СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ (НА ПРИМЕРЕ ГАУ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ МФЦ) - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ (НА ПРИМЕРЕ ГАУ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ МФЦ)

Тремасова Д.Д. 1
1Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Муниципальными услугами называются такие услуги, которые предоставляются в месте проживания человека или вблизи от него и за обеспечение которых органы местного самоуправления несут определенную ответственность.

Понятие «муниципальные» в данном случае подразумевает не форму собственности производителя, а локальный характер, определяемый местом проживания человека. К муниципальным относится весь комплекс жилищно-коммунальных, транспортных (в пределах территории поселения), бытовых, торговых, образовательных, медицинских, культурных, досуговых и других услуг. К ним следует относить и обеспечение общественного порядка, обустройство и содержание территории, обеспечение ее экологического и санитарного благополучия и т.д. Даже то, что мы называем «комплексным социально-экономическим развитием» муниципального образования, означает не что иное, как целенаправленное изменение ситуации в сторону увеличения объема и повышения качества муниципальных услуг. По отношению к функции оказания муниципальных услуг населению все остальные функции местного самоуправления производны [8, c. 216].

Использование термина «муниципальные услуги» не означает, что их должны оказывать сами органы местного самоуправления. Но они отвечают за то, чтобы люди имели возможность получать их на территории муниципального образования. Перечень основных муниципальных услуг, оказание которых обязана обеспечить местная власть, перечислен в законодательстве о местном самоуправлении в качестве его предметов ведения или вопросов местного значения. Их потребителями являются как жители, так и предприятия и организации, обслуживающие нужды населения. Школе или больнице нужны тепло, вода, электричество, вывоз мусора, услуги по ремонту помещений, больнице нужна стирка белья и т.д. [2, c. 96].

Специфические свойства муниципальных услуг:

– необходимость бесперебойного (для многих - круглосуточного) оказания услуг;

– необходимость рассредоточения оказания услуг по территории поселения с целью максимального приближения к месту проживания человека (для крупных городов это весьма сложная задача);

– увеличение числа потребителей услуг не влечет за собой уменьшения их полезности для каждого, а удовлетворение потребности в одной услуге не снижает потребности в другой (свойство «отсутствия соперничества»);

– практическая невозможность ограничения доступа неограниченного круга потребителей к некоторым муниципальным услугам;

– местный монополизм исполнителей некоторых муниципальных услуг (водоснабжение, электроснабжение и т.п.). Такие услуги должны быть предметом особой заботы органов местного самоуправления [1, c. 50].

Перечень, объемы и качество муниципальных услуг, предоставляемых населению на территории конкретного муниципального образования, могут изменяться в широких пределах, в зависимости от природно-климатических условий, социально-демографического состава населения, финансовых возможностей и др. С учетом этих факторов органы местного самоуправления, в соответствии с требованиями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» 2003 года (ст. 53), должны самостоятельно устанавливать муниципальные минимальные социальные стандарты, определяющие объемы, качество и периодичность предоставления отдельных муниципальных услуг, а также нормативы расходов местных бюджетов на эти цели. Муниципальные социальные стандарты не следует путать с технологическими, экологическими, санитарными и другими стандартами и нормативами, которые устанавливаются федеральными правовыми актами и должны учитываться органами местного самоуправления при определении нормативов бюджетных расходов.

Муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления – деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований. Муниципальная услуга может быть предоставлена в том числе через Многофункциональный центр оказания государственных и муниципальных услуг.

Основными принципами предоставления муниципальных услуг являются:

– правомерность предоставления муниципальных услуг органами предоставляющими муниципальные услуги, а также предоставления услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления;

– заявительный порядок обращения за предоставлением муниципальных услуг;

– правомерность взимания с заявителей государственной пошлины за предоставление муниципальных услуг, платы за предоставление муниципальных услуг, платы за предоставление услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг;

– открытость деятельности органов, предоставляющих муниципальные услуги, а также организаций;

– доступность обращения за предоставлением муниципальных услуг и предоставления муниципальных услуг, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья;

– возможность получения муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя [5].

Реформы в сфере повышения эффективности муниципального управления характеризуются масштабностью целей и задач, а также большим количеством вовлеченных в данный процесс сторон. Проведение реформ предполагает комплексную трансформацию, направленную на формирование нового поколения государственных и муниципальных служащих, а также культивирование новых форм взаимодействия между государством и гражданами.

Сегодня в Российской Федерации предоставление услуг населению обеспечивают следующие органы публичной власти и (или) организации:

– органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подведомственные им учреждения;

– территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти и исполнительные органы государственной власти, юрисдикция которых распространяется на территорию субъекта Российской Федерации;

– органы местного самоуправления и подведомственные им учреждения [7, с. 79].

Число обращений в органы власти для получения различных услуг, увеличивается из года в год. Именно опыт обращения в органы публичной власти за получением публичных услуг становится для простого человека мерилом качества работы органов власти.

В Республике Мордовия значительное внимание уделяется оптимизации и повышению качества предоставления государственных и муниципальных услуг, а именно их регламентации, перевода в электронную форму и на межведомственное взаимодействие. Развивается система предоставления государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров и посредством универсальной электронной карты.

Так, количество государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти и органами местного самоуправления Республики Мордовия в 2015 году, значительно выросло, и имеются все предпосылки к дальнейшему росту данного показателя.

Предоставление муниципальных услуг в республике осуществляется местными администрациями, в том числе при обращении заявителей через Многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг.

25 октября 2005 г. распоряжением Правительства Российской Федерации № 1789-р была одобрена Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006–2010 годах и план мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006–2010 годах. Одной из основных целей административной реформы в Российской Федерации в 2006–2010 годах стало повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 9 августа 2008 г. № 157–р одним из приоритетных направлений, необходимых для достижения запланированной цели, являлось создание многофункциональных центров на территориях субъектов Российской Федерации.

Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг представляет собой организацию, созданную в организационно-правовой форме государственного или муниципального учреждения (в том числе являющуюся автономным учреждением), и уполномоченную на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу «одного окна» [6, с. 225]. Данный принцип предусматривает предоставление государственной или муниципальной услуги после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом.

В МФЦ можно получить услуги в сферах: социальная поддержка населения; регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним; определение или подтверждение гражданско-правового статуса заявителя; жилищные отношения; регулирование предпринимательской деятельности.

Государственное автономное учреждение Республики Мордовия «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» является некоммерческой организацией, созданной в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 г. № 1376 «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации и действующей на основании Устава, утвержденного приказом Министерства экономики Республики Мордовия от 3 июля 2013 г. № 94-п. 25 февраля 2013 г. было принято Постановление Правительства Республики Мордовия № 61 «О создании Государственного автономного учреждения Республики Мордовия «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг». Данное постановление наделило ГАУ Республики Мордовия «МФЦ» статусом уполномоченного МФЦ [3].

В ГАУ Республики Мордовия «МФЦ» работает 52 окна для приема документов и выдачи результатов услуг. Для организации взаимодействия с заявителями помещение МФЦ делится на следующие функциональные секторы (зоны): сектор информирования и ожидания, сектор приема заявителей.

На 1 ноября 2016 года в ГАУ Республики Мордовия «МФЦ» организовано предоставление 126 услуг, в том числе:

– 45 государственных услуг федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов;

– 44 государственные услуги исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия;

–37 муниципальных услуг органов местного самоуправления.

Количество муниципальных услуг предоставляемых в центре самое минимальное. Наиболее востребованными населением услугами являются преимущественно государственные. Однако, популярность муниципальных услуг оказываемых МФЦ с каждый годом увеличивается (таблица 1).

Таблица 1 – Количество муниципальных услуг оказанных ГАУ Республики Мордовия МФЦ

Год

Количество муниципальных услуг оказанных ГАУ Республики Мордовия МФЦ, штук

2014 г.

4926

2015 г.

6704

2016 г.*

4670

* – с января по октябрь 2016 года

На данный момент по итогам 10 месяцев 2016 года было оказано 4670 муниципальных услуг, за весь период 2015 их количество составило 6704. Необходимо отметить и тот факт, что количество предоставляемых муниципальных услуг с каждым годом растет (таблица 2)

Таблица 2 – Количество муниципальных услуг предосталяемых ГАУ Республики Мордовия МФЦ

Год

Количество муниципальных услуг оказанных ГАУ Республики Мордовия МФЦ, штук

2014 г.

27

2015 г.

36

2016 г.*

37

* – с января по октябрь 2016 года

С момента открытия МФЦ количество оказываемых муниципальных услуг значительно увеличилось. В таблице 3 представлены наиболее востребованные муниципальные услуги предоставляемые центром [3].

Таблица 3 – Количество наиболее востребованных муниципальных услуг предоставленных ГАУ Республики Мордовия МФЦ

Наименование услуги

2014 г.

2015 г.

2016 г.*

прием

консультация

прием

консультация

прием

консультация

Подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства

118

76

257

190

170

214

Подготовка и утверждение градостроительного плана земельного участка

76

109

67

206

124

161

Выдача дубликатов свидетельств о праве собственности на землю, копий арх. документов, подтверждающих право на владение землей

42

42

135

213

121

134

Выдача архивных справок

678

263

907

1051

653

497

Включение в список граждан, имеющих право на приобретение жилья эконом. класса в рамках программы «Жилье для российской семьи»

252

559

190

470

* – с января по октябрь 2016 года

За 10 месяцев 2016 года наибольшее количество документов было принято по услуге «Выдача архивных справок», по этой же услуги было оказано наибольшее число консультаций. Также нужно отметить популярность услуги «Включение в список граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках реализации программы «Жилье для российской семьи», предоставление которой в МФЦ было начато только в середине 2015 года. Сейчас оказывается большое количество консультаций по данной услуге, количество принятых документов так же находится на достаточно высоком уровне.

Таким образом, организация предоставление муниципальных услуг на территории Республики Мордовия, в частности в ГО Саранск осуществляется местной администрацией, в том числе при помощи Многофункционального центра оказания государственных и муниципальных услуг. Задача организации такого взаимодействия заключается в упрощение процедур получения услуг, сокращение сроков и повышение комфортности, повышение уровня удовлетворенности получателей муниципальных услуг качеством их предоставления. На данный момент, ГАУ РМ МФЦ предоставляет 37 муниципальных услуг, в ближайшее время планируется значительное расширение данного перечня.

Список использованных источников

  1. Акимова Н. А. Муниципальные услуги: формирование системы управления / Н. А. Акимова, 3. 3. Муллагалеева. – Кемерово. : Кузбассвузиздат, 2004. – 124 с.

  2. Дмитриева Е. А. Виды муниципальных услуг в России / Е. А. Дмитриева // Наука и образование. – 2010. – № 6. – С. 95–99.

  3. Государственное автономное учреждение Республики Мордовия «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mfc13.ru/.

  4. Государственное и муниципальное управление: итоговая государственная аттестация студентов: учебное пособие / Коваленко Е.Г., Кормишкина Л.А., Еремин А.Р., Баландина С.В., Белова Ю.А., Зинчук Г.М., Кочеткова С.А., Маслова С.И., Пилипенко С.Г., Полушкина Т.М., Родионова О.М., Рябова С.Г., Седашкина Т.И., Тишкина Т.М., Якимова О.Ю. Под ред. Е.Г. Коваленко. – М.:ИНФРА-М, 2010. – 409 с.

  5. Государственное и муниципальное управление: итоговая государственная аттестация студентов: Учебное пособие. / Коваленко Е.Г., Кормишкина Л.А., Еремин А.Р., Баландина С.В., Белова Ю.А., Зинчук Г.М., Кочеткова С.А., Маслова С.И., Пилипенко С.Г., Полушкина Т.М., Родионова О.М., Рябова С.Г., Седашкина Т.И., Тишкина Т.М., Якимова О.Ю. Под ред. Е.Г. Коваленко. – М.:ИНФРА-М, 2012. – 409 с.

  6. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг [Электронный ресурс] : Федер. закон Рос. Федерации от 27 июля 2010 г., №210–ФЗ. – Доступ из справ.правовой системы «Консультант-Плюс».

  7. Рой О. М. Система государственного и муниципального управления / О. М. Рой. – СПб. : Питер, 2009. – 732 с.

  8. Система муниципального управления : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление» / под редакцией В. Б. Зотова. Москва, ОЛМА_ПРЕСС, 2006. - 623 с.

Просмотров работы: 552