ГЧП В РОССИЙСКОМ ЗДРАВООХРАНЕНИИ: ТЕНДЕНЦИИ И ТОЧКИ РОСТА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ГЧП В РОССИЙСКОМ ЗДРАВООХРАНЕНИИ: ТЕНДЕНЦИИ И ТОЧКИ РОСТА

Безрукова Э.Р. 1
1Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им.Н.П.Огарева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Потенциальное состояние здравоохранения вызывает озабоченность в связи происходящими в экономике событиями: низкими ценами на нефть, сокращением бюджетных расходов, снижения доходов населения и инвестиционной привлекательности России в целом.

Если говорить о текущей экономической ситуации в России, то можно сказать, что несколько лет назад было время высоких цен на нефть и бюджетных сверхдоходов. Теперь всё иначе. Общество живет в эпоху:

  1. Низких цен на нефть, вызывающих падение ВВП, сокращению доходной части бюджета и снижение потребительской активности. 2. И секторальных санкций, вызвавших сжатие рынка капитала и снижение инвестиционной привлекательности России.

Все эти факторы уже сейчас заставляют экономику сужаться, а государство и граждан – экономить на своих расходах. Здравоохранение в России, судя по проекту бюджета на следующий 2017 год, не является приоритетной для государства отраслью. Поэтому текущая реформа здравоохранения, на наш взгляд, отражая текущие тенденции, обусловлена как желанием сэкономить, так и по возможности переложить часть расходов на население и бизнес-сообщество. По сути, это практическая реализация идей, высказанных в стратегии развития здравоохранения до 2030 года, и поддержанная президентом в его бюджетном послании на период до 2017 года. [1]

Логичным продолжением этой политики будет активное внедрение и развитие государственно-частных партнерств в здравоохранении.

Теоретически, такие партнерства должны устраивать все стороны – государство, бизнес и общество:

  1. Государство избавляется от бремени инвестиционных и эксплуатационных расходов плюс сохраняет объемы социального контракта с населением.

  2. Бизнес, снижая предпринимательский риск, получает гарантированный поток клиентов на свои услуги с возможностью развития и коммерциализации новых мощностей. Под бизнесом можно понимать не только медицинского оператора, но также и финансовые институты, девелоперов, поставщиков оборудования и материалов.

  3. Общество получает выше качеством медицинские услуги при сохранении физических объемов.

Что касается потенциала ГЧП в здравоохранении, то важно отметить, что частных инвесторов в первую очередь будут интересовать такие медицинские направления, как: онкология, кардиология, перинатальные центры и лабораторные услуги, о необходимости централизации которых сейчас так много говорят. [2]

Кто будет участвовать в этой глобальной временной приватизации отрасли первым? Очевидно, это будут уже действующие игроки на этом рынке, которые способны привлечь значительные финансовые ресурсы. Таких игроков немного, но они есть.

Как правило, это существующие финансово-промышленные группы, в составе которых есть действующее медицинское направление, зарекомендовавшее себя на рынке.

У таких потенциальных партнеров есть несколько преимуществ:

  1. Медицинское прошлое и настоящее и желание развиваться в этом направлении;

  2. Финансовый институт и прочие активы, способные как сгенерировать финансовую основу проекта, так и получить некий синергетический эффект от взаимодействия;

  3. Репутация, которая в первую очередь будет заботить публичного партнера. Именно отсутствие репутации сейчас будет для многих потенциальных инвесторов препятствием в осуществлении проектов государственно-частного партнерства.

Вполне возможно, стоит не исключать, и захода стратегического иностранного капитала и финансовых институтов, но в содружестве с зарекомендовавшими себя на рынке субъектами. Закон четко подразумевает наличие медицинской лицензии у частного партнера, а публичный партнер еще будет обращать внимание и на историю, репутацию и потенциал своего потенциального контрагента. Проблемы организационно-технического характера, переходящие в политические, явно никому в настоящее время не нужны. [2]

Говоря о территории потенциального развития ГЧП в сфере здравоохранения, пионером в развитии массовости государственно-частного партнерства в области здравоохранения, безусловно, станет Московская агломерация, где сосредоточено наибольшее число учреждений с высококлассными специалистами и оборудованием. Далее этот процесс будет распространяться и на города-миллионники. Очевидно, идти в депрессивные регионы сейчас у медицинского бизнес-сообщества большого желания нет.

Еще одной важной особенностью развития ГЧП в российском здравоохранении будет являться процесс кластеризации и укрупнение медицинских учреждений. Такие объекты будут объединять в себе клинические исследования, диагностику, амбулаторно-поликлиническое направление, восстановительное лечение, профилактику, медицинскую логистику, образование и повышение квалификации для медиков. Оказание помощи будет осуществляться по широкому кругу нозологий для всех групп пациентов.

Соответственно, создать, поддерживать и развивать кластеры – это очень большой труд – растянутый по времени процесс, сопряженный с высокими инвестиционными затратами. Поэтому для минимизации рисков в частные партнеры будут выбираться именно зарекомендовавшие себя участники рынка, способные организационно и финансово вынести эти испытания.

Таким образом, можно подвести итог исследования: во-первых, запрос общества и власти о реформировании этого социального направления уже сформирован. Во-вторых, потенциал использования механизма государственно-частного партнерства в медицине для перехода государственных и муниципальных объектов системы здравоохранения в руки частного медицинского сообщества очень велик, и, в-третьих, контроль над здравоохранением перейдет к сильным и проверенным игрокам, историческая роль которых будут состоять в становлении новой российской медицины.

Список использованных источников:

  1. Официальный сайт Министерства здравоохранения РФ. Режим доступа: https://www.rosminzdrav.ru/ministry/61/22/stranitsa-979/strategiya-razvitiya-zdravoohraneniya-rossiyskoy-federatsii-na-dolgosrochnyy-period

  2. Официальный сайт IPT Group. Режим доступа: http://iptg.ru/press/articles/gchp-v-rossiyskom-zdravookhranenii-tendentsii-i-tochki-rosta/?sphrase_id=1642

Просмотров работы: 414