ОЦЕНКА РИСКОВ И ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕХАНИЗМОВ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОЦЕНКА РИСКОВ И ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕХАНИЗМОВ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ

Сорокина Н.В. 1
1МГУ им. Н.П. Огарева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На развитие межнациональных отношений существенное влияние оказывает наследие исторического прошлого, в котором заложен огромный позитивный опыт сотрудничества и дружбы народов Мордовии, традиции самобытного формирования мордовского этноса. Именно они обеспечили значительный прогресс в национально-государственном строительстве, экономике, культуре, науке, образовании, достигнутый Мордовией в XX веке в составе России.

После распада СССР начался новый этап развития российской государственности. Конституция Российской Федерации 1993 года утвердила тип государственного устройства, обусловливающий развитие федеративных отношений на базе демократических принципов, в основу которых положены общепризнанные нормы равноправия и самоопределения народов, сохранения самобытности и развития единой российской государственности, приоритета прав и свобод человека независимо от национальной принадлежности и территории проживания, защита прав малочисленных народов и национальных меньшинств.

Состояние межнациональных и межконфессиональных отношений в Мордовии в последние десятилетия отличается стабильностью и согласием. Этнодемографическая ситуация и территориальная структура населения, богатые традиции межнационального сотрудничества создают благоприятные условия для конструктивного взаимодействия между обществом и властью. Однако необходимо во время проводить оценку рисков и эффективности формирования и реализации национальной политики в регионе, чтобы исключить возможность нарушения межнационального сотрудничества. Для того, чтобы оценить существующие возможности и угрозы, стоит провести SWOT-анализ (таблица 1).

Проведенное исследование показало, что в регионе проводится взвешенная и целенаправленна языковая политика. Государственными языками Республики Мордовия являются русский и мордовский (мокшанский, эрзянский) языки. Целями языковой политики Республики Мордовия являются создание благоприятных условий для равноправного развития языков всех народов, проживающих в республике, повышение национального самосознания, сохранение достижений культуры и письменности, а также удовлетворение языковых и культурных запросов этнических диаспор на ее территории.

Законодательство Республики Мордовия о государственных языках в Республике Мордовия охватывает сферы языкового общения, подлежащие правовому регулированию, и не регламентирует использование языков в межличностных неофициальных взаимоотношениях, а также в деятельности общественных и религиозных объединений и организаций. В республике недопустима пропаганда и пренебрежение к любому языку, равно как и дискриминация по языковому признаку. В Республике Мордовия гарантируются политические, экономические, социально-культурные, личные и иные права и свободы человека и гражданина вне зависимости от знания или незнания какого-либо языка.

Т а б л и ц а 1 – Матрица SWOT-анализа

Сильные стороны

Возможности

1) Проведение взвешенной и целенаправленной языковой политики, а также целенаправленного развития национального образования и науки.

2) Развитый институциональный аппарат по национальной политики, включающий как органы власти, так и некоммерческие объединения и ассоциации.

3) Использование программно-целевого подхода в вопросах развития национальной политики Мордовии.

4) Нормативно-правовой аппарат, регламентирующий вопросы национальной политики в Мордовии.

5) Проведение народных праздников и сохранение традиций.

6) Пропаганда в СМИ идеи дружбы, гражданского и духовного единения народов, проживающих на территории Республики Мордовия.

7) социологический мониторинг состояния межнациональных и межконфессиональных отношений на базе ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н.П.Огарева».

1) Упрочение гражданской солидарности и общероссийского гражданского самосознания.

2) Гармонизация межэтнических и межконфессиональных отношений в формате единения региональной полиэтнической общности.

3) Обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств.

4) Успешная социокультурная адаптация и интеграция внутренних и внешних мигрантов в региональное многонациональное сообщество, противодействие распространению идей экстремизма и ксенофобии.

Слабые стороны

Угрозы

1) Естественная убыль населения.

2) Миграционные потоки выходцев из республик Северного Кавказа и бывших союзных республик (узбеки, таджики, казахи, грузины, туркмены и т.д.).

3) Низкая ответственность работодателей, привлекающих и использующих иностранную рабочую силу

1) Сокращение выходцев из Республики Мордовия.

2) Динамизм миграционных движений, связанных с массовым переселением людей, детерминирует множество экономических и социальных проблем (размещение и трудоустройство мигрантов, рост нагрузки на социальную инфраструктуру, в частности, на детские сады, школы и больницы, различия национальных и культурных традиций).

3) Факты проявлений политического и национального экстремизма.

4) Межнациональная и межконфессиональная напряженность.

Органы государственной власти Республики Мордовия обеспечивают на территории республики создание системы образовательных учреждений с обучением на родном языке или изучением родных языков [3].

На консолидацию многонационального сообщества Республики Мордовия направлена деятельность Общественной палаты Республики Мордовия, Координационного Совета Республики Мордовия по демографической и миграционной политике, Общественного Совета по развитию православной культуры при Главе Республики Мордовия, Экспертно-консультативного совета по межнациональным и межконфессиональным отношениям при Министерстве по национальной политике Республики Мордовия. Исполнительными органами государственной власти Республики Мордовия ведется активная работа совместно с национально-культурными объединениями республики, в том числе с региональным отделением Общероссийской общественной организации «Союз армян России» в Республике Мордовия, региональным отделением Общероссийской общественной организации «Всероссийский азербайджанский конгресс» по Республике Мордовия и другими институтами гражданского общества по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений в регионе, а также по этнокультурному развитию народов, проживающих на его территории.

В процессах консолидации многонационального общества и повышения национального самосознания важную роль играют народные праздники и традиции, которые нацелены на сохранение, возрождение и дальнейшее развитие национальных традиций и фольклора народов, населяющих Мордовию. К их числу относятся: «Акша келу», «Раськень озкс», «Велень озкс», «День славянской письменности и культуры», «Сабантуй». Инициация и проведение подобных мероприятий формируют имидж республики как региона, в котором сохраняется прочный гражданский мир, взаимопонимание и согласие между народами, создаются благоприятные условия для сохранения культурного многообразия.

В целях формирования толерантного отношения к мигрантам, уважительного и терпимого отношения населения к иностранным гражданам различных национальностей, повышения ответственности работодателей, привлекающих и использующих иностранную рабочую силу, при УФМС России по Республике Мордовия действует Общественно-консультативный Совет, на заседаниях которого рассматриваются вопросы недопущения обострения ситуации на рынке труда в условиях финансового кризиса, предупреждения конфликтных ситуаций среди мигрантов и коренного населения, противодействия экстремистским проявлениям в республике. В работе Совета принимают участие представители наиболее крупных предприятий и организаций, привлекающих иностранных работников к трудовой деятельности, представители национальных диаспор, средств массовой информации и др. [5].

С целью увеличения миграционного притока населения в Республику Мордовия разработана Программа Республики Мордовия по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом [4].

На страницах республиканских средств массовой информации открыты рубрики, где регулярно размещаются материалы, пропагандирующие идеи дружбы, гражданского и духовного единения народов, проживающих на территории Республики Мордовия. Кроме этого реализуется ряд пилотных проектов, направленных на гармонизацию межнациональных и межконфессиональных отношений, противодействие экстремизму и ксенофобии.

В настоящее время социологический мониторинг состояния межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Мордовия осуществляется на базе ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарева» совместно с филиалом Всероссийского центра изучения общественного мнения по Приволжскому федеральному округу (ВЦИОМ-Поволжье) в Республике Мордовия [1].

Кроме внутриреспубликанской динамичности межнациональных и межконфессиональных отношений следует учитывать и вызовы общероссийского контекста общественных отношений, которые в условиях низкого уровня этнокультурной компетентности населения могут привести к росту напряженности в социуме.

Обозначенные тенденции диктуют необходимость проведения в Республике Мордовия обоснованной и взвешенной этнокультурной и национальной политики, отвечающей интересам всех жителей республики, пропаганды российской гражданской идентичности среди населения Мордовии.

Таким образом, правильно используя сильные стороны, возможно минимизировать отмеченные негативные факты и явления, гармонизировать межнациональные и межконфессиональные отношения в Республике Мордовия, повысить уровень благополучия граждан, комплексно-межотраслевой и социально ориентированный характер которой призван развивать потенциал проживающих на ее территории народов. В связи с этим необходимым считается разработка основных направлений повышения эффективности механизмов реализации национальной политики в Республике Мордовия.

Библиографическийсписок

  1. Всероссийский центр изучения общественного мнения [Электронный ресурс]: официальный сайт. – Режим доступа: http://wciom.ru/.

  2. Крупкин П. Л. Россия и Современность: Проблемы совмещения: опыт рационального осмысления: монография / П. Л. Крупкин. – М.: Флинта: Наука, 2010. – 568 с.

  3. Органы государственной власти Республики Мордовия [Электронный ресурс]: официальный сайт. – Режим доступа: http://www.e-mordovia.ru/.

  4. Об утверждении программы Республики Мордовия по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом [Электронный ресурс]: постановление Правительства Республики Мордовия от 3 ноября 2011 года № 347. – Доступ из справочно-правовой системы «Гарант».

  5. Управление Федеральной Миграционной службы России по Республике Мордовия [Электронный ресурс]: официальный сайт. – Режим доступа : http://www.fmsrm.ru/.

ASSESSMENT RISK AND EFFECTIVENESS OF IMPLEMENTATION MECHANISMS OF NATIONAL POLICIES IN THE REPUBLIC OF MORDOVIA

Sorokina N.V.

4th year student of economic faculty field of training 38.03.04 «State and municipal management»

e-mail: [email protected]

Ogarev Mordovia State University Saransk

In the article estimation of risks and the effectiveness of the implementation mechanisms of national policies in the Republic of Mordovia. Conducted a SWOT analysis to evaluate the existing opportunities and threats.

Key words: interethnic relations, ethno-demographic situation, the multinational community, sovereignty, territorial integrity, and the cosmopolitan.

Просмотров работы: 312