ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Полянина М.М. 1
1Ивановский педагогический колледж им. Д. А. Фурманова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
1.1. Танец, как средство физического воспитания, способствующее творческому развитию и интереса школьников

Интерес - это осознанное положительное отношение к чему-либо, побуждающее человека проявлять активность для познания интересующего объекта.

Интерес можно определить как эмоционально-познавательное отношение к предметам или непосредственно мотивированной деятельности, переходящее при благоприятных условиях в эмоционально - познавательную направленность личности .

Интересы человека - это не врождённые свойства личности, а результат её формирования, обусловленный социальным окружением, сферой и характером деятельности.

Интерес всегда имеет определённую предметную направленность, интересы человека многообразны, как многообразен окружающий мир.

Интерес лежит в основе пытливости, любознательности, желания проникнуть вглубь изучаемого предмета, сопоставить и сравнить его с другими учебными предметами, сделать какие-то выводы, поставить новые вопросы. Без достаточного развития этих качеств, ни о каком успешном обучении речи быть не может. Именно интересы ребёнка определяют его активное отношение к миру, к процессу познания.

Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, его творческих возможностей. Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве. Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох столь же необходимо, как изучение всемирной истории и этапов развития мировой художественной культуры, ибо каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер. Изучение танцев своего народа должно стать такой же потребностью, как изучение родного языка, мелодий, песен, традиций, ибо в этом заключены основы национального характера, этнической самобытности, выработанные в течение многих веков.

В основу обучения детей младшего школьного возраста необходимо положить игровое начало. Правильно подобранные и организованные в процессе обучения танцы-игры способствуют умению трудиться, вызывают интерес к уроку, к работе. Специфика обучения хореографии связана с постоянной физической нагрузкой. Но физическая нагрузка сама по себе не имеет для ребенка воспитательного значения. Она обязательно должна быть совместима с творчеством, с умственным трудом и эмоциональным выражением. Задача педагога - воспитать в детях стремление к творческому самовыражению, к грамотному овладению эмоциями, пониманию прекрасного.

Активным, творческим, пробуждающим в человеке художественное начало является и сам процесс обучения танцу. Осваивая танцевальную лексику, человек не просто пассивно воспринимает красивое, он преодолевает определенные трудности, совершает немалую работу для того, чтобы эта красота стала ему доступна. Познав красоту в процессе творчества, человек глубже чувствует прекрасное во всех его проявлениях: и в искусстве и в жизни.

Древнегреческий философ Демократ утверждал: «Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если не учиться», а Я. Коменский отмечал, что в человеке прочно и устойчиво то, что впитывает он в себя в юном возрасте.

При работе с детьми необходимо знать возрастные особенности, без которых невозможно верно определить содержание и направление обучения. Для младших школьников характерно слабое развитие мышц, дети быстро устают от физических нагрузок. Из-за слабости мышц спины они не способны долго удерживать корпус в подтянутом состоянии. Педагог должен обратить внимание на укрепление и развитие мышц, формирование устойчивых навыков правильной осанки. Слабость дыхательных мышц, недостаточно развитая сердечно - сосудистая система - все эти особенности требуют от педагога очень осторожного увеличения физических нагрузок и чередования быстрого темпа с умеренны и медленным. У детей недостаточно развит анализаторный аппарат: зрительная, слуховая, мышечная и вестибулярная чувствительность. Несовершенно восприятие: дети не умеют долго слушать музыку, неточно воспринимают движения, плохо ориентируются в пространстве. Развитие органов чувств, сенсорных умений и совершенствование восприятия - должно стать первоначальной задачей обучения. Следует помнить, что овладение тем или иным навыком должно носить художественно-творческий характер.

Интересы учащихся к занятиям физической культурой бывают разными. Это и стремление укрепить здоровье, сформировать осанку, это и желание развивать двигательные и волевые качества. Интересы мальчиков и девочек различны: девочки чаще всего думают о красивой фигуре, гибкости, изяществе движений и походки, реже о развитии быстроты, выносливости, силы. Мальчики же хотят развить силу, выносливость, быстроту, ловкость. Значимость привлекательных сторон физической культуры меняется и с возрастом. Если младшие школьники проявляют интерес к двигательной активности вообще, то подростки занимаются физическими упражнениями уже с какой-то конкретной целью, у старшеклассников на первом месте стоят мотивы, связанные с их жизненными планами, то есть с подготовкой себя к определенной профессиональной деятельности. И все эти аспекты необходимо учитывать.

Перестройка народного образования открыла перед школьными учителями широкие возможности для творчества в решении проблем физического воспитания, целью которого является содействие всестороннему и гармоничному развитию личности, ее слагаемые - крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знаний, умений и навыков в области физической культуры, а также мотивы осуществления физкультурно-оздоровительной деятельности.

Учителя получили широкие пути организации учебно-воспитательного процесса урочных и внеурочных занятий в соответствии с местными запросами и материальной базой школ, региональными и климатическими условиями проживания, подготовленностью учащихся, их интересами и другими факторами. Они выбирают средства и методы развития физических качеств, обучения двигательным навыкам, решения оздоровительных задач. На основе этих слагаемых базируются программы по физическому воспитанию в школе.

В настоящее время существует ряд авторских программ, рекомендованных к использованию в школьной практике. Данные программы предусматривают различные направления в физическом воспитании. Значительная часть учителей физической культуры в школе видит цель физического воспитания в преимущественном решении оздоровительных задач.

Современность дала возможность поиску новых путей в развитии, образовании и воспитании учащихся. В этой связи рекомендуется чаще использовать танцевальные средства для решения общих задач уроков физической культуры. Творчество учителя в данном случае будет оправдано результатами его работы. Танец – искусство пластических и ритмических движений. Изучение таких движений делает обычные движения детей красивыми, выразительными, повышает интерес к упражнениям. Регулярное и правильное выполнение танцевальных упражнений способствует формированию хорошей осанки, развивает у детей слух, чувство ритма, создает хорошее настроение, активизирует жизненные процессы.

В педагогических теориях Древней Греции, в феодальном обществе, в эпоху Возрождения обучению танцем уделялось особое внимание, так как именно танцевальные движения и у юношей, и у девушек вырабатывают грациозность, столь не обходимую для изысканных манер, требуемых в высшем обществе. Простые люди всегда любили танцы. Ни один праздник у любого народа не обходится без движений определенного темпа и формы, исполняемых в такт музыки. Уже в детском саду дети знакомятся с танцевальными движениями, водят хороводы. В начальной школе такие движения включают в основу программных требований по предмету «Физическая культура».

Танцевальные упражнения с детьми можно выполнять в кругу, колонне, шеренге, а так же в разомкнутой колонне по два, по три, по четыре, в свободном строю, у специальных станков. Упражнения сопровождают подсчетом учителя или всех учащихся, пением учеников, но лучше всего – музыкой. Разучивать эти упражнения уместно в различных частях урока, исходя из конкретных задач и условий.

Выполняя различные движения, увлекаясь спортом или танцами, многие школьники выглядят уверенными в себе, раскованными, их движения становятся красивыми и пластичными, круг общения расширяется, дети приобретают новых друзей. Сравнивая детей, ведущих спортивный образ жизни, с остальными, можно с уверенностью сказать, что занятия спортом оказывают благотворное воздействие на формирование костно-мышечного аппарата.

Известно, что снижение двигательной активности и ограничение мышечных усилий приводят ко многим серьезным нарушениям в организме человека.

Современные школьники страдают от гиподинамии, что приводит к нарушению осанки и искривлению позвоночника, ожирению, близорукости.

Занятия физкультурой призваны помочь детям бороться с этими недугами. Одним из видов эмоциональной и эстетической двигательной деятельности для детей являются танцевальные упражнения и танцы.

Главенствующее положение урока физической культуры (как основной формы занятий физическими упражнениями) определяется тем, что в нем заложены возможности для решения стратегических задач физической культуры – всестороннего, гармоничного развития учащихся, их направленной и эффективной подготовки к жизни (к трудовой деятельности, военной службе) и др.

Содержание урока физической культуры многогранно. Оно составляет определенный набор физических упражнений, деятельность учащихся, работу учителя и результаты, отражающие эту работу.

Логика учебно-воспитательного процесса требует: 1) последовательного включения занимающихся в познавательную деятельность; 2) постепенного достижения необходимого уровня физической работоспособности; 3) последовательного решения намеченных на данное занятие образовательных, оздоровительных и воспитательных задач; 4) обеспечения хорошего после рабочего состояния организма, способствующего успешной последующей деятельности учащихся. Это обусловило разделение урока на три части: подготовительную, основную и заключительную.

Урок физической культуры обладает особенностями, обусловленными возрастными возможностями учащихся разных классов, содержанием учебных программ, комплексностью решения педагогических задач, местом каждого урока в ряде других общеобразовательных уроков и в режиме учебного дня.

Танец – искусство пластических и ритмических движений. Изучение таких движений делает обычные движения детей красивыми, выразительными, повышает интерес к упражнениям.

Регулярное и правильное выполнение танцевальных упражнений способствует формированию хорошей осанки, развивает у детей слух, чувство ритма, создает хорошее настроение, активизирует жизненные процессы.

Перед современным учителем физической культуры стоит задача обеспечить высокий уровень активности учащихся на уроках. Для этого необходимо, чтобы школьники испытывали интерес к занятиям физическими упражнениями, стремились развивать необходимые для этого физические и психические качества и получали удовлетворение от этих уроков.

Формирование интереса учащихся к занятиям физической культурой будет эффективным, если: 1) применяется объективная система контроля процесса физического воспитания, выполняющая стимулирующую роль оценки; 2} в качестве мотивирующих факторов применяется интегральная оценка, профиль физической подготовленности и показатели физического здоровья; 3) мотивирующие факторы объединены в методике Формирования интереса к занятиям физической культурой учащихся. Изучили урок как основную форму физических упражнений.

Урок физической культуры обладает особенностями, обусловленными возрастными возможностями учащихся разных классов, содержанием учебных программ, комплексностью решения педагогических задач, местом каждого урока в ряде других общеобразовательных уроков и в режиме учебного дня. Все это указывает на необходимость соблюдения ряда требований его организации и проведению. К основным из них относятся следующие: четкость постановки целей и задач, соответствие состава учебного материала учебной программе и характеру поставленных задач, целесообразный отбор средств и методов обучения с учетом дидактической цели и задачи урока, тесная связь уроков с предыдущими и последующими. Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы, постоянное видоизменение содержание урока, методики организации и проведения, обеспечение травмобезопасности урока, постоянный контроль за ходом и результатами учебной деятельности учащихся. Рассмотрели разнообразие уроков физической культуры по средствам танцевальных упражнений. Танец – искусство пластических и ритмических движений. Изучение таких движений делает обычные движения детей красивыми, выразительными, повышает интерес к упражнениям.

Регулярное и правильное выполнение танцевальных упражнений способствует формированию хорошей осанки, развивает у детей слух, чувство ритма, создает хорошее настроение, активизирует жизненные процессы. Выполняя различные движения, увлекаясь спортом или танцами, многие школьники выглядят уверенными в себе, раскованными, их движения становятся красивыми и пластичными, круг общения расширяется, дети приобретают новых друзей. Сравнивая детей, ведущих спортивный образ жизни, с остальными, можно с уверенностью сказать, что занятия спортом оказывают благотворное воздействие на формирование костно-мышечного аппарата.

1.2. Учет возрастных особенностей детей младшего школьного возраста на занятиях физической культуры, с элементами танца

Возраст от 7 до 10 (11) лет наиболее благоприятный для дальнейшего развития как физических, так и умственных качеств. Идет довольно пропорциональное увеличение роста и веса, мышцы становятся более крепкими, происходит активное развитие функций головного мозга, что способствует его интенсивной работе. Изменяется соотношение между процессами возбуждения и торможения. Процесс торможения становится сильнее, хотя возбудимость еще достаточно велика.

Вхождение ребенка в новые условия школьной жизни ведет к изменению его социального статуса, формируется умение управлять своим поведением. Свобода дошкольного детства сменяется отношениями зависимости и подчинениям новым правилам. Мышление младшего школьника – наглядно-действенное, развивается словесно-логическое, закладываются базовые мыслительные способности.

Занятия физической культурой позволяют сочетать развитие понятийного мышления с совершенствованием образного. Цели и задачи работы педагога заключаются в дальнейшем развитии физических навыков, координации движений, совершенствовании и усложнении физических упражнений, формировании чувства мышечного самоконтроля. Дети этого возраста уже способны осваивать разные танцевальные упражнения. На уроках физической культуры в этом возрасте для педагога становится важным воспитание волевых качеств личности, трудолюбия, развития внимательности и памяти.

Младший школьный возраст является узловым в становлении самооценки, которая строится на оценке значимых для него взрослых и сверстников. Интеллектуальные чувства ребенка вызываются в большей степени конкретным образом педагога, чем абстрактными мыслями и рассуждениями. Педагог для него – авторитет, некий идеальный образ, к которому ребенок активно стремится. Поэтому личность педагога имеет большое значение в развитии представлений ребенка о самом себе, в формировании положительного к себе отношения. Младшие школьники болезненно воспринимают критику, им свойственны душевные переживания, если что-то не получается. И как следствие этого у них наблюдается повышенная тревожность. Подобное состояние может проявляться в двигательном беспокойстве, эмоциональном возбуждении (слезы, нервозность), в мышечной зажатости, скованности движений. Все это негативно сказывается не только на процессе обучения, а и на естественном развитии ребенка. Педагогу важно создать на уроке благоприятную эмоциональную атмосферу, комфортную, прежде всего для психического состояния ребенка. Важно, чтобы ребенок научился правильно и спокойно воспринимать замечания и исправления педагога, без которых не обойтись в процессе обучения. Делать замечания нужно аккуратно, избегать негативных сравнений, обязательно закреплять положительный опыт.

Формы деятельности педагога постепенно переходят от игровых к учебным. Метод развития и совершенствования двигательных реакций нужно сочетать с методом систематизированного художественного обучения. В возрасте 7-10 лет происходит интенсивное развитие способностей к пространственной ориентировке, дифференцированного мышечного ощущения, что позволяет разучивать технически более сложные движения. Для процесса восприятия необходимо периодическое и неоднократное повторение элементов и упражнений для наиболее полного и точного их запоминания.

В возрасте 7-8 лет обучение танцевальным движениям требует от них особой внимательности, мобилизации всех сил организма. Хореография – система умственного и физического воспитания, направленная на совершенствование физических и творческих способностей. Это основа, на которой развиваются другие интеллектуальные способности. Она трудна для освоения особенно детям, физические данные которых имеют средний уровень. Но без основных знаний и умений классической школы не обойтись. Болевые ощущения мышц, физическая нагрузка и напряжение, неудобные и непривычные положения ног – это то, с чем приходится сталкиваться детям на уроках. Поэтому очень важным моментом для педагога становится воспитание волевых качеств, трудолюбия и упорства. Воля ребенка также нуждается в положительных эмоциях. Даже маленький сиюминутный успех должен быть поощрен. Успешно выполненное задание, преодоление технических трудностей, чувство усталости после урока, связанное с ощущением приобретенной силы, похвала педагога – все это положительные эмоции. Самостоятельность ребенка простирается на самоустранение допускаемых ошибок и закрепляет успех.

Овладение хореографическими умениями и навыками в этом возрасте требует от детей сознательной работы. Без осознания невозможно достичь законченного гармоничного движения тела. «Давно было замечено и научно доказано, что раз вы думаете об определенном движении, вы его невольно, этого не замечая, производите» (Павлов И.П. Полн. собр. сочинений т. 3). Развивая у детей сознательное отношение, полезно предоставлять им возможность иногда меняться с педагогом местами. Педагогу необходимо всячески поддерживать интерес к деятельности через стимулирующую мотивацию через превращение цели определенной деятельности в актуальную потребность ребенка. Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т.е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Л.С. Выготский называл зоной потенциального развития. Педагогу важно найти верное соотношение простоты и сложности выполняемой детьми деятельности, чтобы способности ребенка развивались в максимально полной мере.

К основным направлениям деятельности педагога на занятиях физической культуры, с использованием танцевальных упражнений с младшими школьниками можно отнести:

- воспитывать привычку к волевым усилиям – настойчивость, выдержку, упорство, давая им посильные задания;

- реализовать естественную потребность ребенка в движении, развивая ловкость, координацию, танцевальную выразительность, сочетая статичные движения с динамическими, активными комбинациями;

- увеличивать объем и интенсивность нагрузок постепенно;

- развивать сознательное отношение к делу, дисциплинированность, самостоятельность;

- заострять внимание на положительных моментах, закреплять состояние успеха.

В плане воспитательной работы с младшими школьниками хорошо действуют беседы с привлечением фото и видео материалов. Продуманный, целенаправленный психолого-педагогический подход позволит гармонично и продуктивно развивать личность ребенка, раскрыть его творческий потенциал, реализовывать его способности и талант.

1.3. Основные цели и задачи, содействующие всестороннему развитию личности школьников младших классов, на занятиях физической культуры, с элементами танца

Основной целью занятий, является содействие всестороннему развитию личности школьников. Исходя из целей, предусматривается решение следующих задач:

1) Укрепление здоровья:

-способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата; формировать правильную осанку;

-содействовать профилактики плоскостопия;

-содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно - сосудистой и нервной систем организма.

2) Совершенствование психомоторных способностей школьников:

-развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, пропреоцептивную чувствительность, скоростно-силовые и координационные способности.

-содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой.

-формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности, и изящества танцевальных движений и танцев;

3)Развитие творческих и созидательных способностей детей:

-развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор;

-формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку;

-воспитывать умения эмоционального выражения, раскрепощённости и творчества в движениях; развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.

Помимо основных задач обучения танцевальным движениям решаются различные частичные задачи, которые определяются особенностями музыкального произведения, структурой и содержанием упражнений уровнем подготовленности учащихся их возможностей и интересов, условиями и направленностью обучения.

Просмотров работы: 1224