размещаемых по уровням, дают возможность вести ее проектирование последовательно-параллельно, выполнить все элементы такой системы в едином стиле и максимально их унифицировать. [4].

Список литературы

1) Бердник Т.О. Архитектоника костюма. [Текст]: учебное пособие/ Т.О. Бердник. – Ростов-на-Дону: Институт архитектуры и искусства Юфу, 2010.

2) Пол Кларк, Дж. Фриман. «Дизайн». - М: АСТ, 2003.

3) Генисаретский О.И. Проектная культура и концептуализм. - М: АСТ, 2002.

4) Грашин А.А. «Методология дизайн-проектирования элементов предметной среды.» Учеб. пос. М.: Архитектура - С, 2004.

5) Мартынов Ф.Т. Основные законы и принципы эстетического формообразования и их проявления в архитектуре и дизайне. Екатеринбург, 1992.

Просмотров работы: 757