ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЕ «РАССВЕТ» ПРИ ХРАМЕ ИЛИИ ПРОРОКА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЕ «РАССВЕТ» ПРИ ХРАМЕ ИЛИИ ПРОРОКА

Машевская С.М. 1, Дятлова А.С. 1
1Ивановский педагогический колледж
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
«Буду восхвалять Тебя, Господи, Боже мой, всем сердцем моим и славить имя Твое вечно» – сказано в Псалме 85:12.

Каждый христианин, живя на земле, должен прославлять Бога, дарующего ему эту жизнь. Православные спектакли тоже своего рода средство прославления Истинны. Через выдуманные и реальные (исторические) события на сцене составители представления доносят до сердец людей Закон Божий. Следя за событиями на сцене, за поступками и падениями героев спектакля, зрители задумываются о смысле бытия, о вечности, о Заповедях Божиих, в некоторых персонажах узнают себя.

Как отмечает игумения Анатолия (Баршай Т. В), до 1917 года основными требованиями к образованию ребенка были вера в Бога, любовь к Родине, истинно нравственное воспитание. Духовное воспитание играло важнейшую роль в становлении личности человека .

«Детский спектакль – это ненавязчивая проповедь»,–пишет матушка Анатолия. Во время спектакля ребенок не должен понимать, что его воспитывают. Он должен получать эстетическое наслаждение от пьесы, в то время как душа его воспринимает сущность доносимого до него явления. Это может быть милосердие, послушание, любовь к обидчикам – дети невольно усваивают то, что видят и слышат. Смотря православный спектакль, ребенок одновременно отдыхает от мирской суеты и изучает основные христианские идеи .

Слово «образование» имеет тот же корень, что и слово «образ».

Протоирей Глеб Каледа считает очень важно создавать православные детские и молодежные кружки, группы по интересам. Важна дружба между детьми православных семей. Это то ограждение, которое охраняет детей, юношей и молодежь от тлетворного влияния мира сего. В этом одна из задач церковных общин, которые сформировались и формируются в последние годы на базе отдельных приходов. Невозможно оградить наших воспитанников совсем от мира сего, их надо готовить ко встрече с ним, к православной стойкости среди соблазнов мира сего. На Тайной вечере Христос молился: Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла .

Мы разделяем точку зрения протоирея. Действительно, в наше время трудно противостоять пропаганде, которая склоняет молодежь в пагубную сторону. Иногда современные источники информации пропагандируют совершенно антихристианские догматы. Ребенок подвергается обработке. Задача православного театра – с помощью образов и героев, в виде интересной сказки укрепить в ребенке истинное православное мировоззрение, умение любить ближних и видеть свои недостатки. У детей должна сформироваться приспособленность к испытаниям мира. В таких случаях лучший учитель – добрая сказка, представленная на сцене. Ребенок стремится стать похожим на положительного героя. Это особенность деткой психологии. Поэтому в православных спектаклях положительный герой – верующий, добрый христианин (животное, если спектакль для детей младшего возраста), или человек, активно борющийся с грехами и недостатками с Божией помощью. Обычно герой побеждает страсти.

В подобных спектаклях условно изображается Добро и зло. В спектакле «Пасхальная история», поставленном в Воскресной школе при храме Илии Пророка, главную героиню девочку Алену искушает посланная лукавым духом Змея Подколодная (образ нечистой силы)

Как отмечает Е. Д. Конюшков, христианский театр должен удовлетворять нескольким важным условиям.

Во-первых, в основе спектаклей должны лежать естественные человеческие чувства. «После Вавилонского столпотворения Господь оставил людям один язык, одинаково понимаемый во всем мире, во все времена. Это язык чувств».

Во-вторых, задача театра – не повторять высказывания святых отцов, а донести до людей глубину смысла этих высказываний с помощью реальных картин человеческой жизни. «Где правда, там и Бог! Служение правде и есть для театра служение Богу».

В-третьих, спектакли должны быть эстетически совершенными.

В-четвертых, для театра, обращенного к массам, нужна, конечно, соответствующая новая современная драматургия, способная дать ответ на жесткие вызовы нашего времени. Это главное .

Нам близки эти мысли, и нам представляется, что театральная деятельность в Воскресной школе «Рассвет» при храме Илии Пророка в Иванове стремится к наиболее полному следованию им.

Автор настоящей статьи имеет к школе непосредственное отношение: стала ходить в эту школу пять лет назад. Мало кто знает, что школа образовалась именно благодаря театральной деятельности, зародившейся там. Ходившим в церковь подросткам и детям нравилось заниматься не православной, а светской деятельностью. Будущий директор воскресной школы В. К. Бякова пошла навстречу юным ученикам и попробовала поставить христианские спектакли на два главных праздника – Пасху и Рождество Христово. Идея полюбилась детям. Они активно стали играть в этих постановках, найдя свое место в новом коллективе. Однако, они совсем не знали азов православия, часто не имея возможности прочувствовать смысл спектаклей. Тогда и появилась необходимость открыть воскресную школу. По благословению настоятеля храма игумена Никандра (Шамова) при церкви основали школу, где основным направлением стала уже не театральная, а учебная деятельность. Дети изучают на уроках Закон Божий, а по праздникам ставят свои спектакли. Таким образом, театральная деятельность нашего «Рассвета» зародилась раньше, чем сама воскресная школа.

На занятиях сценического искусства юных непрофессиональных артистов учат правильному поведению на сцене, мимике, интонации. Основным правилом считается умение держаться всем вместе, помогать тем, кто забыл свою реплику в ответственный момент.

Учат не смотреть на зрителей во время представления.

Перед каждой репетицией обязательно молимся. Для учеников христианской школы молитва перед ответственным делом не просто исполнение правила, а обращение к Богу с просьбой благословить на труд.

8 февраля 2015г в нашей Воскресной школе был поставлен спектакль, посвященный памяти Новомучеников и Исповедником Российских. В этот день вспоминали всех, кто пострадал за веру Христову в годы гонений. В спектакле рассказывается о жизни преподобномученицы Елизаветы Федоровны, основательнице Марфо-Марииской обители в Москве. Сестра последней русской императрицы, Великая Княгиня посвятила себя служению Богу и ближним. Поставить на сцене картины из ее жития было моей давней мечтой. Я написала сценарий и предложила Вере Константиновне поставить спектакль. Она одобрила и разрешила приступать к репетициям. Ученики школы отнеслись к постановке очень ответственно. Ходили репетировать по выходным, иногда придумывая реплики по ходу действия. Старались донести до сердец людей сущность подвига Великой Матушки. Именно к этому спектаклю специально сшили монашеские апостольники – для роли Елизаветы Федоровны и двух сестер монастыря.

Как отмечает один из зрителей, постановка ему понравилась в первую очередь тем, что непрофессиональные актеры «сумели очень удачно передать трагизм революционной эпохи».

Также был поставлен спектакль «Сквозь страх» на День Семидесятилетия Победы в Великой Отечественной войне, повествующий о выборе, который встаёт перед человеком в самые тяжелые моменты жизни. Такой выбор встает и перед героем истории, мальчиком Костей. Он добровольно сдаётся в немецкий плен ради спасения девочки – узницы беглой заключенной. Молитва матери, «со дна моря достающая», помогает Косте выжить в условиях фашистского концлагеря. В этом спектакле поднимается тема человечности и совести. Зрителям будто задается вопрос во время действия: «А как вы бы поступили на месте героя?»

Сравнительно недавно возобновились занятия сценического искусства для старших учеников. Театральная деятельность нашей Воскресной школы снова возродилась, чтобы подарить зрителям новые спектакли на православные праздники.

Таким образом, можно сделать вывод, что православный театр есть своеобразное служение Богу и духовная помощь человеку.

Библиографический список

1. Баршай Т. В. (игумения Анатолия) Театральная деятельность как средство катарсиса // Научный поиск, 2013, №.4.2., с.10-14.

2. Каледа Г. (протоирей) Задачи, принципы и формы православного образования в современных условиях [Электронный ресурс] // Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева. Режим доступа: http://mission-center.com/katehizaciy/13571-bibl-katehiz-kaleda-obrazovanie)

3 Конюшков Е. Д, Православный театр и его зрители [Электронный ресурс] // Московский театр русской драмы. Режим доступа: http://www.rus-drama.ru/4tenia-2008/122-4ten2008.html

Просмотров работы: 692