ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Купцова К.В. 1
1МГУ им Н.П.Огарева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Опыт промышленно развитых стран показывает, что центральным звеном системы регулирования процессов на рынке труда является государственная служба занятости. Она представляет собой структуру специальных органов, создаваемых для постоянного целенаправленного регулирования профессиональной подготовки и использования рабочей силы. В зависимости от особенностей рыночных отношений во многих странах определяются функции и степень активности государственной службы. Например, в Швеции, Канаде, ФРГ, Японии и ряде других стран этой службе отводится роль основного инструмента разработки и воплощения в жизнь политики в области занятости, регулятора между спросом и предложением рабочей силы.

В то же время в Великобритании, Австралии и США роль государственной службы занятости менее активна: здесь допускается наличие частных платных бюро по трудоустройству, ответственность же за поиск работы ложится непосредственно на самих безработных.

Основными функциями службы занятости, закрепленными законодательно во многих странах, являются:

- оказание посреднических услуг в трудоустройстве;

- ориентация в выборе профессии;

- подготовка и переподготовка с целью трудоустройства;

- консультации по проблемам размещения производства;

- международный обмен стажерами;

- информационная служба;

- специализированное обслуживание лиц с ограниченной трудоспособностью.

Главной обязанностью бюро по трудоустройству является обеспечение встречи покупателей и продавцов рабочей силы. Предприниматель с вакансией может отправить заявку в агентство, указав сущность работы, необходимую квалификацию и прочее. Безработный или человек, желающий сменить свое рабочее место, имеет право попросить о нем в бюро, для чего он должен заполнить регистрационный лист. Служащие агентства проводят первоначальный отбор, ставя в соответствие запросы и регистрационные листы. Практически во всех государствах деятельность служб по трудоустройству бесплатна как для трудящихся, так и для предпринимателей.

Чтобы каким-то образом снизить уровень социальной напряженности и разрядить взрывоопасную ситуацию, правительства большинства западных стран разрабатывают специальные социальные программы, ориентированные на молодых специалистов. Программа занятости для молодых специалистов неразрывно связана с программами профессионального обучения. Во многих промышленно развитых странах действуют меры, направленные на то, чтобы облегчить переход молодых людей от школы к трудовой жизни, в частности:

- субсидии предпринимателям в промышленности и торговле, которые предоставляют молодым людям возможность по окончании школы проходить полугодовую стажировку, получая одновременно минимальную заработную плату (Австралия);

- льготы в налогообложении по социальному страхованию предприятиям, предлагающим контракты для производственного обучения, договоры на неполное рабочее время с ограниченной продолжительностью и параллельно – курс профессиональной подготовки непосредственно на предприятии без заключения трудового договора (Италия);

- программа охвата профессиональной подготовкой всех молодых людей до 18-летнего возраста, которые в 16 и 17 лет закончили школу и не имеют работы (Великобритания).

Во Франции для молодежи от 16 лет до 21 года, бросивших учебу, проводятся стажировки за счет предприятий с целью компенсации недостатков в образовании. Помимо возможности участия в различных программах профессиональной подготовки, молодые люди обладают преимущественным правом поступления на субсидируемые рабочие места.

Так, во Франции государство стимулирует, компании, принимающие на работу молодежь без специальности или квалификации, беря на себя расходы по ее страхованию от безработицы и болезни на срок до 1 года, что снижает затраты на рабочую силу на 20-25 %. Аналогично, в Испании предприниматели, нанимающие или обучающие молодых людей, платят пониженные взносы на социальное страхование.

Оригинальный способ производственной адаптации молодых безработных используется в странах Западной Европы и США. Это создание виртуальных предприятий. Концепция такого учебного предприятия родилась в Германии приблизительно 7 лет тому назад и за это время получила признание во многих странах. Такие предприятия организованы и действуют в режиме реальной коммерческой фирмы со всеми необходимыми атрибутами: дирекцией, бухгалтерией, менеджерами. Ведется вся документация и отчетность, проводятся аудиторские проверки, заключаются сделки, организуется учет рабочего времени каждого сотрудника и оценивается эффективность его работы. Все как на настоящем предприятии, вплоть до реальной заработной платы. Организация работы виртуальных предприятий предполагает участие не только квалифицированных наставников, но и реально существующих в данном городе фирм, занимающихся тем же бизнесом. Именно такие фирмы проводят оценку деятельности своих виртуальных аналогов. Стажировка на виртуальном предприятии длится 13 недель, из них 3 недели стажер работает на реальном предприятии. В программу обучения входит обязательный поиск работы самим стажером. Зарплата обучающимся выплачивается за счет пособия по безработице. Молодой человек, успешно прошедший стажировку, записывает ее в свое резюме как реальный трудовой опыт. Как правило, на стажировку в такие предприятия направляются дипломированные специалисты без опыта работы, либо длительно безработные и нуждающиеся в релаксации, либо желающие сменить профессию молодые люди.

Сегодня в Европе насчитывается 2 800 виртуальных предприятий, в том числе 800 в Германии, 150 во Франции. В последнее время они появились в США и Австралии. Широкая национальная и международная сеть позволяет виртуальным предприятиям стать вполне реальным средством получения молодыми людьми так необходимого им производственного опыт.

Анализ зарубежного опыта позволяет сделать ряд выводов и предложений о возможности его применения в России.

Во-первых, в промышленно развитых странах центральное звено, которое регулирует процессы на рынке труда - это государственная служба занятости. Для России из функций зарубежной службы занятости в органах государственной службы занятости населения субъектов РФ можно использовать такую функцию, как международный обмен стажерами. Это позволит наладить контакты с зарубежными предприятиями и организациями, а для Российской молодежи дает возможность проходить стажировку и в дальнейшем работу в крупных зарубежных компаниях, которые находятся в России.

Во-вторых, во Франции агентства занятости организуют специальные кружки для безработных, которые проводят занятия на тему «Как искать работу», судя по показателю в 40 % эти занятия результативны. В России целесообразно в университетах и вузах создать такие кружки и проводить занятия для студентов старших курсов. На таких занятиях (или вводить новый учебный курс на половину года) преподаватели или приглашенные специалисты смогут объяснить как правильно подготовить резюме, общаться с предполагаемыми работодателями. Преподаватели университетов предоставляли бы информацию об организациях, с которыми есть соглашения о распределении выпускников, наполняемости специалистами организаций и в каких специалистах есть больше всего потребность. Занятие можно проводить в помещениях университетов. Но, чтобы не было на рынке труда большого количества безработных молодых специалистов с высшим образованием необходимо в школах уделять большое внимание профориентации «как правильно выбрать себе профессию».

В-третьих, во Франции действуют программы занятости молодежи, в которых достигнута наиболее высокая степень эффективности, они делятся на 2 группы. В первой группе выделяют виды трудовых договоров таких как: контракт об адаптации к рабочему, контракт о квалификации, контракт о производственном ученичестве, контракт «занятость - солидарность».

Данные контракты ориентированы на молодых людей, которые уже имеют квалификацию, или не имеют квалификацию. В России можно использовать контракт о квалификации, и назвать его контрактом о трудовом стаже (опыте). В рамках такого контракта у молодого специалиста появляется реальная возможность работы и получения за свою работу заработной платы.

Во второй группе можно выделить мероприятия, чередующегося профессионального обучения (от 2 до 8 месяцев), стажировки приобщения к профессиональной жизни (3-6 месяцев), квалифицирующие мероприятия. Сейчас в Российских вузах для студентов, начиная с 2 курса предоставляется, возможность пройти практику (стажировку) в государственных учреждениях, но после такой стажировки нет юридически оформленного свидетельства о том, что практика является опытом работы, если это внедрить - то у молодого специалиста шанс устроиться на перспективную работу возрастет, так как есть опыт работы.

В-четвертых, во Франции государство стимулирует компании, принимающие на работу молодежь без специальности и квалификации, берет на себя расходы по ее страхованию от безработицы и болезни на срок до 1 года, что снижает затраты на рабочую силу на 20-25 %. В Испании предприниматели платят пониженные взносы на социальное страхование за то, что нанимают или обучают молодых людей. У нас же число российских компаний, готовых принять на работу молодых соискателей без опыта работы растет. И даже, по всей видимости, без каких либо стимулов государства. По утверждению 66 % российских компаний, они принимают на работу молодых специалистов без опыта работы, если они демонстрируют потенциал, искреннее желание работать и адекватные зарплатные ожидания.

В целом анализируя зарубежный опыт решения проблемы обеспечения занятости молодежи, можем сделать вывод о том, что за рубежом накоплен большой практический опыт в решении проблем занятости молодежи. Возможность его применения в России возможна только при наличии специально подготовленных и обученных кадров, способных адаптировать зарубежный опыт.

Библиографический список

1. Гончарова Н.В. О рынке труда выпускников вузов / Социс- 3.- 2014.

2. Дмитриев Ю.А. Все выпускники имеют работу / ЭКО- 5.-2015.

3. Долбунов А. А. Текучесть кадров - основная проблема предприятий М.:// Маркетинг. - 2012. - № 12. - с.57-64

4. Долгова, А.Полная и эффективная занятость молодежи - условие повышения конкурентоспособности страны / А. Долгова, И. Жукова // Человек и труд. 2011. №8. с.38-41.

5. Дубова О. Роль службы занятости в профессиональном самоопределении молодежи / О. Дубова, З.Рахматуллина, И. Маслова // Человек и труд. 2013. № 1. с. 37-39.

FOREIGN EXPERIENCE EMPLOYMENT OF YOUNG EXPERTS

KuptcovaK.V.

4th year student of economic faculty field of training 38.03.04 «State and municipal management»

e-mail: [email protected]

Ogarev Mordovia State University

Saransk

The article contains an analysis of international experience of employment of young specialists. Analyzed the activities carried out abroad for youth employment. Identified overseas trends, challenges and propose options for their use.

Keywords: foreign employment experience, employment of young professionals, youth labor market, employment, overseas employment activities, employment services.

Просмотров работы: 1627