АНАЛИЗ СИТУАЦИИ В СФЕРЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

АНАЛИЗ СИТУАЦИИ В СФЕРЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ

Мухина Ю.В. 1
1Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Среднее общее образование представляет собой базовый этап образования и оказывает сильнейшее воздействие на дальнейшее становление человека в обществе. Являясь важной составляющей социального устройства, оно порождает множество проблем, таких как проблема кадрового состава, низкой заработной платы педагогических работников, отсутствия мотивация и заинтересованности у учеников в получение знаний, несовершенства школьных программ, отсутствия контроля общего уровня образования, а так же ряд вопросов, связанных с итоговой аттестацией и единым государственным экзаменом учеников. Это делает изучение ситуации в сфере образования необходимым составным элементом в структуре социально-экономического развития в целом.

С целью изучения основных тенденций развития сферы среднего общего образования в Республике Мордовия, необходимо проанализировать показатели, характеризующие развитие данной сферы.

Первым показателем, характеризующим развитие сферы образования в регионе, является число общеобразовательных организаций (таблица 1) [1].

Т а б л и ц а 1 – Число общеобразовательных организаций на начало учебного года (без вечерних общеобразовательных организаций) в Республике Мордовия

Показатель

2010/

2011 учебный год

2011/

2012 учебный год

2012/

2013 учебный год

2013/

2014 учебный год

2014/

2015 учебный год

2015/

2016 учебный год

Общеобразовательные организации

453

439

419

404

378

371

Государственные и муниципальные общеобразовательные организации

453

439

419

404

378

371

По данным таблицы видно, что число общеобразовательных учреждений, в которых возможно получение среднего общего образования по итогам прохождения предшествующих образовательных ступеней, подвергается сокращению в последние годы. При этом частный сектор в данной сфере не развивается, то есть все общеобразовательные учреждение государственные и муниципальные.

Кроме числа учреждений важным является показатель, характеризующий численность обучающихся (таблица 2) [1].

Т а б л и ц а 2 – Численность обучающихся общеобразовательных

учреждений в Республике Мордовия

Учебный год

Численность обучающихся общеобразовательных

учреждений (на начало года; тысяч человек)

2010/2011

69,0

2011/2012

69,0

2012/2013

67,9

2013/2014

67,4

2014/2015

67,9

2015/2016

68,8

Численность обучающихся общеобразовательных учреждений к 2014-2015 учебному сократилось на 1,1 тысяч человек, что абсолютно соотносится с сокращением числа учреждений, предоставляющих услуги общего образования. Однако, несмотря на дальнейшее снижение предыдущего показателя, за последний учебный год число обучаемых не коррелировало с ним и повысилось на 0,9 тысяч человек. Это объясняется в первую очередь выпуском классов, ученики которых были рождены в период демографического кризиса в России и прихода школьного возраста детей, рожденных в уже более благоприятный демографический период.

Важно исследовать наполняемость классов на различных этапах общего образования (таблица3) [1].

Т а б л и ц а 3 – Средняя наполняемость классов в общеобразовательных организациях (в среднем на один класс, человек) В Республике Мордовия

Показатель

2015/2016 учебный год

Всего

14

1-4 классы

14

5-9 классы

14

10-11 классы

13

Средняя наполняемость классов в общеобразовательных учреждениях – 14 человек. Такая же наполняемость наблюдается в классах начального и основного общего образования. В 10 и 11 классах средняя численность меньше – 13 человек. Это объясняется выбором большинства выпускников девятых классов продолжить обучение в учреждениях среднего профессионального образования, а не в 10 классе.

Отследить долю обучающихся в 10-11 классах можно с помощью изучения данных о выданных аттестатах основного общего образования и среднего общего образования (таблица.4) [1].

Т а б л и ц а 4 – Выпуск обучающихся общеобразовательными организациями в Республике Мордовия

Показатель

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

Выпуск обучающихся с аттестатом об основном общем образовании, тысяч человек

8,2

7,3

6,5

6,5

6,4

Выпуск обучающихся с аттестатом о среднем общем образовании, тысяч человек

4,3

3,6

4,5

4,1

3,4

Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод: выпуск обучающихся с аттестатом об основном общем образовании превышает число обучающихся с аттестатом о среднем общем образовании.

В среднем 52 % учеников за анализируемый период после 9 класса продолжают обучение в школе и получают среднее общее образование. Оставшаяся часть, покидая школу после 9 класса, поступает в учреждения среднего профессионального образования или заканчивают процесс обучения в целом, лишаясь возможности получения высшего образования. В то же время, происходит сокращение числа выпускников с аттестатом о среднем общем образовании от общего числа выпускников с аттестатом об основном общем образовании.

Значимую роль в процессе получения среднего общего образования и прохождения обязательных предшествующих ступеней играет педагогический состав.

Учитель – ныне одна из самых распространённых общественных профессий, преподаватель, педагог, возникшая вследствие как необходимости воспитания и обучения следующих поколений (учащихся) для более успешного и быстрого их вхождения в общественную жизнь, так и роста общественных возможностей для содержания отдельных людей, выполняющих эти задачи.

В таблице 5 представлена динамика численности учителей в школах Мордовии [1].

Т а б л и ц а 5 – Численность учителей в общеобразовательных организациях Республики Мордовия

Год

Численность учителей в общеобразовательных организациях, тысяч человек

2010/2011

7,3

2011/2012

6,9

2012/2013

7,0

2013/2014

6,9

2014/2015

6,9

2015/2016

6,9

За рассматриваемый период численность педагогов в общеобразовательных учреждениях сократилась на 0,4 тысяч работников, что связанно с сокращением численности обучающихся.

Проведенный анализ показал, что развитие в сфере общего образования в Республике Мордовия не всегда однородно. Сложно выделить очевидные однозначные тенденции, характеризующие отрасль в целом, так как основные показатели, характеризующие сферу образования, не всегда коррелирует между собой.

Однако в общем и целом, исходя из анализа представленных данных, можно заключить о позитивной динамике отдельных показателей, влияющих на развитие общего образования. Так же, очевидна тенденция к стабилизации и устойчивости в исследуемой сфере.

Библиографический список

1. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по республике Мордовия [Электронный ресурс] : официальный сайт. – Режим доступа : http://mrd.gks.ru/

ANALYSIS OF THE SITUATION IN THE FIELD OF GENERAL EDUCATION IN REPUBLIC OF MORDOVIA

MukhinaYu.V..

4th year student of economic faculty field of training 38.03.04 «State and municipal management»

e-mail: [email protected]

Ogarev Mordovia State University

Saransk

The article reflects the situation in the field of educational development in the Republic of Mordovia. The 6 years dynamics of the key indicators for this sector. The author reveals basic problems and trends.Key words: education, basic general education, primary school education, educational institutions, students.

Просмотров работы: 373