ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ТВОРЧЕСТВА В РАБОТАХ Л. С. ВЫГОТСКОГО - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ТВОРЧЕСТВА В РАБОТАХ Л. С. ВЫГОТСКОГО

Андрианова В.А. 1
1ОГБПОУ «Ивановский педагогический колледж им. Д.А. Фурманова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Меня всегда восхищали люди, которые не сидят на месте, созидают и творят, делая этот мир интереснее, разнообразнее и ярче. Мой взор и слух привлекают любые произведения творчества (картины, стихи, музыкальные произведения), которые действительно цепляют, обращают на себя всё внимание. Настоящее творчество заставляет человека задуматься о чём-то важном, дарит невероятные эмоции и впечатления. Однажды я задумалась о том, как вообще появляются творческие способности, что для этого нужно делать для того, чтобы развить эти способности. Этот тема очень заинтересовала меня, и я решила разобраться в этом вопросе. За помощью я обратилась к работам выдающегося психолога Л.С. Выготского.

Одной из проблем, которая тоже очень интересовала Выготского, была проблемапсихологии творческой деятельности. Творческую деятельность Л.С.Выготский определяет как «деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке».

Выготский считал, что способностью к творчеству обладают не только немногие избранные таланты, создавших великие художественные произведения, сделавшие большие научные открытия или изобретших какое-нибудь усовершенствование в области техники. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое.

По мнению Выготского, творческие способности зарождаются в детстве, то он уделял большое внимание проблеме воображения и творчества у детей. Большой популярностью пользовалась его книга “Воображение и творчество в детском возрасте”, где он писал о значении творческой работы для общего развития и становления ребенка.

Л.С.Выготский отмечал, что творческая деятельность возникает не сразу, а медленно и постепенно, развиваясь из более простых форм в более сложные. В каждом периоде детства творческая деятельность имеет свою форму и далее оказывается в непосредственной зависимости от других форм нашей деятельности.

Л.С Выготский выявил, что базой воображения всегда являются восприятия, предоставляющие материал, из которого будет строиться новое. Затем идет процесс переработки этого материала – комбинирование и перекомбинирование. Составными частями этого процесса являются диссоциации (анализ) и ассоциации (синтез) воспринятого. На этом деятельность творческого воображения не заканчивается. Полный круг будет завершен тогда, когда воображение воплощается во внешних образах. Такие образы превратятся в вещи, начнут реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи и людей. Например, картина созданная одним художником, может оказывать влияние на творчество других художников.

Л.С Выготский определил, что творческое воображение зависит от многих факторов:

-возраста,

-умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития),

- индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов;

- самооценки:

-особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности;

-от разработанности процесса обучения и воспитания.

Л.С. Выготский также отмечал, что образы воображения строятся из элементов, взятых из действительности, из опыта человека. Интересы ребенка и взрослого различны и поэтому понятно, что воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого. Поскольку опыт ребенка мал, поэтому детское воображение беднее, чем у взрослого. Опыт ребенка складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. В тоже время он отмечал и объяснял яркость, свежесть, эмоциональную насыщенность образов воображения у детей и большое доверие ребенка к продуктам своего воображения.

Сравнивая детское воображение с воображением взрослых, Л.С. Выготский подчеркивал, что не только материал для образов у ребенка беднее, но и качество, и разнообразие комбинаций уступают комбинациям взрослого. Говоря о специфики механизмов детского воображения, автор отмечал, что выполнение комбинаторных действий при создании образа происходит во внешнем плане.

Л.С. Выготский выделил два типа воображения: пластическое (объективное) и эмоциональное (субъективное). В первом образ строится, главным образом, из материалов внешних впечатлений (то, что мы видим и слышим), а во втором – из элементов, взятых изнутри (мысли и чувства самого человек).

По мнению Выготского, воображение развивается всю жизнь, но в детстве в нем происходят наиболее серьезные изменения. Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано, оно слабее, чем у взрослого, но оно занимает больше места в его жизни. До трех лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом. В 4 – 5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий. В 6 – 7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества.

Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность, и, прежде всего, рисование. В процессе рисования у ребёнка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, эстетический вкус, творческие способности, умение доступными средствами создавать красивое. Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер по мере овладения способами изображения.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что воображение играет очень важную роль в жизни детей. Ребенок многое видит впервые, открывает новое, интересное, захватывающее его мысли и чувства. Новые сильные впечатления от явления действительности могут комбинироваться в воображении ребенка в самые невероятные сочетания и то, что для взрослого человека недопустимо соединять, у ребенка легко объединяется в яркий и оригинальный образ.

Выготский считал, что учитель должен содействовать образованию и проявлению способности к творчеству. Важнейшее условие проявления творчества, считает Л.С.Выготский, состоит в том, что деятельность в воображении ребенка почти никогда не возникает без помощи и участия взрослых. Действительно, младший школьник учится не столько у учителя, сколько вместе с ним. Свобода творчества обеспечивается совместной деятельностью ученика и учителя. Миссия учителя – внушить ученику уверенность в своих возможностях и способностях, понимание его стремлений и уверенность в успехе.

Сегодня, как показывает время мало быть “наполненными” знаниями, быть хорошими исполнителями. Время требует людей, способных нестандартно мыслить, творческих, способных к росту. Ведь творческая личность легче адаптируется в быстро меняющихся условиях жизни и производства, способна определить направления своей деятельности, найти оригинальные решения, обеспечить свою экономическую независимость.

Просмотров работы: 2708