ОБУЧЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИЕМАМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОБУЧЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИЕМАМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Прочаковская Л.В. 1
1Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность проблемы

Практика показывает, что одним из важных средств систематического и прочного усвоения программного материала по математике, развития творческих сил и воспитания обучающихся, есть самостоятельная работа. Знания не могут быть переданы в готовом виде, они усваиваются осмысленно в процессе определенных действий, при этом важно, чтобы учащиеся самостоятельно выполняли эти действия. Знания, которые усвоил ученик сам, значительно прочнее тех, которые он получил после объяснения учителя. Здесь же решается и большая воспитательная проблема – обучение навыку самостоятельности в работе в общем, возможности в дальнейшем самостоятельно устранить пробелы в знаниях, творчески применять их в решении каких-либо практических заданиях. Особое значение приобретает самостоятельная работа в настоящее время. Введение ФГОС, прогресс техники, прогресс науки, постоянная смена занятий, смена функций, необходимость продумывать и разрешать ряд вновь возникающих проблем требует умения самостоятельно работать над расширением своего кругозора.

Цель педагогической деятельности

  • формирование обучающегося, который умел бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи

  • критически мыслить

  • вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения

  • систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования

  • совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.

Задачи:

  • развить у обучающихся самостоятельность в познавательной деятельности

  • научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение

  • научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности

  • формировать у обучающихся активность и самостоятельность как черт личности

  • развивать их умственные способности

Понятие «самостоятельная» работа

Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом обучающиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленных целей, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий.

Что же по - существу входит в понятие «самостоятельная деятельность».

Сущность самостоятельной работы

  • «Самостоятельность» – характеристика деятельности учащегося в конкретной учебной ситуации представляет собой постоянно проявляемую способность достигать цель деятельности без посторонней помощи.

  • «Самодеятельность» – субъективная, собственно индивидуальная самоуправляемая деятельность, с личностно обусловленными компонентами: целью, ведущей потребностью, мотивацией и способами реализации.

  • «Самоактивация» – это субъективно соотнесённая внутренняя мотивация деятельности.

  • «Самоорганизация» – свойство личности мобилизовать себя, целеустремлённо, активно использовать все свои возможности для достижения промежуточных и конечных целей, рационально используя при этом время, силы, средства.

  • «Саморегуляция» – изначально психологическое обеспечение деятельности, в последующем развитии приобретающее личностный смысл, т.е. собственно психическое наполнение.

  • «Самоконтроль» – необходимый компонент самой деятельности, который осуществляет её исполнение на личностном уровне.

Управление самостоятельной деятельностью школьников.

Педагогическое руководство – это управление самостоятельной деятельностью обучающегося на этапе ее непосредственного осуществления: предъявление учебной задачи школьнику, инструктаж по ее выполнению, мотивация ее разрешения, контроль и коррекция самостоятельных действий обучающегося, оценивание результатов самостоятельной работы.

Организация самостоятельной работы – это отбор средств, форм и методов, стимулирующих познавательную активность, обеспечение условий эффективности.

Принципы управления:

1) дифференцированный подход к учащимся с соблюдением посильности учебных заданий;

2) планомерное возрастание интеллектуальных нагрузок и последовательный переход к более неточным и неполным указаниям по выполнению самостоятельной работы;

3) постепенное отдаление учителя и занятие им позиции пассивного наблюдателя за процессом;

4) переход от контроля учителя к самоконтролю.

Система самостоятельной работы учащихся

На различных уроках с помощью разнообразных самостоятельных работ обучающиеся могут приобретать знания, умения и навыки. Все эти работы только тогда дают положительные результаты, когда они определенным образом организованы, т.е. представляют систему.

- При этом под системой самостоятельных работ следует понимать совокупность взаимосвязанных друг с другом самостоятельных работ, т.е. когда последующая самостоятельная работа является логическим продолжением предыдущей самостоятельной работы.

- Всякая система должна удовлетворять определённым принципам. В противном случае это будет не система самостоятельных работ, а случайный их набор.

Принципы:

1.Система должна быть единой как для самостоятельных работ в классе, так и дома.

2.Система должна обеспечивать активную познавательную деятельность на всех этапах процесса обучения и способствовать решению тех конкретных задач, которые ставятся на данном этапе.

3. Учебные задания, входящие в самостоятельную работу, должны обеспечить формирование у учащихся не только основ изучаемой науки, но и навыков самообразования.

4. Система самостоятельных работ должна удовлетворять основным принципам дидактики.

5. Характер учебной деятельности учащихся должен определяться системой учебных заданий, входящих в систему самостоятельных работ, и отвечать любому из методов обучения: репродуктивному, частично-поисковому, исследовательскому.

6. Система учебных заданий должна удовлетворять требованию последовательного нарастания трудности.

Как определить место самостоятельной работы в процессе обучения?

Приступая к изучению некоторого раздела, я выделяю основные понятия и идеи. Опираясь на связи с ранее изученным материалом, определяю, какие из основных понятий и идей буду давать обучающимся в готовом виде, а какие школьники приобретут в процессе самостоятельной работы. При этом я руководствуюсь следующим:

  1. Если изучаемый материал для школьников совершенно новый, не имеет опоры в их предшествующем познавательном и практическом опыте или по своему содержанию и источникам информации сопряжён с большими трудностями для восприятия, то наиболее эффективно такое сочетание, когда учитель излагает весь учебный материал, а обучающиеся его самостоятельно закрепляют.

  2. Если изучаемый материал требует лишь теоретического введения, а школьники обладают умениями самостоятельной работы, то вполне результативно такое сочетание, когда учитель излагает, лишь основные вопросы, а ученики прорабатывают весь материал самостоятельно.

  3. Если содержание и методика изучения данного материала прочно опираются на предшествующую работу обучающихся, а изучаемый материал легко распределяется по отдельным заданиям, то лучше такое сочетание, когда учитель ограничивается введением в содержание изучаемого материала, а обучающиеся под его руководством выполняют основную работу самостоятельно.

  4. Если изучаемые вопросы органически связаны с предшествующим познавательным и практическим опытом обучающихся и основные понятия вытекают из ранее изученного материала, а также применяются приёмы самостоятельной работы, которыми обучающиеся уже владеют, то результативна такая самостоятельная работа, при которой роль учителя ограничивается её организацией и управлением.

Результативность самостоятельной работы достигается, если она является одним их составных, органических элементов учебного процесса, и для неё отводится специальное время на каждом уроке, если она ведётся планомерно и систематически, а не случайно и эпизодически.

Только при этом условии у обучающихся вырабатываются устойчивые умения и навыки в выполнении различных видов самостоятельной работы и наращиваются темпы в ее выполнении.

Характерность самостоятельной работы:

1. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Четкая формулировка цели работы вызывает у школьников интерес к работе и стремление выполнить ее как можно лучше.

2. Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать обучающегося при ее выполнении работать напряженно.

3. На первых порах у обучающихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы.

4. Для самостоятельной работы нужно предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации. Только в этом случае самостоятельная работа способствует формированию инициативы и познавательных способностей обучающихся.

5. В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения ЗУН различными обучающимися требуется разное время. Осуществлять это можно путем дифференцированного подхода к обучающимся.

6. Задания, предлагаемые для самостоятельной работы, должны вызывать интерес обучающихся.

7. Самостоятельные работы обучающихся необходимо систематически и планомерно включать в учебный процесс. Только при этом условии у них будут вырабатываться твердые умения и навыки.

8. При организации самостоятельной работы необходимо осуществлять разумное сочетание изложения материала учителем с самостоятельной работой обучающихся по приобретению ЗУН.

9. При выполнении обучающимися самостоятельных работ любого вида руководство должно принадлежать учителю. Учитель продумывает систему самостоятельных работ, их планомерное включение в учебный процесс. Он определяет цель, содержание и объем каждой работы, ее место на уроке, методы обучения различным видам самостоятельной работы.

Провожу самостоятельные работы, которые различаются:

  1. по дидактическим целям:

  2. обучающие; тренировочные; закрепляющие; повторительные; развивающие; творческие.

  3. по уровню самостоятельности учащихся:

  4. по образцу (репродуктивные); реконструктивные, вариативные; эвристические (частично-поисковые); исследовательские (творческие: кроссворды, занимательные задачи, ребусы, анаграммы и др.)

  5. по степени индивидуальности: общеклассные (по вариантам, дифференцируемые); групповые (в группах, парах); индивидуальные.

  6. по источнику и методу приобретения знаний:

  7. работа с книгой (в классе, дома); решение и составление задач; лабораторные и практические работы; подготовка докладов, рефератов.

  8. по месту выполнения:

  9. классные; домашние.

  10. по форме выполнения:

  11. устные; письменные; тесты.

  1. Самостоятельная работа как средство предупреждения неуспеваемости

  2. Важнейшей особенностью организации мной учебного процесса является ориентация на безусловное достижение всеми обучающимися обязательного уровня математической подготовки, зафиксированного в программе по математике. Планирование обязательных результатов обучения включает в себя постоянный контроль над их достижением, оказание эффективной помощи слабоуспевающим. Но вместе с тем, я стараюсь не ограничивать обучение всех обучающихся минимальным уровнем обязательных требований: важно стремиться к более полному раскрытию математических способностей школьников.

  3. При подготовке к уроку и на уроках стараюсь применять полученные знания при выполнении педагогических, учебно-воспитательных и научно-методических задач с учётом индивидуально-типологических и возрастных различий обучающихся, социально психологических особенностей их коллективов и конкретных педагогических ситуаций.

  4. Регулярно веду учебно-воспитательную работу, определяю уровень и глубину усвоения обучающимися программного материала, прививаю им навыки самостоятельного пополнения знаний.

  5. Свои уроки стараюсь строить так, чтобы они способствовали развитию у обучающихся логики мышления, интереса к изучению математических наук; прививаю им навыки анализа и решения задач различной сложности, выведение закономерностей общего и частного характера.

  6. В связи с тем, что в классах учатся обучающиеся с низким уровнем подготовки по математике, то я стараюсь всю проводимую самостоятельную работу использовать как средство предупреждения неуспеваемости. Поэтому свою работу направляю на:

  1. Изучение и заполнение пробелов в фактических знаниях обучающихся;

  2. Изучение и предотвращение ошибок в овладении знаниями;

  3. Учение типичным приемам самостоятельной деятельности.

  1. В школе обязательно должен быть психолог. Это не случайно, так как знание психологии ученика, особенностей его нервной деятельности помогают учителю повысить результативность обучения.

  2. Учителям хорошо известно, что обучающиеся с разными темпераментами различным образом воспринимают одно и тоже задание, по-разному приступают к его выполнению.

  3. Рассмотрим некоторые особенности организации самостоятельной работы с учащимися, имеющими ярко выраженный тип нервной деятельности.

  4. Учащиеся, отличающиеся быстротой реакции, молниеносно реагируют на всё, в том числе и на отвлекающие факторы (речь идёт о сангвиниках и холериках). Могут начать отвлекаться уже на первых шагах: при первом прочтении задания, если они сразу же чего-то в задании не поняли.

  5. Поэтому при организации самостоятельной работы задача учителя обратить внимание, прежде всего на таких обучающихся, не дав им возможности отвлечься на другое.

  6. Для холериков в особенности характерно то, что их мысли и действия чаще всего находятся в соответствии. Поэтому, если они не слушают, это сразу заметно. Значит надо призвать их к внимательности. Если же они слушают или читают, то их внимание сконцентрировано на этом задании. В непонятных местах они сами спросят – таков их характер. Поэтому, если учитель, наблюдая за холериками и сангвиниками, в начале самостоятельной работы скорректировал их действия, то в дальнейшем он может не беспокоиться за ход выполнения работы этими обучающимися.

    1. Из опыта работы:

    1. Алгебра. Тема: «Линейные неравенства с одной переменной» (8 класс).

    1. Вариант I

    1. Вариант II

    1. Вариант III

    1. Решить неравенства:

    1. Решить неравенства:

    1. Решить неравенства:

    1. а) 4x+7x-12;

    1. а) 3(x+1)-2(2-x)>-11;

    1. б) 3y+1,3>5y-0,1.

    1. б) 1,8x+6

Просмотров работы: 973