Основополагающими для профильного образования в современной школе являются следующие цели: формирование требований для более глубокого изучения материала, выбранного учащимися учебного профиля; последующая дифференциация учебного процесса для учащихся старших классов в зависимости от выбранного ими профиля.
Данные цели реализуются для обучения в согласовании с профильными интересами и намерениями, опираясь на склонности и способности учащихся, для самоопределения старшеклассников в отношении их продолжения дальнейшей учебно-образовательной и рабочей деятельности. В данный момент выделяют несколько основных профилей обучения учащихся в школах: технологический профиль, естественно-математический профиль, гуманитарный профиль, социально-экономический профиль.
Организация и развёртывание программы элективных курсов по предметам, внедрение элективных курсов в учебный процесс старшеклассников являются обязательными условиями профильного образования в школе.
Элективные курсы – это общеобязательные к посещению учащихся старших классов курсы по выбору, в задачи которых входят углубление, дополнение, развитие содержания профильного и базового курсов, выбранного учащимися учебного профиля, развитие различных сторон мышления; имеют функцию получения новой информации для познавательных интересов учащихся, воспитание мировоззренческих и личностных качеств, то есть, помимо основных уроков учащиеся старших классов посещают элективные курсы, на которых узнают для себя много нового материала, не входящего в основную учебную программу. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента.
Стоит заметить, что элективные курсы, прежде всего, удовлетворяют индивидуальным интересам, потребностям и склонностям школьника. Элективные курсы являются наиважнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ (траекторий), так как предоставляют каждому школьнику право выбора содержания образования в зависимости от его интересов, способностей и последующих жизненных планов.
Элективные курсы «компенсируют» во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников. Эта роль элективных курсов в системе профильного обучения определяет широкий спектр их функций и задач.
Исследователи выделяют следующие типы элективных курсов.
I тип. « По разрешаемым задачам».
Элективные курсы выполняют ряд задач. Во-первых, они создают условия для того, чтобы ученик утвердился или отказался от сделанного им выбора направления дальнейшего учения и связанного с ним определенного вида профессиональной деятельности. Во-вторых, помогают старшекласснику, совершившему в первом приближении выбор образовательной области для более тщательного изучения, увидеть многообразие видов деятельности с ней связанных. В-третьих, удовлетворяют естественное любопытство молодого человека в какой-то области знаний, которая не представлена в традиционном учебном плане. И наконец, ознакамливают учащихся с дополнительными разделами учебного материала, дают дополнительный материал для самообразования.
Нижеследующие виды элективных курсов решают задачи, которые были перечислены выше:
Пробные (их можно сравнить с факультативными курсами, программы которых будут ориентированы на знакомство с видами деятельности, характерными для человеческой работы в той или иной деятельности; при подготовке можно использовать научно-популярную литературу, пособия для профессиональной школы и т.д.).
Ориентационные (например, элективный курс «Задачи на проценты» для экономического профиля); для подготовки можно использовать научно-популярную литературу, пособия для профессиональной школы, дополнительные главы к школьным учебникам, пособия для подготовки в вуз и т.д.
Общекультурные (например, элективный курс «Золотое сечение», «Кривые в архитектуре» для любого профиля).
Углубляющие (на данных элективных курсах происходит углублённое изучение дополнительного раздела; при подготовке разрешается использование тем и заданий к факультативным курсам, дополнительных глав к школьным учебникам, пособий для подготовки в вуз и т.д.).
II тип. Нижеследующую типологию можно условно назвать «по связи с предметом». В ней элективные курсы делятся на предметные, межпредметные и на элективные курсы по предметам, не входящим в базовый учебный план.
III тип. « По содержанию».
Анализ приведенных типологий элективных курсов, позволяет констатировать следующее: существуют элективные курсы помогающие:
глубоко изучить предмет, который входит в базовый учебный план;
показать межпредметные связи изучаемых предметов;
изучить предметы, не входящие в базовый учебный план.
Некоторые из этих курсов направлены на изучение путей и методов применения знаний математики на практике, другие посвящены изучению методов решения математических задач, однако все названные элективные курсы удовлетворяют потребностям и интересам учащихся.
Нами проводится исследование по теме: «Элективные курсы по математике и организация самостоятельной деятельности учащихся». Был проведен анализ литературы по теме исследования, разработаны и апробируются элективные курсы для учащихся профильной школы (10-11 класс).
Полученные результаты нашего исследования позволяют констатировать, следующее:
- проведение элективных курсов более эффективно, если отбор содержания производится в соответствии с целями изучения математики в каждом конкретном профиле, в соответствии с профессиональными интересами, способностями и склонностями учащихся;
-все методы, формы и средства обучения на элективных курсах должны соответствовать психолого-педагогическим особенностям учащихся конкретного профиля;
- элективные курсы дают возможность поддержать изучение математики как профильного предмета на заданном профильном уровне и служат для внутрипрофильной специализации обучения и построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся.
Литература:
Абдулаев Э.Н. Элективные курсы: нормативно-правовое регулирование и литература. – [Электронный ресурс] - URL:
http://pish.ru/articles/articles2009/201/.
Гультяева Л.И. Разработка и проведение элективных курсов для предпрофильного и профильного обучения//Информатика,2007.-№3.
Егорова А. М. Профильное обучение и элективные курсы в средней школе [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 173-179.