МЕТОД СИНЕКТИКИ В ПРОЕКТНОМ ПРОЦЕССЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

МЕТОД СИНЕКТИКИ В ПРОЕКТНОМ ПРОЦЕССЕ

Долженко К.Н. 1
1Донской Государственный Технический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Дизайнерское проектирование – область деятельности, представляющая собой синтез художественного и научного подходов к предметному формообразованию. Определяя важнейшую профессиональную задачу дизайнера, Т.О. Бердник описывает ее как поиск «наиболее целесообразного и художественного воплощения во внешнем облике проектируемых предметов их назначения, функциональной сути, устройства, единства конструкторской и технологической основ» [1]. В процессе реализации проектного замысла дизайнер использует разнообразные методы, учитывающие междисциплинарный характер задачи. Важнейшее значение для достижения успешного результата является поиск наиболее деятельных методов психологической активации творчества и способов ее эффективного применения.

Зачастую, приступая к выполнению нового проекта, дизайнерам необходимо проанализировать все этапы его реализации – Художественно-компоновочную часть, техническую, конструктивную, экономическую и т.д.

В этом процессе самое главное - инициировать идею, т.е. поставить задачу, решение которой будет проявляться во всех последующих этапах данного проекта. Именно эта часть, начальный этап проекта, является главной, потому что, если возникают затруднения с постановкой цели, то дальнейший путь к ее осуществлению либо будет очень трудным, либо вовсе перечеркнет все планы.

Чтобы правильно сформулировать задачу, дизайнеры используют методы, активизирующие мыслительный процесс, которые позволяют посмотреть на возникшую проблему под другим углом. Наиболее продуктивным и действенным методом для поиска решений в подобных ситуациях является метод синектики. По своей сути метод, разработанный американским ученым и исследователем творческого мышления Уильямом Гордоном во второй половине XX века, представляет собой коллективное задействование творческого, интуитивно-образного мышления людей различных сфер деятельности для определения нового незаурядного решения поставленной проблемы. Действие своего метода Гордон продемонстрировал в работе над созданием чипсов Pringles. Перед ним стояла задача – как сделать и упаковать картофельные чипсы так, чтобы уменьшить объем заполняемого воздуха в упаковку, при этом сделать ее компактнее и избежать крошения продукта. В качестве аналогии Гордоном был выбран процесс уборки опавшей листвы в полиэтиленовый мешок (мокрые листья мягкие, легко принимают форму и занимают меньше места нежели сухие). Главная цель синектики заключается в том, чтобы уйти от обыденного представления решения поставленной задачи, задать мышлению другое направление: от принятия быстрого, легкого, но банального и неинтересного к более продуктивному, оригинальному решению, пусть и не дающемуся так легко [4].

Рассмотрим действие данного метода на конкретном примере – разработке дизайна интерьера рабочего кабинета. Заказчик изложил свои предпочтения и попросил предложить в рамках классического представления более живое, нетрадиционное исполнение, привнести что-то новое в уже устоявшиеся приемы для выполнения интерьера подобного назначения. Метод синектики предполагает выход из зоны комфорта тем людям, которые привыкли работать индивидуально в рамках своих способностей и знаний. Для лучшего представления задачи необходимо посмотреть на нее с разных сторон. В рамках крупной специализированной компании для этого может быть сформирована группа людей различной квалификации. У каждого члена группы имеется различный опыт, восприятие, видение и подход к данной проблеме, что помогает рассмотреть проблему с различных точек зрения, при этом появятся различные варианты ее решения, незатронутые ранее. Проанализировав всю полученную путем коллективного взаимодействия информацию, группа способна иначе оценить ситуацию и прийти к оригинальному результату. Среди сформированной группы кто-то может выступить в качестве руководителя-эксперта, который поясняет проблемную ситуацию, дает наводящие вопросы группе и направляет ее мыслительный процесс в необходимую для успеха сторону.

Далее происходит анализ проблемы, попытки превратить незнакомую и непривычную проблему в привычную. Каждый участник находит одно решение для данной проблемы (это может быть: как сделать кабинет не кабинетом? Или что можно изменить в интерьере, чтобы не создавалось конкретное ощущение нахождения в кабинете?). На этом этапе происходит дифференциация проблемы на несколько ее частей, или подпроблем, так как каждый из членов группы формулирует проблему и ее цели так, как он это понимает. Эксперт выбирает наиболее удачную формулировку и далее группа работает именно над ней.

На третьем этапе руководитель предлагает рассмотреть группе пути решения цели таким образом, как если бы аналогичная проблема лежала в совершенно другой области, например, в политике, психологии, живой природе, религии. При этом можно использовать четыре вида аналогий, на применении которых и строится метод.

Первый вид – прямая аналогия – позволяет найти схожесть данной проблемы (или процесса) с аналогичной в мире техники или живой природы. Возможность использовать уже известные способы решения. Например, нейлоновые нити, изобретенные по аналогии паутины.

Личная аналогия позволяет вжиться в образ изучаемой проблемы (в данном случае, «почувствовать» себя кабинетом), понять какие эмоции при этом испытывает вжившийся в роль человек, выявляет ряд факторов, связанных с решением проблемы.

Символическая аналогия, в последствие получившая название «прием нахождения названия книги», дает возможность рассмотреть проблему с абстрактной, парадоксальной точки зрения. Эксперт определяет слово, являющееся выражением проблемы, а группа участников должна отразить суть этого явления во фразе (буквально два слова), сочетающую несопоставимые друг с другом слова, иначе говоря, содержащую парадокс. (Кабинет - Строгая выразительность / Сосредоточенный комфорт; Новое – Повторяющееся стремление; Традиции - Временное наследие).

При фантастической аналогии вводятся нереальные, фантастические условия в решение задачи с целью генерации оригинальных и свежих идей. Это самая творческая аналогия, но не всегда самая удачная, поскольку предложенные в ее рамках идеи чаще всего не имеют возможность дальнейшего развития/преобразования.

После применения одного или нескольких видов аналогий, эксперт возвращает группу к первоначальной проблеме для того, чтобы проанализировать, насколько отошедшие от начальной цели и вызывающие новые точки зрения на проблему, идеи можно теперь применить в решении задачи.

На заключительном этапе метода руководитель отбирает наиболее удачную идею и уже ее использует, экспериментирует с ней и развивает для успешного ее внедрения в решение проблемы. В итоге вы сможете предоставить новую, свежую идею и приятно удивить заказчика.

Привлечение метода синектики в проектную практику приводит к разработкам самых ярких и необычных решений в мире дизайна. Но если выработанные в ходе метода идеи не подходят для решения поставленной цели, то можно повторить весь процесс заново с привлечением других участников. Найденные, но неподходящие в данном случае, идеи можно использовать в других проектах [3]. В любом случае, творческая активность и оригинальность мышления перейдут на новый уровень, а это уже немаловажно для успешной работы в будущем. Использование этого метода помогает дизайнеру сделать поиск новой идеи более коротким и продуктивным, а также более широко и нетривиально смотреть на поставленную задачу.

Список использованных источников

  1. Бердник Т.О. Архитектоника костюма. [Текст]: учебное пособие/ Т.О. Бердник. – Ростов-на-Дону: Институт архитектуры и искусства Юфу, 2010. – 240 с.

  2. Чус А.В., Данченко В.Н. Основы технического творчества. – Киев: Изд-во «Донецк Вища шк», 1983. - 183 с.

  3. http://sinectics.livejournal.com - [Русскоязычное сообщество о синектике]

  4. http://constructorus.ru - [Синектика- коллективный творческий метод от Уильяма Гордона]

Просмотров работы: 822